Система образования и новые информационные технологии
Во второй половине двадцатого века общество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития. Эту новую эпоху в развитии человечества иногда еще называют «информационным обществом», «обществом знаний» ввиду той роли, которую в ней играют знания и информация. Потенциал развития общества определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает. Новые информационные и коммуникационные технологии внедрились во все стороны жизни общества очень быстро, в течение жизни одного поколения, изменив способы и расширив возможности коммуникаций. Их влияние на науку, образование, культуру, и другие сферы деятельности непрерывно растет.
Настоящая эпоха характеризуется лавинообразным ростом информации и её быстрым старением. Это приводит к тому, что накопление знаний при обучении само по себе утрачивает приоритетную значимость, и однозначная направленность образования на трансляцию знаний меняется. Актуальной становится задача формирования определенных приемов мышления, позволяющих обучающимся самостоятельно приобретать знания, мыслить творчески и уметь применить свой интеллектуальный потенциал в профессиональной деятельности, обладающих такими качествами, как коммуникабельность, способность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного общества, умение грамотно работать с информацией и эффективно использовать информационные ресурсы для решения поставленных задач. «Образованность в постиндустриальном обществе – это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить» (Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008. – с 42.).
Одним из путей повышения эффективности обучения является внедрение в этот процесс информационных технологий. Информационные технологии позволяют сделать обучение более наглядным, обеспечивают личностно-ориентированный подход к обучению, повышают интенсивность занятий.
«Информационная технология – совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации» (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М., Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005, с 111.).
В учебном процессе компьютер выступает как объект изучения и средство обучения. Представление компьютера как объекта изучения предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих использовать компьютер для решения разнообразных задач. Во втором случае компьютер рассматривается, как мощное средство обучения, способное значительно повысить его качество, доступность, интенсивность.
Возникновение информационных технологий связывают с появлением в середине XX века электронных вычислительных машин. Развитие информационных технологий в образовании можно разбить на пять этапов.
Первый этап развития информационных технологий в образовании приходится на 1950-60-е годы. Этот этап можно считать подготовительным, так как в то время появлялись первые электронные вычислительные машины. Возникли идеи, предлагавшие использовать ЭВМ как средство автоматизации педагогического труда. Разрабатывались идеи использования компьютеров в учебном процессе, где ЭВМ отводилась роль нового технического средства обучения, «экзаменатора», «репетитора».
Второй этап (1960-70-е годы) приходился на разработку автоматизированных обучающих систем. Произошло осознание того, что лавинообразное внедрение вычислительной техники в учебный процесс не ведет к повышению эффективности обучения. Условием последнего является поиск идей и методов по использованию и представлению знаний с помощью искусственного интеллекта. На этом этапе началось развитие информационных технологии обучения.
Третий период (конец 1970-х – начало 1980-х) характеризовался развитием инженерных знаний и инструментальных средств автоматизированных обучающих систем. Широкое распространение получили научные исследованиям и эксперименты в области дидактики использования электронной вычислительной техники в процессе обучения. Появились персональные электронные вычислительные машины (ПЭВМ) на базе больших интегральных схем и возможность использовать их как сравнительно недорогие, но мощные средства обработки и накопления информации. В тот же период возникли локальные компьютерные сети для обмена информацией друг с другом, а также региональные российские и зарубежные сети. Компьютерные и информационные технологии обучения продолжали развиваться. В то время термин «компьютерные технологии обучения» начинает заменяться термином «информационные технологии обучения».
Четвертый период (середина 1980-х – середина 1990-х годов) стал этапом разработки автоматических обучающих систем и внедрение их в процесс обучения. Были проведены исследования по моделям объяснения в автоматических обучающих системах, интеллектуальным технологиям, стратегиям обучения и оценки знаний. В тот период формировалась глобальная сеть Интернет и разрабатывались информационные технологии обучения, связанные с ней: дистанционное обучение, гипертекстовая (HTML-технологии).
Пятый период (с середины 1990-х – до сегодняшнего дня) характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет автоматизировать процесс управления образованием, внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. На данном этапе информационные технологии обучения применяются не только как частные методики, зависящие от учебных целей и учебных ситуаций (микромиры, гипертекст, мультимедиа, виртуальная реальность и т.д.). Начинает формироваться общая теория электронного обучения, разрабатываются государственные программы информатизации образования.
Можно выделить три уровня внедрения информационных технологий в процесс обучения.
Первый уровень – компьютерная поддержка курса. На этом уровне рассматриваются элементы компьютерных технологий, включаемых в традиционный образовательный процесс и подчиненных ему по целям и содержанию. Применение компьютера меняет только форму представления учебного материала и некоторые элементы организации учебного процесса, не затрагивая его традиционных основ.
Второй уровень – внедрение моделирующих программ, мультимедиа систем и телекоммуникаций. В применении информационных технологий происходит смещение акцентов с тренажа и контроля на использование моделирующих программ, построенных по типу «операционная среда» и позволяющих проводить активное исследование объектов, процессов, систем. Становятся все более популярными мультимедиа системы и телекоммуникации, с помощью которых учащийся получает доступ к разнообразной информации. Таким образом, при общей привязанности по содержанию к традиционным программам курсов, учебникам и пособиям, на данном этапе предполагается активное использование моделирующих сред и информационных систем, предусматривающих проведение всестороннего исследования объектов, процессов и систем реального мира.
Третий уровень – формирование электронно-образовательных сред (пространств). Данный уровень связан с перестройкой системы образования, которая должна быть приведена в соответствие с потребностями информационного общества. Компьютерные технологии перестают носить вспомогательный характер, поскольку на их использование ориентируется содержание учебного процесса. Предполагается разработка учебников нового типа и специальных образовательных компьютерных сред, включающих базы данных и инструментарий для познания окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования, моделирования и конструирования.
Рассмотрим возможности применения информационных технологий на каждом этапе процесса обучения.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: