logo
Педагогика

Содержание семейного воспитания

Выдающийся польский педагог Януш Корчак отстаивал идею о том, что ребенок – не будущий человек, а уже человек, детство и юность – не ожидание взрослости, а полноценный период жизни. Правильно, когда родители строят отношения с ребенком не с позиций начальника или собственника, а как близкие, доброжелательные, доверительные. С раннего детства полезны разговоры «по взрослому», взаимные обсуждения, совместные игры и дела, уроки великодушия и справедливости, добрые советы и приучение к самостоятельности, обоснованному выбору и правилу отвечать за него и его последствия. От того, как построен семейный уклад, какие налажены внутрисемейные отношения, насколько глубоко родители осознают ответственность перед обществом за воспитание своих детей, будет зависеть успех формирования личности ребенка. Помимо этого родителям важно осуществлять всестороннее развитие, поскольку содержание семейного воспитания охватывает все направления развития личности, видоизменяясь от возраста к возрасту.

Центральное место в содержании семейного воспитания занимает нравственное воспитание. В семье формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками формирования личности детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся гуманизм, эмпатия, внимательность, сострадание, сопереживание, культура общения, отзывчивость. Вместе с тем именно в сфере семейных отношений в зависимости от их стиля и традиций произрастают эгоизм, черствость, неуважение к старшим, невнимание к окружающим, безответственность, безжалостность, хамство.

Для нравственного воспитания в семье используются различные способы и средства: беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и т.д.), методы обучения и др. Доступные нравственные беседы исподволь формируют представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, сердечности и бессердечном, правдивом и лживом. Однако одних бесед здесь недостаточно. Необходимы упражнения в нравственном поведении, только тот человек станет добрым, гуманным, отзывчивым, честным и т.д., который с детства совершает соответствующие этим нравственным качествам дела и поступки.

У народов Северного Кавказа семейный быт является элементом духовной культуры. Горская семья состоит из нескольких поколений и насчитывает до 40 человек. Во главе такой семьи стоит отец. Он распоряжается хозяйственной деятельностью, регулирует взаимоотношения между ее членами. Его жена ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей. Женщина у народов Северного Кавказа пользуется глубоким уважением, ее личность считается неприкосновенной. Кавказец в каждой женщине должен видеть мать, сестру, жену и относиться к ней должен по-родственному. Авторитет отца и матери непререкаем. Дети беспрекословно подчиняются старшим членам семьи. Культивируется домашний очаг.

Также воспитанию нравственности у детей народов Северного Кавказа способствует то, что здесь культивируются основы семейно-брачных отношений. Недопустима половая жизнь до брака, неукоснительно соблюдается женское целомудрие. К нравственному облику жениха и невесты предъявляются строгие требования, учитывается общественное мнение о семье жениха (невесты). Родители с малых лет прививают знание о том, что такое семейный долг (супружеский, родительский, дочерний, сыновний, долг брата, сестры), каковы обязанности старшего сына. Детям дается представление о материнстве как высшей социальной ценности, предназначении женщины; представление об отцовстве как благородном долге и ответственности перед семьей и обществом, перед своей совестью, безупречности, справедливости и честности отца по отношению к семье, детям. С ранних лет родители прививают понятие о том, что дети – основная ценность семьи.

В содержание семейного воспитания входит умственное воспитание, которое в семье начинается с самого раннего возраста. Родители учат ребенка произносить звуки и слова, организуют развивающие игры, покупают и делают сами такие игрушки, которые способствуют умственному развитию детей. Постепенно задача родителей усложняется, старшие члены семьи должны развивать и поддерживать интерес к школьному обучению. Родители создают необходимую материальную базу для учения школьника: учебные пособия и принадлежности, рабочее место (стол, стул, соответствующие росту ученика); организуют должные гигиенические условия, следят за тем, чтобы помещение для занятий проветривалось и хорошо освещалось). Родители заботятся о развитии работоспособности детей, о выполнении ими режима дня, регулярно контролируют посещение учащимися учебных занятий, осуществляют руководство домашней учебной работой школьников, оказывают им помощь в ее выполнении. Старшие члены семьи развивают настойчивость учащихся в преодолении затруднений в учебе.

Ценной формой помощи школьнику в семье является систематическое расширение его общеобразовательного и культурного кругозора благодаря руководству домашним чтением. Родителям важно суметь заинтересовать школьника чтением, и здесь наиболее уместным будет собственный пример родителей. Помочь в этом могут вначале совместные чтения, затем контроль за чтением книг по списку, рекомендуемому учителем.

Семья является незаменимым источником обогащения эстетических вкусов, умений и навыков детей. Успехи в воспитании приходят к родителям значительно проще и быстрее, если они обеспечивают в семье интерес к чтению художественной литературы, если в доме звучит музыка, песни, исполняемые всеми членами в часы досуга, колыбельные песни маленьким детям, ведется совместный просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, если в доме растут цветы, эстетично оформлена квартира. Повышенного внимания родителей старшеклассников требует формирование здоровых эстетических вкусов по отношению к одежде, музыке, книгам и пр. Эстетика всей жизни помогает развивать внутренние эстетические представления, чувства и идеалы детей. Квалифицированными консультантами родителей по этим вопросам могут стать учителя музыки, пения, рисования, которые познакомят родителей с наиболее эффективными формами и методами эстетического воспитания.

Значителен вклад семьи в физическое воспитание подрастающего поколения. С раннего детства родители приучают ребенка к соблюдению определенного режима дня, закаливают их, прививают потребность в выполнении утренней зарядки, рационально организуют питание, отдых, сон, своевременно проводят профилактическое лечение. В период обучения в школе заботливые родители, старшие члены семьи привлекают детей к занятиям в спортивных секциях, к участию в соревнованиях, воскресному туризму и другим формам активного отдыха.

У различных народов Северного Кавказа в семьях с раннего возраста у детей воспитываются такие качества, как сила, ловкость, выносливость, сообразительность, меткость, внимательность и др. Исследователи З.Х.Боташева, М.М. Кодзоева, К.Б.Семенов, С.Б.Узденова, К.Х.Унежев, исследуя самобытность педагогики северо-кавказских народов, показали, что, живя с древнейших времен в тяжелых условиях, в семьях горских народов с раннего возраста в детях воспитывались качества, позволявшие легко войти в жизнь общества, быть его достойным представителем.

Родители, старшие члены семьи не остаются в стороне от проблем гигиенического и полового воспитания подростков. Доверительный характер семейных отношений создает благоприятную почву для просвещения и привития определенных установок в этих тонких, интимных сферах жизнедеятельности человека.

Одной из стержневых линий воспитания в семье является трудовое воспитание. Оно предполагает, начиная с раннего детства, постоянное привлечение детей к самообслуживанию, к уборке и ремонту жилых помещений, работе на дачном участке, оказанию помощи родителям в закупке продуктов, приготовлению пищи, стирке белья, уходе за цветами и др. С малых лет дети под руководством старших членов семьи включаются в производительный труд. При этом старшие члены семьи являются для младших не только примером трудолюбия, но и выступают в роли домашних учителей и наставников. В подростковом возрасте трудовое воспитание приобретает подчеркнуто профессиональную направленность, ориентирующую детей на подготовку к труду на производстве и продолжение образования.

На Северном Кавказе, к примеру, одним из основных занятий горцев в прошлом было скотоводство. Дети помогали взрослым сортировать шерсть, чесать ее, наматывать пряжу. Умение быстро сматывать веревки, арканы, подпруги было необходимо людям, занимающимся скотоводством.

Семья закладывает основы гражданского и патриотического воспитания. В семье формируется любовь к Родине, глубокое уважение к родной культуре и родному языку, готовность в трудный момент встать на защиту отчизны. От нравственного климата в семье зависит также, вырастет ли в ней законопослушный, дисциплинированный гражданин, учитывающий интересы других людей и государства, или потенциальный правонарушитель и даже преступник.

В содержание семейного воспитания составной частью входит экологическое воспитание подрастающего поколения. Родители с ранних лет приучают ребенка к жизни в гармонии с природой, разумному расходованию природных богатств.

Так, у горских народов старшие члены семьи не только знакомят детей с природой, ее явлениями, но и рассказывают о том, что она дает людям все необходимое для жизни, что пребывание на лоне природы, отдых и развлечения способствуют укреплению здоровья. В семье знакомят детей с растениями, травами, рассказывают о целебных свойствах некоторых трав. Вместе со взрослыми дети собирают лечебные травы и корни, сушат их, запасаются ими на зиму. Но при этом родители советуют не рвать другие растения. У подрастающего поколения с ранних лет вырабатывается доброе, заботливое, подлинно человеческое отношение к природе. Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, ее пользы, развивается и обогащается в труде.

Наконец, семья является первоосновой в формировании мировоззрения человека, решении им всей совокупности смысложизненных проблем, высшего уровня ценностного сознания, организующего его стремление к самореализации, духовности.

Для полноценной реализации воспитательных функций в соответствии с содержанием семейного воспитания родителям необходимо помнить о том, что условием успеха семейного воспитания является здоровый семейный быт. Данное понятие включает в себя весь уклад семейной жизни, духовный облик семьи, культуру домашней обстановки, взаимоотношения родителей. Дети с малых лет должны видеть гражданское лицо родителей, их честный труд. Организуя семейную жизнь, родителям следует учитывать, что необходимым условием развития личности ребенка является его деятельность. Мотивом может быть пример родителей, окружающих ребенка лиц, требования семьи, коллектива, сознательно поставленная цель, чувства ребенка и др. Руководя организацией жизни и деятельности детей в семье, родители добиваются того, чтобы мотивы соответствующей деятельности детей были осознанными и носили позитивную направленность. В каждом виде деятельности ребенок должен проявлять самостоятельность и активность.

Условием успеха в семейном воспитании является требовательность к ребенку и уважение к его личности. Требовательность и уважение – две стороны единого процесса: родители требуют, потому что уважают своего ребенка и уважают, потому что требуют. Требовательность не имеет ничего общего с недоверием. Требование означает, что до сознания ребенка определенным образом доводится то или иное правило поведения и указывается способ его выполнения.

Не менее важным условием успеха семейного воспитания является систематичность и последовательность педагогических воздействий. В воспитании сознания и поведения детей родители идут от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывают при этом их возраст. Нельзя достичь успехов в воспитании без соблюдения единства требований к детям со стороны всех членов семьи, школы.

Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию.

С начала 90-х гг.  XX в. семья в России подверглась деформации. Разрушалась ее репродуктивная, воспроизводящая функции: снижалась рождаемость, увеличивалась детская смертность. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред духовному и психологическому развитию, становлению личности ребенка.

Снизилось значение воспитательной функции семьи: отсутствует четкое определение цели семейного и общественного воспитания, нет условий для решения образовательных задач. Без решения проблем семьи не может быть успешно решена задача формирования личности гражданина свободной, демократической России. Необходимо пристальное внимание со стороны государства к проблемам семьи как основной ячейки общества, поскольку именно семье принадлежит ведущая роль в формировании личности на первоначальном этапе.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Семья как институт социализации выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Она несет ряд важнейших функций – передачи социального опыта детям, экономическую, гедонистическую, психотерапевтическую. На осуществление их влияют и социально-экономическое положение страны, и нравственный климат в обществе. Поэтому проблемы семьи, причины их возникновения и способы преодоления должны быть в центре социальной политики.

Таким образом, семья обеспечивает нравственное, умственное, физическое, эмоциональное, трудовое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детстве она играет основную роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации. В подростковом возрасте ее воздействие по-прежнему остается ведущим. Семья влияет на процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает личные характеристики, особенности эмоциональных реакций, различные социальные установки, полоролевые поведенческие образцы. Семья имеет определяющее значение в овладении человеком социальными нормами, в осознании ценности общественной деятельности, формировании готовности и желания участвовать в жизни общества, в выработке умения действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность, быть полноценным членом общества.