logo
Педагогика

2. Функции педагогической науки

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводит к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Педагогическая наука, объект которой находится в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Хотя процесс выявления педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, и внедрение в этот процесс точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания. Поэтому развивать педагогическую науку по образцу наук естественнонаучного цикла не удается. Прогностическая функция педагогической теории в отличие, например, от теории в физике, состоит не только в том, что она дает возможность предвидеть, как процесс (в данном случае педагогический) будет протекать «сам по себе», без нашего вмешательства. Важно не только охватить «самодвижение» объекта и на этой основе предсказать, как будет вести себя именно эта, изучаемая нами педагогическая система. Необходимо также показать, как эту систему можно преобразовать, улучшить. Задача двуединая: не только изучать, но и конструировать.

Процесс получения в педагогике знаний, отображающих действительность в теоретическом или эмпирическом плане, принципиально не отличается от того, что происходит в таких науках, как физика, химия, история. Но педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология; конструктивно-техническая — техническим наукам, медицине и т.п. В педагогике эти функции совмещаются. Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой — проедписывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате накапливаются и обобщаются знания об успешности или неуспешности работы учителя, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебного материала, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.