Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
Основные задачи современной воспитательно-образовательной практики реализуются благодаря педагогическому процессу, который требует постоянного совершенствования. Повышение качества воспитательно-образовательного, процесса взаимодействия между учителем и учениками, между воспитателем и воспитанниками возможно при постоянном осуществлении диагностики и прогнозирования в его структуре.
Этимология понятия «процесс» имеет латинские корни (processus -продвижение) и означает смену состояний и совокупность последовательных действий для достижения результата. Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, учителей и учеников, направленное на достижение поставленной цели и позитивное преобразование свойств и качеств личности. Основными функциями учебно-воспитательного процесса выступают образовательная, воспитательная, развивающая функции.
Образовательная функция направлена на формирование системы знаний и развитие интеллектуальной сферы личности. Воспитательная – на
приобщение к культурным ценностям и развитие базовой культуры личности. Развивающая - на формирование целостной, всесторонне развитой личности. Все три функции педагогического процесса выступают в диалектическом единстве.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса обусловлена единством гуманистических подходов и принципов к решению образовательных, воспитательных и развивающих задач. Важнейшим гуманистическим принципом организации и функционирования педагогического процесса является принцип целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию личности. Реализация целостного педагогического подхода предполагает осуществление систематической диагностики и прогнозирования в структуре воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время существует большое количество определений педагогической диагностики. Её рассматривают как область педагогического знания, направленного на разработку и постановку диагноза эффективности учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем педагогическую диагностику рассматривают как совокупность технологий, позволяющих инструментально оценить качество знаний и уровень воспитанности личности. Достаточно продуктивным является подход, согласно которому педагогическую диагностику рассматривают как важную часть научно-педагогического исследования, направленную на решение прикладных и исследовательских задач, подтверждение или опровержение научных гипотез.
Педагогическая диагностика позволяет ответить на вопросы о том, насколько эффективными являются воспитательные воздействия учителей и родителей, в какой мере они адекватны возрасту и полу, индивидуальными задатками и способностями школьников. Иными словами — педагогическая диагностика это особый вид педагогической деятельности, направленный на распознавание внутреннего мира, жизни и деятельности развивающейся личности. Как в терминологическом, так и в процедурном плане педагогическая диагностика близка к медицинскому диагнозу. Педагог, также как врач, по комплексу симптомов определяет диагноз, назначает педагогические мероприятия, проводит профилактику или повторное обследование школьника и всего детского коллектива. Также как врач, учитель стремится выявить уровень фактических знаний, определить объём учебных навыков, умение школьника понять и принять учебную задачу. Получив необходимые данные, учитель подбирает и предлагает детям комплекс тренировочных заданий, упражнений или уроков для устранения пробелов в знаниях или для освоения определённого объёма нового материала.
Слово «диагностика» образовано от греческих корней: «диа» и «гнозис». Оно буквально истолковывается как «различительное познание». Древние греки называли диагностами воинов, собирающих на полях сражений убитых и раненых солдат и определяющих их дальнейшую судьбу. Современное философское толкование термина «диагностика» подразумевает распознавание состояния определённого объекта или воспитательно-образовательной системы путём использования специальных технологий с целью дальнейшего прогнозирования и корректировки поведения отдельного человека или педагогического процесса в целом.
Таким образом, педагогическая диагностика - это область педагогической науки и практика, направленная на выявление и изучение уровней обученности и воспитанности детей на разных этапах возрастного развития.
Педагогическая диагностика в структуре педагогического процесса существует в тесной взаимосвязи с педагогическим прогнозированием. Современный подход к проблемам прогнозирования складывался постепенно. В исследовании Л.А. Регуш отмечается, что одна из первых работ, в которой получили освещение вопросы, связанные с прогнозированием, - книга Г. Уэлса «Предвидения», изданная в 1901 г. Объективная возможность для научного прогнозирования была создана историей развития различных областей знания и практикой прогнозирования в разных областях деятельности. Необходимость человека иметь знания о будущем способствовала развитию в XX веке прогностики - науки об эффективности разработки гипотез и прогнозов. Прогностика - наука о закономерностях формированиях и развития прогнозов. Экономическое, политическое, спортивное, педагогическое прогнозирование составляет отрасли соответствующих областей науки и практики. Цель педагогического прогнозирования - получение прогноза об эффективности стратегий деятельности школы, о верности педагогических решений, правильности выбора методов и приёмов обучения и воспитания школьников.
Прогнозирование - это определение педагогических стратегий воспитания, обучения и развития личности. Как педагогическое явление оно направлено на объективно существующие процессы обучения, воспитания и развития личности. Педагогическое прогнозирование - это явление, в котором человек предстаёт как объект и субъект прогноза. Объектом прогнозирования в педагогике выступают ученик, учитель или руководитель образовательного учреждения. Но в то же время учитель, включаясь в прогностическую деятельность, является субъектом этой деятельности. Некоторые учёные рассматривают прогнозирование, как научное исследование предметом которого являются перспективы развития личности или педагогического явления. Так, И.В. Бестужев-Лада отмечает, что педагогическое прогнозирование имеет целенаправленный характер и проявляется как в структуре учебно-воспитательного процесса, так и в структуре научно-педагогического исследования. Прогнозирование имеет целенаправленный характер. Учителем-предметником или педагогом-исследователем сознательно ставится цель получения прогноза, исследуются или подбираются основания для построения прогностической деятельности, определяется форма, в которой должен быть получен прогноз. Формами прогнозирования могут выступать педагогические умозаключения по поводу усвоения школьниками учебного материала, образ будущего. Вместе с тем, это может быть содержанием учебно-методического комплекса или воспитательной модели, план конкретного мероприятия или научная гипотеза. Основными сущностными признаками педагогического прогнозирования являются: аналитическая деятельность учителя, включающая анализ прошлого опыта и его познавательная деятельность, направленная на прогноз-«знание» о будущем.
Педагогическое прогнозирование тесно связано с понятием «опережающего отражения», которое получило обоснование в работах П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова и др. Структура опережающего отражения базируется на аналитической и познавательной деятельности прогнозирования (учителей, воспитателей, родителей, руководителя). Вместе с тем в неё входят интуиция, прогностические способности учителя, его жизненный и профессиональный опыт, направленность на совершенствование педагогического процесса, на стремление к научно-педагогическому творчеству, на выявление перспективных линий в развитии личности и коллектива.
Ярчайшим примером предвидения и прогнозирования радостной перспективы в развитии личности в педагогике является опыт работы А.С. Макаренко. Обобщая практику взаимодействия с воспитанниками колоний, он писал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постоянной подстановке более ценных»(Макаренко А.С. Сочинения в семи томах – М. – АПН, 1958. т. IV, т. V)
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что педагогическая диагностика неразрывно связана с педагогическим прогнозированием. Это две взаимосвязанные составляющие педагогического процесса.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: