logo
Педагогика

Понятие «формы организации обучения»

Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону процесса обучения, устанавливающую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения определяют, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы предполагают реальные условия организации обучения. Установление форм организации обучения зависит от других элементов педагогической системы: целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, а также материальных условий обучения.

Форма обучения – способ существования учебного процесса, его устойчивая завершенная организация, проявляющаяся в единстве всех его компонентов. Форма обучения рассматривается как способ выражения содержания образования, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме обучения содержание образования обретает конкретный вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, консультация, экзамен и др.). Форма обучения выступает как конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и способов познавательной деятельности. Представляя собой «наружный вид», внешнее очертание отрезков – циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения. Как дидактическая категория форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления

Формы обучения находятся в сложном взаимодействии. В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. Учеными выделены следующие основания для классификации форм обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные; аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные; классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности. Эта классификация не является строго научной, но позволяет в известной мере упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, углублении знаний и ликвидации в них пробелов. Групповая форма предусматривает разделение учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений. Фронтальная форма предполагает совместную деятельность всей учебной группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Всем обеспечивается одновременное продвижение в учении. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия. При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Форму организации обучения определяют как конструкцию отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.). Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, В.А. Андреев в основу классификации кладет структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения и выделяет соответствующие формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные. А.В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия; индивидуально-коллективные занятия. К индивидуальным занятиям он относит репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение; коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры; индивидуально-коллективными называет погружения, творческие недели, научные недели, проекты.