logo
Педагогика

3.Особенности менеджмента в образовании

История менеджмента отражает тот факт, что для обеспечения общественного прогресса, развития общества в благоприятном для людей направлении социальная сфера нуждается в современном управлении.

Администрация образовательного учреждения, с одной стороны, может выступать в качестве совокупного субъекта управления по отношению к учительскому коллективу, с другой стороны, она является объектом управления (точнее, управляемой подсистемой) со стороны органов управления образовательным учреждением. В то же время администрация образовательного учреждения состоит из менеджеров определенных направлений деятельности школы, каждый из которых управляет подчиненными ему работниками, образующими управляемую подсистему.

Современного учителя, работающего в условиях активного вхождения школы в рыночные отношения, можно считать менеджером учебно-позна­вательного процесса, так как он является не только субъектом управления процессом обучения, воспитания и развития учащихся, но и оказывает об­разовательные услуги в условиях зарождающейся конкуренции.

Педагогический менеджментэто:

а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагоги­ческими системами, направленный на повышение эффективности их функ­ционирования и развития;

б) научно-организованное управление со свое­образной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педаго­гического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

Методологическая основа педагогического менеджмента – системный деятельностный подход. Он относится к социальному менеджменту, но имеет свою специфику. Специфика педагогического менеджмента заключена в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образования.

Пред­мет труда - деятельность управляемого субъекта. Субъектом управления образовательными учреждениями выступают ди­ректора школ, их заместители, менеджеры высшего звена управления образованием. Специфичным является то, что они управляют сложным многоступенчатым механизмом, каким является как отдельное образовательное учреждение, так и система образования в целом. В основе работы педаго­гических менеджеров лежит взаимодействие с учениками, родителями и учителями. Система взаимодействия ослож­няется тем, что каждый из названной группы имеет не толь­ко возрастные особенности и половые различия, но и зани­мает особое место в разноуровневой системе управленческой пирамиды.

Продуктом педагогического менеджмента принято считать информацию, которую реализуют педагогические менеджеры. Она достаточно специфична, поскольку каса­ется обучения и воспитания подрастающего поколения.

Ору­дием педагогического менеджмента является слово, язык, речь.

Результат - уровень обученности, воспитанности и раз­вития учащихся.

Менеджмент не дает унифицированных рецептов, он учит тому, как, зная приемы, способы и пути разрешения тех или других управленческих задач, добиваться успеха.

Каковы содержание и функции менеджмента на уровне школы или вуза, работающих в рыночных условиях? Эти учреждения продают образовательные услуги. Потребитель желает получить именно те услуги, которые ему необходи­мы. В вузе он намерен приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень, приобщиться к культурным ценностями т.д. Услуга должна быть предоставлена в установленные сроки, быть высоко качественной и желательно недорогой.

Функции менеджера, предоставляющего от своей фирмы (школы или вуза) услуги, состоят в том, чтобы:

1) найти потребителей услуг (в большинстве стран ры­ночной ориентации нет закона об обязательном образова­нии);

2) подобрать персонал необходимой квалификации, на­нять специалистов, способных предоставить высококачест­венную услугу;

3) сконцентрировать в одном месте (университетах, шко­лах, аудиториях, классах) потребителей услуг и исполни­телей заказа;

4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходи­мыми средствами;

5) стимулировать, контролировать и своевременно кор­ректировать течение процесса, добиваясь нужного качества;

6) получить прибыль, распределить ее на оплату труда и развитие производства. Такова упрощенная модель менеджмента в рыночной системе образования (воспитания), функционирующей на уровне школы (вуза).

Из нее выводятся главные за­дачи педагогического менеджмента:

- планирование процесса;

- его ресурсное обеспечение;

- формирование высокой мотивации участников;

- контроль и коррекция процесса;

- анализ результатов.

Подобные задачи будут повторяться в каждом новом цикле, поскольку процессы воспитания и образования име­ют циклический характер. На следующем цикле должны быть учтены и устранены недостатки, выявленные в предыду­щем. Если этого не будет сделано, качество педагогических услуг улучшаться не будет. Показатели эффективности деятельности менеджера везде одинаковы: выпол­нение договорных обязательств, высокое качество продукта на уровне последних достижений научно-технического и со­циального прогресса.

Педагогический менеджмент как специфическая творче­ская деятельность человека базируется на принципах научно­го управления. Воспитание и обучение как объекты менедж­мента, равно как и управление ими, всегда носили и носят целенаправленный характер.

1. Поэтому первый принцип - это принцип целенаправленности как основа планирования, организации и кон­троля. Принято считать этот принцип системообразующим, т.е. основным и определяющим содержание всей деятельности менеджера любого уровня управления. Этот принцип опре­деляет конечную цель управления образовательным учрежде­нием, отражает требование ставить цели с учетом их опти­мальности и реальности, социальной значимости и перспек­тивности. Любое образовательное учреждение как социально-педагогический комплекс находится в непрерывном поступательном движении, а перспективность и социальная значимость цели отражают его непрерывный характер.

2. Второй принцип весьма важный для управленческой дея­тельности, - принцип личностного подхода. Для педагоги­ческого менеджера крайне важно знать особенности лич­ности учителя. Следует помнить, что педагогическая профессия специфична как по объектам труда, так и по средствам. Твор­ческая доминанта профессиональной деятельности учителя требу­ет глубокой индивидуализации управленческих процессов ру­ководителя. Знание нюансов характера, темперамента, сте­пень коммуникабельности каждого учителя значитель­но облегчает руководство педагогическим коллективом в целом.

3. Принцип делегирования полномочий. В основе этого прин­ципа лежит обращение менеджера любого уровня к коллек­тивной деятельности. Важным системообразующим компо­нентом является система умений менеджера разумно распре­делять полномочия, используя коллективный разум своей команды. Директор или завуч образовательного учреждения равномерно распределяют обязанности таким образом, что­бы все члены коллектива активно работали в управленческом поле.

4. Принцип управленческой активности. Претворение в жизнь этого принципа является условием постоянного раз­вития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций и исполнителей. Важным компонентом здесь высту­пает понимание и принятие педагогическим менеджером це­лей и задач своей управленческой деятельности. Отношение к должностным инструкциям и установленным правилам не может быть застывшей догмой. Именно активность педаго­гического менеджера помогает избегать косности, шаблонов, стереотипов.

5. Принцип последовательности и систематичности. В деятельности педагогического менеджера должен быть порядок. Он определяет последовательность управлен­ческих действий, а следовательно, и конечный результат. Ре­ализация этого принципа предполагает четкое подчинение дей­ствий педагогических менеджеров всех звеньев целям образо­вания. Это дает возможность выстраивать реализацию управ­ленческих задач от простого к сложному, сочетать целевое, функциональное управление и линейное руководство. Сис­тематичность предусматривает также реализацию самосовер­шенствования на основе достижений теории и передовой практики педагогического менеджмента.