Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
Проведение занятий. Применение информационных и коммуникационных технологий при проведении занятий не ограничивается демонстрацией презентаций и выполнением учащимися работы в электронных таблицах или текстовых редакторах. Современные информационные технологии помогают преодолеть территориальный барьер – дают возможность преподавать курс одновременно как учащимся, находящимся с педагогом в одном классе, так и учащимся вне аудитории, благодаря сети Интернет. Одним из способов организации такой работы является использование online-конференций.
Microsoft Windows Vista Meeting Space – программа, предназначенная для организации совместной работы, позволяет решать следующие задачи:
-
организация виртуальной встречи с учащимися;
-
приглашение учащихся, профессионалов и экспертов к работе над учебным курсом;
-
оперативное распространение плана занятия, списка участников и прочих материалов, обеспечивающих учебный процесс;
-
демонстрация презентаций и другого «цифрового» учебного материала;
-
организация совместной работы преподавателей и учащихся над учебными материалами, в частности, оперативной правки, что невозможно сделать при обычной демонстрации;
-
обмен быстрыми сообщениями, в том числе, графическими. Возможно набирать текст, рисовать на рабочем столе или производить какие-то другие действия на компьютере, которые будут в тот же момент отображаться на всех компьютерах, подключенных к конференции;
-
каждый участник конференции видит список присутствующих, преподаватель имеет возможность добавлять новых слушателей для участия в конференции.
При демонстрации учебного материала необходимо давать происходящему на экране как устные, так и письменные комментарии. Для голосового сопровождения демонстрации можно использовать удобные голосовые чаты, такие как Windows Live Messenger или Skype.
Организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение учащимся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные и практические задачи.
Для организации индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучаемых возможно использование как разрозненных инструментов и сервисов, таких как блоги, групповые календари, сервисы для обмена сообщениями и электронная почта, так и интегрированных решений, таких как Windows Live@edu, IGoogle. CollectiveX.
Live@edu включает в себя следующие компоненты: Live Mail (электронная почта, адресная книга и разнообразные календари), Windows Live Messenger (обмен мгновенными сообщениями) Live Spaces (рабочее пространство) и др.
Сервис Microsoft Live Spaces, ориентированный на совместную работу, позволяет создавать информационное пространство, посвященное какойопределенной дисциплине. В терминологии Live Spaces такое пространство называется сферой. В рамках своей сферы преподаватели могут организовать блог по дисциплине, которую они ведут. Поскольку на одну дисциплину обычно приходится более одного преподавателя, создателю такого блога будет полезно включить в список авторов коллег, вместе с которыми он сможет наполнять сферу информацией и новостями по дисциплине.
Для создания и управления записями в блогах Microsoft Live Spaces было специально разработано приложение Windows Live Writer. Это удобный текстовый редактор с возможностью оформления документов, открывающийся на компьютере пользователя и позволяющий при этом публиковать записи в блоге.
Интуитивно понятный интерфейс обеспечивает простоту создания и редактирования текста для публикации. При этом отпадает необходимость запускать браузер и заходить на страницу своей сферы, можно работать с записями автономно, то есть без подключения к сети Интернет. Кроме того, предусмотрена возможность подготовки новых записей для блогов, используя Microsoft Office Word 2007.
Новые записи можно публиковать непосредственно из браузера с помощью такого же набора инструментов, как и в любом современном текстовом редакторе.
В Microsoft Live Spaces встроен органайзер, позволяющий: пригласить гостей, открыть ветку по обсуждению события, добавить это событие в любой популярный календарь – от календарей в Интернет до календарей Outlook и Apple iCal. Таким образом можно оповещать пользователей о предстоящих контрольных мероприятиях, обсуждать события, связанные с практическими занятиями, распределять совместную работу учащихся.
Сервис Windows Live Messenger реализует возможность общения с помощью мгновенных коротких сообщений. Более того, сервис позволяет обмениваться не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями, а также устанавливать видеосвязь. Windows Live Messenger тесно интегрирован с Live Spaces: при просмотре профиля пользователя в клиенте мгновенных сообщений отображается информация по деятельности этого контакта в Live Spaces – в этом примере можно увидеть последние записи пользователя в его блоге.
В ряде случаев от учащихся требуется коллективная работа, например, выполнение лабораторных работ в группах, работа над проектами и др. Для этих целей в наибольшей степени подходит сервис Microsoft Office Live Workspace, который представляет собой набор рабочих областей с документами, позволяющий просматривать документы в режиме онлайн без скачивания. Для обеспечения еще большего удобства предлагается установить надстройку для Microsoft Office, которая позволит работать напрямую с документами, находящимися на сервере. Доступ к рабочим областям можно предоставить любым пользователям сервиса Windows Live точно таким же способом, как и к сервису Windows Live Spaces. Технологии и сервисы Windows Live стали доступны относительно недавно, но уже предоставляют пользователям ряд возможностей по организации работы.
Для глубокой интеграции с учебным процессом предлагается использовать продукт Microsoft Office SharePoint Server 2007, который является платформой для интеграции приложений Microsoft. В перечень его основных возможностей входят: создание узлов с функциональными блоками (списками документов, календарями, событиями, опросами), обеспечение документооборота, интеграция с существующей инфраструктурой учебного заведения и работа с группами/классами обучаемых. Образовательные решения, такие как Microsoft Learning Gateway и SharePoint Learning Kit, позволяют настроить и развернуть на базе Microsoft Office SharePoint Server полноценную систему электронного обучения с поддержкой курсов в международных форматах, тестирований, оценки знаний учащихся и отслеживания их успеваемости.
Для решения проблемы организованного хранения и безопасного распространения в Интернет большого объема учебных материалов может служить такой бесплатный сервис, как Windows Live SkyDrive.
Библиотека документов на Microsoft Office SharePoint Server 2007 схожа со структурой системной папки «Мой компьютер», но при этом имеет ряд преимуществ. Например, в библиотеке существует возможность создавать и использовать ранее созданную библиотеку документов на своем личном узле или же на специальном узле для работы с учениками.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: