3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
Цель мониторинга в деятельности классного руководителя - повышение качества воспитательного процесса в классе. Основными объектами мониторинга является уровень развития классного коллектива, качество организуемых в классе воспитательных дел, эффективность работы органов самоуправления, личностные качества выпускников данного класса, такие как (гражданские, духовно-нравственные, интеллектуальные, деловые, организационно-волевые, социальные и др.
Одним из направлений мониторинга классного руководителя является изучение педагогической культуры родителей, уровень воспитанности ребенка в семье. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. В ходе мониторинга классный руководитель изучает качество взаимоотношений в семье, традиционные культурные ценности как основу воспитания детей в семье, особенности психофизического развития подростков в семейном воспитании, популяризацию здорового образа жизни в семье.
Функциями педагогической диагностики классного руководителя являются:
-
информационная функция (сбор сведений о личности, коллективе в целом);
-
оценочная функция (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.);
-
корректирующая функция (внесение частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса).
К видам педагогической диагностики относятся:
- начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми);
-
текущая педагогическая диагностика (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);
-
обобщающая педагогическая диагностика (диагностика при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).
Суть педагогической диагностики заключается:
-
в сборе информации о субъекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте, возможно, с описанием другого идентичного субъекта или, при необходимости, с описанием стандарта этого субъекта;
-
в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности;
-
в раскрытии и объяснении смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики;
-
в сообщении учащимся (их родителям, другим учителям) результатов диагностической деятельности;
-
в проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики.
Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельность классного руководителя по повышению качества воспитательного процесса.
Для того, чтобы составить прогноз, необходимо исходить из информации о прошлом и настоящем ребенка; кроме того, надо знать законы, тенденции развития того или иного педагогического явления. Важное значение в педагогике имеет активность предвидения, когда, предвидя будущее, педагоги готовы активно вмешаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассивность, созерцательность не характерны для педагогического прогноза.
Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремится предвидеть поведение, поступки ученика, прогнозирует развитие и формирование его личности, осуществляет управление педагогическим процессом.
Прогнозирование как функция педагогического мониторинга завершает цикл «изучение—диагноз—прогноз». Однако эта логическая структура в практике работы чаще всего относится лишь к начальному периоду изучения школьников, так как продуктивность педагогического процесса определяется, прежде всего, целью (задачами). Без цели не может быть самого педагогического процесса. Прогноз содержит цель, на реализацию которой направлен педагогический процесс.
Педагог, систематически изучая учащихся:
-
учитывает закономерности развития личности, распознает внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, а также при прогнозировании поведения и деятельности воспитуемых;
-
сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности качеств, свойств личности;
-
учитывает их взаимокомпенсацию, которая создает в каждый данный момент «новый узор» гармонии данной личности в данных условиях.
Все это создает почву для прогностической деятельности.
Чаще всего диагностируется «западающее звено», нарушения гармонии личности. Следовательно, и прогнозирование логично строить по линии проектирования путей восстановления гармонии, исправления искривлений, восстановления и создания здорового стереотипа вместо негативного и т.п.
Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулированного А.С.Макаренко, согласно которому, проектируя личность воспитанника, педагог опирается на его положительные стороны. Классный руководитель может ожидать положительный результат своей работы даже с очень запущенными в воспитательном отношении детьми. Искусство классного руководителя как раз и заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, в которых он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы, чтобы в целом личность становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом классный руководитель не должен забывать об активной позиции самого ребенка. Проектируя процесс ликвидации «западения», следует стремиться к тому, чтобы школьник осознал свои «минусы», проникся уверенностью, что он сможет от них избавиться, доверился своему воспитателю. Это условие часто забывается, и запрогнозированные результаты не осуществляются.
Главный смысл прогностической деятельности классного руководителя в том, чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании, развитии, формировании личности ребенка в самом начале, чтобы ликвидировать возможность перерастания этих незначительных отклонений в педагогическую запущенность.
На первом этапе изучения ученика для классного руководителя более важно не количество высокоразвитых качеств, не уровень отдельного (критериального) качества у него, а гармоническое развитие качеств.
Когда создастся устойчивый «комплект личности», можно и нужно говорить и действовать в целях формирования такой личности, в которой без нарушения гармонии развивались бы отдельные качества (или их группа), способные повышать общественную и профессиональную направленность в развитии личности с учетом ее интересов и склонностей.
Итак, критерием воспитанности на первом этапе познания школьника выдвигается наличие и характер доминанты — того элемента нравственности, который характеризует и отличает данную конкретную личность.
Доминанта обнаруживается прежде всего во внешнем проявлении — в поступках, взаимоотношениях, деятельности и может быть случайной, временной, не соответствующей или соответствующем внутреннему содержанию личности. Внимания и заботы классного руководителя требует доминанта, отражающая внутренний мир ребенка. Доминанта может быть положительной. В этом случае, опираясь на нее, можно достичь больших результатов в нравственном развитии и создать «особую прелесть личности». Доминанта может быть также явно отрицательной. Ее часто называют отклонением, или «западающим звеном». В этом случае при определенных условиях может произойти негативное развитие личности.
Определение реального уровня воспитанности — выявление доминанты — осуществляется по ряду признаков:
в сознании — умение (высокий, средний, низкий уровень), неумение, нежелание видеть нравственную сторону действительности; осознание нравственности поступков, обостренное чувство ответственности за них, непонимание их; принятие норм нравственности (стремится выработать привычку; понимая норму, не считает ее обязательной для себя); предвидение нравственных последствий своих поступков (высокий, средний, низкий уровень), не задумывается, не желает думать об этом;
в чувствах — наличие, степень (высокий, средний, низкий уровень) или отсутствие переживания общественных явлений, неучастие в коллективных делах; обостренная ответственность, наличие или отсутствие заботы о коллективе; повышенное или пониженное внимание к собственной личности, к своему положению в коллективе, к «своим делам»;
в поведении — при необходимости выбора принимает творческое решение, может или не может (не желает) самостоятельно принять решение, действует в соответствии с известной ему нормой, вопреки ей, или ограничивает круг распространения нравственного поведения (по-разному ведет себя с близкими и незнакомыми); устойчивость или неустойчивость поступков в различных ситуациях (под контролем — одно поведение, в отсутствии контроля — другое).
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: