logo
Педагогика

1. Цель и задачи деятельности классного руководителя

В период социально-экономических преобразований в нашей стране воспитание детей и подростков приобретает особое значение. Школа является важным звеном в системе воспитания. Усложнение задач воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ организационной работы школы. Гуманно-личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, открывает новые пути и способы формирования личности.

Воспитательные функции в школе призваны выполнять все педагогические работники. В классном коллективе воспитательную работу организует классный руководитель.

Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель – это педагог, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка и содействующий наилучшему освоению и усвоению мира каждым ребенком.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, ее успешной социализации в обществе.

Основной задачей деятельности классного руководителя является развитие человека и подготовка его к жизни. Миссию класс­ного руководителя можно рассматривать через выполнение им трех ведущих ролей: учителя, формирующего в классе ценность знаний, через преподавание собственного предмета, взаимодействие с другими учителями класса, внеурочное просвещение и стимулирование самообразования; воспитателя, выстраивающего организационную культуру класса, способную стимулировать каждого школьника как личности и всего класса как коллектива; психолога, поддерживающего гуманное взаимодействие в коммуникативных связках ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс, учитель - ученик, родители - школа. При этом, в какой бы роли ни выступал классный руководитель - учителя-предметника, психолога, исследователя - он остается главным воспитателем класса: все виды его деятельности должны но­сить воспитательный характер и дополнять, обогащать его ведущую деятельность - воспитательную.

Одной из задач деятельности является защита, со­хранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Эта задача состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессио­нального становления. Для этого необходимо изучать физическое и психическое здоровье учащихся класса, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, обращать внимание на дозировку классных и домашних заданий, про­водить совместно с медицинским работником школы и психологом занятия по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяс­нять последствия наркомании и СПИДа для человеческого организма. Классный руководитель должен проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков сохранения жизни, здоровья в экстремальных условиях.

Не менее важной задачей в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах: учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - ученик - родитель. Целью учителя в организации этой работы является передача детям знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Классный руководитель помогает понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Для этого необходимо изучать с учащимися исторический опыт организации взаимоотношений людей, их роли и последствия для последующих поколений, проводить диагностику взаимоотношений ребенка в семье и в классе, выявлять проблемы взаимоотношений и корректировать их.

Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических ка­чествах, умения общаться огромное значение имеет задача, направленная на разви­тие его нравственных качеств. Главным в решении этой задачи является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Необходимо формировать у детей понимание и осознание исторического прошлого и будущего. Это также означает воспитание интереса ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться, развивать волевые качества ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, формировать позитивное отношение к обычаям, тради­циям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, делать выводы о самом себе.

Очень значимой задачей деятельности классного руководите­ля является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Это требует изучения особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика.

Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых детей - это возможность реаби­литироваться после неудач на учебных занятиях. Классный руководитель должен не пропустить этот момент, ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков - это шанс найти свое место в среде сверстников. Поэтому следующей задачей в работе классного руководителя является развитие у своих учеников инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности и толерантности. Необходимо изучать потребности, интересы и желание детей в организации и проведении внеклассных мероприятий, предоставлять учащимся возможность самостоятельного планирования жизни в классе вне урочной деятельности и отвечать за его выполнение.