4. Авторские обучающие технологии
В качестве отдельного типа обучающих технологий следует выделить авторские, отличительной особенностью которых является их неразрывная связь с личным мастерством педагога и собственный педагогический почерк. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее создателя. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М. Монтессори, С. Френе, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих других педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности. Охарактеризуем в качестве примера авторскую технологию опережающего обучения С.Н.Лысенковой.
Технология опережающего обучения разработана С.Н. Лысенковой для учащихся младших классов с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения характеризуемой технологии следующие:
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми;
- установка на успех как главное условие оптимизации обучения;
- создание комфортного психологического климата в классе: проявление доброжелательности, организация взаимопомощи;
- упреждение возможных ошибок в учебной деятельности детей, а не работа над ними;
- последовательность, системность освоения детьми содержания образования;
- дифференциация, доступность задания для каждого ребенка;
- постепенный переход детей к самостоятельной работе;
- обучение отстающих учеников с помощью хорошо успевающих.
Сущность авторской технологии С.Н. Лысенковой заключается в алгоритмизации учебного материала в виде опорных сигналов (схем, дидактических знаков, карточек, таблиц и т.д.). Использование опорных сигналов в педагогическом процессе способствует четкой организации учения и управления мыслительной деятельностью детей, помогает им перейти от наглядно-чувственного восприятия окружающей действительности к абстрактно-логическому. Такая технология обеспечивает возможность для индивидуализации обучения и развития познавательной активности учащихся.
Предложенный С.Н. Лысенковой в рамках обучающей технологии прием комментированного управления характеризуется тем, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, которые, используя опорные сигналы при выполнении задания, рассуждают вслух и таким образом ведут за собой остальных, задавая уроку общий интенсивный темп. позволяет включать в работу весь коллектив класса, поддерживать обратную связь со всеми учащимися. Комментированное управление выражается в алгоритме: «думаю, говорю, записываю». Учащийся излагает классу как он собирается выполнить то или иное задание, затем комментирует ход своих действий и наконец записывает в тетради или на доске результаты своей учебной деятельности.
Таким образом, С.Н. Лысенкова создает педагогическую ситуацию, в которой учащиеся могут высказать свое мнение, предложить оригинальный вариант решения задачи, а другим школьникам предоставляется возможность принять участие в коллективном поиске ответа на поставленную задачу и освоить способ рассуждения по той или иной проблеме. Главное место здесь отводится творческой самостоятельности учащихся, логике, доказательности рассуждений, а также языку и понятиям, раскрывающим наиболее существенные свойства и связи изучаемого явления. Постепенно «комментированное управление» переходит в доказательное комментирование. При этом развивается логическое и критическое мышление детей.
Важнейший компонент технологии С.Н. Лысенковой – перспективное опережающее обучение, которое заключается в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала задолго до его прохождения по программе.
Перспективная тема обсуждается на каждом уроке малыми дозами, в течение 5-7 минут. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Далее следует обобщение по теме на основе приобретенных знаний. Таким образом, усвоение учебного материала осуществляется в три этапа:
1) предварительное введение первых порций будущих знаний;
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Предварительное усвоение учебного материала создает благоприятные предпосылки для перевода знаний в долговременную память. Такая организация обучения обеспечивает высокое качество усвоения знаний и развития способов умственной деятельности, позволяет значительно сокращать время изучения определенной темы учебного курса.
Результаты работы учителя и учащихся оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, которые и представляют собой опорные сигналы (Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Педагогический поиск; сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988, с. 57-100).
Многие авторские технологии, внедренные в педагогическую практику, становятся достоянием всех учителей и воспитателей. В числе таких технологий можно назвать технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова, систему развивающего обучения Л.В.Занкова и Эльконина, технологию коллективного творческого дела И.П.Иванова.
Классифицируя технологии обучения по различным основаниям, важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с И.П.Подласым, который утверждает, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: