logo
Педагогика

Принципы структурирования содержания образования

Рассмотрим основные принципы структурировании содержания образования. В.В. Краевский, А.В. Хуторской, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и другие выделяют такие принципы.

Принцип соответствия содержания образова­ния требо­ваниям развития общества, науки, культуры и личности. Этот принцип означает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые от­ражают современный уровень развития социума, научного зна­ния, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обуче­ния. Это означает, что при отборе содержания общего образования отвергается его односто­ронняя предметно-научная ориентация, учитывается педагогическая реальность осуществления конкрет­ного учебного процесса, вне которого не может реализовываться со­держание образования. Необходимо учитывать технологии его передачи и усвоения.

Принцип структурного единства содержания образования на раз­ных уровнях его формирования. Имеется в виду согласованность та­ких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

Принцип гуманитаризации содержания образования. Он предполагает создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой куль­туры. Гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предме­ты. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает имен­но человека в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Принцип фундаментализации содержания образования. Он означает интегра­цию гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осо­знание учащимися сущности методологии познавательной и прак­тической преобразующей деятельности. В этой связи обучение пред­стает не только как способ овладения знаниями и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами самостоятельного приобре­тения новых знаний умений и навыков. Фундаментализация содержания образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения. Учаащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития (Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2006, с.224).

Принцип соответствия основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности. Эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практичес­кой деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Принцип воспитывающего и развивающего характера образования. Он проявляется в том, что обучение воспитывает учащихся. Это объективная закономерность педагогического процесса: обучение не может быть нейтральным. В процессе обучения у школьников формируются основы научного мировоззрения, убеждения, воспитываются уважение к труду, высокие нравственные качества. Развивающий характер образования проявляется в формировании у школьников рациональных приемов мышления, в развитии познавательной и созидательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и привычек к самообразованию, самосовершенствованию, творческому мышлению, в формировании культуры учебного труда.

Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию общего образования, обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.