1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
В период социально-экономических преобразований в нашей стране воспитание детей и подростков приобретает особое значение. Школа является важным звеном в системе воспитания. Усложнение задач воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ организационной работы школы. Гуманно-личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, открывает новые пути и способы формирования личности.
Воспитательные функции в школе призваны выполнять все педагогические работники. В классном коллективе воспитательную работу организует классный руководитель.
Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель – это педагог, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребенка и содействующий наилучшему освоению и усвоению мира каждым ребенком.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, ее успешной социализации в обществе.
Основной задачей деятельности классного руководителя является развитие человека и подготовка его к жизни. Миссию классного руководителя можно рассматривать через выполнение им трех ведущих ролей: учителя, формирующего в классе ценность знаний, через преподавание собственного предмета, взаимодействие с другими учителями класса, внеурочное просвещение и стимулирование самообразования; воспитателя, выстраивающего организационную культуру класса, способную стимулировать каждого школьника как личности и всего класса как коллектива; психолога, поддерживающего гуманное взаимодействие в коммуникативных связках ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс, учитель - ученик, родители - школа. При этом, в какой бы роли ни выступал классный руководитель - учителя-предметника, психолога, исследователя - он остается главным воспитателем класса: все виды его деятельности должны носить воспитательный характер и дополнять, обогащать его ведущую деятельность - воспитательную.
Одной из задач деятельности является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Эта задача состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Для этого необходимо изучать физическое и психическое здоровье учащихся класса, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, обращать внимание на дозировку классных и домашних заданий, проводить совместно с медицинским работником школы и психологом занятия по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснять последствия наркомании и СПИДа для человеческого организма. Классный руководитель должен проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков сохранения жизни, здоровья в экстремальных условиях.
Не менее важной задачей в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений в системах: учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - ученик - родитель. Целью учителя в организации этой работы является передача детям знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Классный руководитель помогает понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Для этого необходимо изучать с учащимися исторический опыт организации взаимоотношений людей, их роли и последствия для последующих поколений, проводить диагностику взаимоотношений ребенка в семье и в классе, выявлять проблемы взаимоотношений и корректировать их.
Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет задача, направленная на развитие его нравственных качеств. Главным в решении этой задачи является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Необходимо формировать у детей понимание и осознание исторического прошлого и будущего. Это также означает воспитание интереса ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться, развивать волевые качества ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, делать выводы о самом себе.
Очень значимой задачей деятельности классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Это требует изучения особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика.
Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых детей - это возможность реабилитироваться после неудач на учебных занятиях. Классный руководитель должен не пропустить этот момент, ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков - это шанс найти свое место в среде сверстников. Поэтому следующей задачей в работе классного руководителя является развитие у своих учеников инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности и толерантности. Необходимо изучать потребности, интересы и желание детей в организации и проведении внеклассных мероприятий, предоставлять учащимся возможность самостоятельного планирования жизни в классе вне урочной деятельности и отвечать за его выполнение.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: