3.Особенности менеджмента в образовании
История менеджмента отражает тот факт, что для обеспечения общественного прогресса, развития общества в благоприятном для людей направлении социальная сфера нуждается в современном управлении.
Администрация образовательного учреждения, с одной стороны, может выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к учительскому коллективу, с другой стороны, она является объектом управления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением. В то же время администрация образовательного учреждения состоит из менеджеров определенных направлений деятельности школы, каждый из которых управляет подчиненными ему работниками, образующими управляемую подсистему.
Современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения, можно считать менеджером учебно-познавательного процесса, так как он является не только субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся, но и оказывает образовательные услуги в условиях зарождающейся конкуренции.
Педагогический менеджмент — это:
а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития;
б) научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.
Методологическая основа педагогического менеджмента – системный деятельностный подход. Он относится к социальному менеджменту, но имеет свою специфику. Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образования.
Предмет труда - деятельность управляемого субъекта. Субъектом управления образовательными учреждениями выступают директора школ, их заместители, менеджеры высшего звена управления образованием. Специфичным является то, что они управляют сложным многоступенчатым механизмом, каким является как отдельное образовательное учреждение, так и система образования в целом. В основе работы педагогических менеджеров лежит взаимодействие с учениками, родителями и учителями. Система взаимодействия осложняется тем, что каждый из названной группы имеет не только возрастные особенности и половые различия, но и занимает особое место в разноуровневой системе управленческой пирамиды.
Продуктом педагогического менеджмента принято считать информацию, которую реализуют педагогические менеджеры. Она достаточно специфична, поскольку касается обучения и воспитания подрастающего поколения.
Орудием педагогического менеджмента является слово, язык, речь.
Результат - уровень обученности, воспитанности и развития учащихся.
Менеджмент не дает унифицированных рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или других управленческих задач, добиваться успеха.
Каковы содержание и функции менеджмента на уровне школы или вуза, работающих в рыночных условиях? Эти учреждения продают образовательные услуги. Потребитель желает получить именно те услуги, которые ему необходимы. В вузе он намерен приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень, приобщиться к культурным ценностями т.д. Услуга должна быть предоставлена в установленные сроки, быть высоко качественной и желательно недорогой.
Функции менеджера, предоставляющего от своей фирмы (школы или вуза) услуги, состоят в том, чтобы:
1) найти потребителей услуг (в большинстве стран рыночной ориентации нет закона об обязательном образовании);
2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, способных предоставить высококачественную услугу;
3) сконцентрировать в одном месте (университетах, школах, аудиториях, классах) потребителей услуг и исполнителей заказа;
4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами;
5) стимулировать, контролировать и своевременно корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества;
6) получить прибыль, распределить ее на оплату труда и развитие производства. Такова упрощенная модель менеджмента в рыночной системе образования (воспитания), функционирующей на уровне школы (вуза).
Из нее выводятся главные задачи педагогического менеджмента:
- планирование процесса;
- его ресурсное обеспечение;
- формирование высокой мотивации участников;
- контроль и коррекция процесса;
- анализ результатов.
Подобные задачи будут повторяться в каждом новом цикле, поскольку процессы воспитания и образования имеют циклический характер. На следующем цикле должны быть учтены и устранены недостатки, выявленные в предыдущем. Если этого не будет сделано, качество педагогических услуг улучшаться не будет. Показатели эффективности деятельности менеджера везде одинаковы: выполнение договорных обязательств, высокое качество продукта на уровне последних достижений научно-технического и социального прогресса.
Педагогический менеджмент как специфическая творческая деятельность человека базируется на принципах научного управления. Воспитание и обучение как объекты менеджмента, равно как и управление ими, всегда носили и носят целенаправленный характер.
1. Поэтому первый принцип - это принцип целенаправленности как основа планирования, организации и контроля. Принято считать этот принцип системообразующим, т.е. основным и определяющим содержание всей деятельности менеджера любого уровня управления. Этот принцип определяет конечную цель управления образовательным учреждением, отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Любое образовательное учреждение как социально-педагогический комплекс находится в непрерывном поступательном движении, а перспективность и социальная значимость цели отражают его непрерывный характер.
2. Второй принцип весьма важный для управленческой деятельности, - принцип личностного подхода. Для педагогического менеджера крайне важно знать особенности личности учителя. Следует помнить, что педагогическая профессия специфична как по объектам труда, так и по средствам. Творческая доминанта профессиональной деятельности учителя требует глубокой индивидуализации управленческих процессов руководителя. Знание нюансов характера, темперамента, степень коммуникабельности каждого учителя значительно облегчает руководство педагогическим коллективом в целом.
3. Принцип делегирования полномочий. В основе этого принципа лежит обращение менеджера любого уровня к коллективной деятельности. Важным системообразующим компонентом является система умений менеджера разумно распределять полномочия, используя коллективный разум своей команды. Директор или завуч образовательного учреждения равномерно распределяют обязанности таким образом, чтобы все члены коллектива активно работали в управленческом поле.
4. Принцип управленческой активности. Претворение в жизнь этого принципа является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций и исполнителей. Важным компонентом здесь выступает понимание и принятие педагогическим менеджером целей и задач своей управленческой деятельности. Отношение к должностным инструкциям и установленным правилам не может быть застывшей догмой. Именно активность педагогического менеджера помогает избегать косности, шаблонов, стереотипов.
5. Принцип последовательности и систематичности. В деятельности педагогического менеджера должен быть порядок. Он определяет последовательность управленческих действий, а следовательно, и конечный результат. Реализация этого принципа предполагает четкое подчинение действий педагогических менеджеров всех звеньев целям образования. Это дает возможность выстраивать реализацию управленческих задач от простого к сложному, сочетать целевое, функциональное управление и линейное руководство. Систематичность предусматривает также реализацию самосовершенствования на основе достижений теории и передовой практики педагогического менеджмента.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: