Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
Китайская мудрость гласит: «Начало всякой мудрости - в признании фактов». Педагогическая мудрость позволяет ответить на вопросы: каков ученик?; как он усвоил учебный материал?; чем определяется эффективность воспитательных воздействий? Педагогическая мудрость опирается на аналитические функции учителя, на возможности педагогической диагностики и прогнозирования.
Сложность педагогической диагностики заключается в том, что педагог имеет дело с развивающейся, активной, динамической, эмоциональной личностью. Адекватного и объективного диагноза можно достичь лишь в случае, если будет использован комплекс объективных диагностических методик.
Возникает вопрос - какое толкование получил термин «методика» в педагогике? Этимология данного слова происходит от понятия метод, т.е. способ достижения результата. Методика педагогической диагностики означает совокупность наиболее эффективных методов получения информации, способов обработки полученных данных, интерпретацию результатов первоначального обследования и сравнения полученных результатов с эмпирическими показателями или данными предшествующей диагностики. Результаты диагностики обязательно должны трансформироваться в прогностичекую деятельность педагога. Диалектика педагогической диагностики заключается в логике трансформации полученных результатов в педагогическую деятельность по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, методика педагогической диагностики — это совокупность методов, а метод — это совокупность технологических приёмов изучения личности, интерпретации полученных данных и поиска путей совершенствования педагогического процесса.
Современное науковедение рассматривает педагогическую науку и практику с позиции антропологического подхода. Этот подход нашёл отражение в рассмотрении вопросов о методиках диагностики и прогнозирования, об их систематизации и классификации.
В педагогической науке известны два наиболее продуктивных подхода к классификации диагностических методик - С.Л. Рубинштейна (1945) и Б.Г. Ананьева (1977). С.Л. Рубинштейн выделил классы основных и особых методов исследования. К числу основных методов относятся: наблюдение (прямое и косвенное) и эксперимент (лабораторный и естественный). Класс особых методов исследования - генетический и сравнительный. С.Л. Рубинштейн отмечал, что как основные, так и особые методы успешнее реализуются благодаря вспомогательным методам - анкетам и беседам.
Классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым, более конкретная и имеет прогностическую составляющую. Он выделил четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки экспериментальных данных, методы интерпретации. Конкретизируем их.
К организационным методам относятся:
- сравнительный метод (сравнение различий в пределах одного возраста);
- лонгитюдный (сравнение различий по одному какому-либо признаку в пределах довольно большого промежутка времени);
- комплексный метод (определяются равноправие или подчинение отдельных свойств личности, прогнозируется эффект педагогической ситуации).
К эмпирическим методам относятся:
- обсервационные — методы наблюдения и самонаблюдения;
- экспериментальные - лабораторный, естественный, обучающий, полевой;
-. праксиметрические - анализ деятельности и её продуктов;
- моделирования (математическое, кибернетическое);
- тесты;
- биографический (анализ фактов и событий жизни ученика).
Методы обработки экспериментальных данных подразделяют на количественные и качественные.
Методы интерпретации полученного материала включают: генетический - определение закономерностей изменений в процессе развития школьника и структурный - изучение взаимосвязей между свойствами личности.
Б.Г. Ананьев разделяет все методы и методики по следующим показателям: по форме ответа - на устные и письменные; по количеству обследуемых - на индивидуальные, групповые; по однородности (неоднородности) задач - на гомогенные и гетерогенные.
Науковедческий анализ современных диагностических методик и множества их классификаций свидетельствует о том, что наиболее продуктивный подход состоит в описании объективных и субъективных методик. К объективным методикам относят психофизиологические, поведенческие, тестовые; к субъективным – наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности, игровые, анкетирование, проективные, методики самооценки. Психофизиологические методики позволяют изучить внешний поведенческий рисунок учащегося. Дыхание, пульс, потливость, покраснение кожного покрова, слёзы и смех, активные или заторможенные действия — всё это позволяет опытному учителю установить состояние школьника, уровень его работоспособности, переключения внимания, коммуникативности. Поведенческие методики предполагают создание специальных ситуаций, которые дают возможность школьникам осуществить альтернативный выбор поступков, проблемных ситуаций, партнёров по обучению и совместной деятельности.
В работах известных педагогов достаточно ярко отражается стремление не только создавать проблемные ситуации, но и использовать их для педагогической диагностики. Так, В.А. Сухомлинский в книге «Мудрая власть коллектива» отмечает, что специально организованные ситуации совместной трудовой деятельности старшеклассников не только позволяли достигать положительных результатов (например, вырастить тюльпаны ко дню восьмого марта), но и демонстрировать уровень отношений и направленности к совместному труду.
В последние годы огромное значение приобрели тестовые методики. Этимология термина «тест» имеет английские корни, «test»- испытание. Тест представляет собой стандартизированную методику, направленную на глубокое изучение личностных или интеллектуальных качеств Обработка тестов позволяет сделать выводы об уровне проявления изучаемого свойства. Различают интеллектуальные, вербальные, личностные и межличностные тесты. Интеллектуальные и вербальные тесты позволяют определить коэффициенты интеллектуального и речевого развития, личностные - сферу нравственного, эмоционального и эстетического развития, а межличностные - комфортность человека во взаимоотношениях с другими людьми, состояния эмпатии и сопереживания. В сегодняшней образовательной практике принято, что уровень знаний студентов и школьников оценивается через Федеральную систему Интернет-тестирования и Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Тестирование— это метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы, требующие точного воспроизведения ответов, имеющих определённую шкалу значений. Данный метод был разработан в конце XIX века французским учёным Бине. В наши дни он стал особенно популярным в связи с Болонским процессом и переходом на многоуровневую систему образования.
В 20 — 30-е годы XX века тесты стали главным инструментом педологии. Однако с середины 30-х годов педология была признана лженаукой, а вместе с ней вредным инструментарием исследования были признаны тесты. Критическое отношение к тестологии привело к тому, что тесты в советской школе не использовались почти до середины 80-х годов XX века. Однако, постепенно педагогическая наука и практика сумели подвести под тестологию научное обоснование, и метод тестов занял почётное место в методологии и методике научно-педагогического исследования. Наибольший эффект тестирование даёт тогда, когда школьники поставлены в ситуацию соревнования. Учителя свидетельствуют о том, что тесты наиболее эффективны для закрепления полученных знаний и выявления качества усвоения полученного материала. Важное место в группе субъективных методов отводится наблюдениям. Педагогическое наблюдение применяется практически в процессе любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователя непосредственного наблюдения за ними, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. Различают включённое и невключённое наблюдение.
Широкое применение в педагогике получила исследовательская беседа. С помощью этого метода педагог выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Важное место отводится изучению школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся: дневников, писем, классных журналов, школьных сочинений, контрольных работ, рисунков, поделок и т.д. Их анализ позволяет глубже узнать, каковы задатки и способностей детей, как усвоен учебный материал, в чём сущность педагогического творчества учителей и проявлений одарённости ребёнка.
В современной педагогике значительное место занимают игровые методики. Различают деловые, организационно-деятельностные, творческие игры. Наиболее продуктивными признаны деловые игры, имеющие чёткую структуру и создающие творческую воображаемую ситуацию. Суть данных игр состоит в том, что школьники берут на себя роли и разыгрывают их в соответствии с правилами игры. Игровые методики особую популярность приобрели в середине 80-х годов XX века. Интересный пример деловой игры приводится в исследовании Т.Н. Казакинной. Школьникам 9 «А» класса было предложено организовать соревнование с 9 «Б», чтобы определить, какой класс может считаться победителем в учёбе. Для этого решили создать в каждом классе единый фондовый балл. В него могли входить все положительные оценки, полученные школьниками в течение месяца. Однако решать судьбу каждой своей оценки мог только сам школьник, он выбирал, какую оценку учитель мог заносить в журнал, а какую присовокупить к фондовому баллу класса. Эксперимент показал, что далеко не всякие отличники охотно расстаются с пятёрками, а предпочитают отдавать в фонд класса четвёрки и тройки. Вместе с тем многие троечники отдавали в фонд класса пятёрки, доставшиеся им дорогой ценой. Описанный пример деловой игры позволил осуществить диагностику коллективистической направленности подростков. Кроме того, чётко обозначилась воспитательная ценность деловой игры, получившей условное название «соревнование».
К субъективным методам относится анкетирование. Это письменный опрос, осуществляемый с помощью анкеты, представляющей систему вопросов, каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. Структура анкеты не однородна. Как правило, первый блок вопросов способствует активному включению в процесс работы с анкетой, он призван заинтересовать респондента. Вторая - основная часть анкеты информативная. Она направлена на получение полной информации по существу тематики анкеты. Третий блок - уточняющий. Педагогическое анкетирование предполагает письменный опрос большого количества респондентов. Вопросы анкеты обычно логически связаны между собой и стимулируют объективные ответы учащихся или их родителей. Например, для изучения внутрисемейных взаимоотношений можно провести анкету, предложенную в книге И.П. Раченко «Познай, организуй и воспитай себя»:
- Кто из Ваших родителей справедлив к Вам, а кто придирчив?
- Кто из родителей Вас чаще поощряет?
- Кто из родителей в общении с Вами допускает грубость и оскорбления?
- С кем из родителей Вы можете поделиться секретом?
Эффективность анкетирования состоит в том, что у учителя появляется возможность получить больший выбор информации, оперативно проанализировать её, использовать статистику для обработки анкетных данных, оперативно вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс. Одним из вариантов анкетирования является ранжирование - т.е. определение ранговой оценки того или иного показателя или расположения данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей.
В педагогической науке и практике стали популярны проективные методы: рисунки, графики, таблицы, предложенные школьнику или выполненные по заданию экспериментатора. Классическим проективным методом является рисунок семьи. Изображая собственную семью, школьник как бы транслирует педагогу своё эмоциональное самоощущение в семье. Если тона рисунка серые или чёрные, а фигуры разбросаны, далеки друг от друга, то ребёнку в семье неуютно, одиноко, тоскливо. Если рисунок красочный, фигуры членов семьи находятся близко друг к другу, а самого себя он изображает в центре — это свидетельствует о том, что ребёнку в собственной семье хорошо, а психологический климат в семье отличается любовью и доброжелательностью.
В педагогическую науку из психологии пришёл метод, который можно отнести к категории предметно-манипулятивных - социометрический. Его суть состоит в выборе школьником партнёра по деятельности. Ребёнку предлагаются конфеты, открытки или сувениры, которые необходимо положить любимому другу «по секрету» в заветное место. Если психологи лишь констатируют факты выборов, то педагогов интересуют мотивы выборов, причинно-следственные связи, лежащие в основе дружеских симпатий. Экспериментальные данные, полученные автором данной главы, свидетельствуют о том, что выбор не всегда бескорыстен. В процессе беседы о мотивах выбора, мы установили, что дети могут выбирать друга, ориентируясь на его деловые, эмоционально-личностные качества или нравственные качества: он добрый, он хороший, он справедливый. Вместе с тем они порой отмечают, что подарить подарок «по секрету»—-значит добиться желаемого расположения, уважения, а в иных случаях - помощи на контрольной и др.
Краткий анализ методик и методов педагогической диагностики позволяет сделать вывод о том, что в работе со школьниками необходимо не только использовать исследовательский набор определённых методов, но и иметь в виду педагогическою целесообразность: они должны нести развивающую нагрузку.
Изложенное выше позволяет сделать воды о том, Что педагогическая диагностика сформировалась как одно из важнейших направлений педагогической науки и практики сравнительно недавно. Долгое время она была тесно связана с психодиагностикой. Приобрести самостоятельный статус этому направлению помогло бурное развитие педагогический инноваций и творчество учителей. Организация конкурсов «Лидер образования», «Учитель года», «Лучший в профессии» позволила бережно относиться к передовому педагогическому опыту, развивать у педагогов профессиональную рефлексию, творческое воображение, прогностические качества личности. Современная педагогическая наука и практика ориентированы на гуманизацию и индивидуализацию образовательной деятельности и личностного развития ребёнка. Однако без педагогической диагностики и прогнозирования решать эти проблемы невозможно.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: