Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
Контрольные мероприятия занимают важное место в образовательном процессе и позволяют выполнять оценку знаний, навыков и умений учащихся в процессе самого обучения, осуществляемого как в традиционной (аудиторной), так и в электронной формах. Большую помощь преподавателю в осуществлении этой работы может оказать использование информационно-коммуникационных технологий. Актуальным становится применение в образовании новых возможностей Интернет, технологий web 2.0, которые предоставляют пользователю новые средства коллективного общения и обучения.
Контрольные мероприятия включают проведение экзаменов, зачетов, промежуточное и итоговое тестирования, проверку рефератов, эссе, лабораторных и контрольных работ.
Проведение контрольных мероприятий. Если практическая часть читаемого курса выполняется на компьютере, например в электронных таблицах, а при проведении контролирующих мероприятий учащиеся демонстрируют свои навыки с использованием той или иной программы, технология Windows Meeting Space может значительно облегчить процесс контроля. Предназначенная для проведения совместной работы среда позволяет организованно сохранять результаты деятельности, а также визуально контролировать работу любого обучаемого с компьютера преподавателя. При необходимости к участию в мероприятии можно подключить других преподавателей, свободных в настоящий момент.
Переход от традиционных форм контроля и оценки знаний к компьютерному тестированию отвечает общей концепции модернизации российской системы образования.
Существует множество решений, позволяющих автоматизировать процесс создания тестовых заданий, в том числе в сети Интернет. Существует множество интернет-ресурсов, предлагающих услуги размещения тестов.
Организация выполнения и приема работ. Выполнение индивидуальных заданий учащимися составляет важную часть образовательного процесса и позволяет преподавателю объективно оценить степень владения учебным материалом.
Распределение тем рефератов и контрольных работ, сбор и организация хранения результатов – это технологические проблемы, решаемые, как правило, каждым преподавателем индивидуально. Однако существует ряд инструментов, созданных в поддержку преподавателю, таких, как сайт www.antiplagiat.ru, предназначенный для определения информационных источников в работах учащихся и методология эволюционного создания учебного контента (на базе Wiki).
Wiki – это множество статей, распределенных по категориям и помеченных ключевыми словами. Статьи связаны между собой текстовыми гиперссылками: новые статьи создаются, как правило, на базе существующих и связываются на основе термина, присутствующего в «статье-родителе».
Wiki – идеальный инструмент для накопления академических знаний. Рост знаний обуславливает расширение структуры тем и углубление их компетентности. Wiki подразумевает совместное редактирование материалов с полным контролем (сохранением) версий. Применение wiki дает возможность получить ряд положительных эффектов от проведения учебного мероприятия. При работе с wiki перед учащимся ставится цель развить определенную тему, принадлежащую wiki-узлу дисциплины, например, раскрыть ранее не определенный термин, расширить существующую статью или создать ветвь неохваченного знания в рамках предмета.
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, то есть информация, которая поступает от слушателя к преподавателю и отражает сведения о ходе обучения, затруднениях и достижениях слушателей в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Обратная связь важна для преподавателя, так как позволяет, в свою очередь:
-
диагностировать образовательный процесс;
-
оценивать результаты и корректировать свои действия;
-
строить последующий этап обучения на основе достигнутых результатов на предшествующих этапах;
-
дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития слушателей.
Таким образом, решаются задачи контроля посещаемости, успеваемости и осведомленности учащихся.
Контроль успеваемости, как правило, проводится с помощью балльно-рейтинговой системы оценки. Для анализа успеваемости каждого учащегося за какой-то отчетный период приходится тратить много времени, так как записи часто ведутся на бумаге и их сложно структурировать. Кроме того, достаточно сложно проследить общие тенденции для класса, не говоря о недостатках бумажных носителей: нужный бланк учебной группы теряется в бумагах. Информационные технологии позволяют решить многие проблемы, связанные с контролем процесса обучения.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: