logo search
Педагогика

Типы учителей

Учитель индивидуален. В.Н. Сорока-Росинский делил педагогов на две категории: группа педагогов, обладающая индивидуальностью, и группа «безличных» педагогов. Педагогов, обладающих индивидуальностью, он подразделил на следующие подгруппы:

1) педагоги-теоретики – теория доминирует над практикой в ущерб реальному миру;

2) педагоги-реалисты – педагоги, тонко чувствующие настроение воспитанников, умеют совместно радоваться, горевать, сочувствовать им, жить интересами каждого;

3) педагоги-утилитаристы. Эта подгруппа находится в непосредственной близости к реалистам, для них весь мир – материал, а учащиеся - объект изучения и воспитания для получения максимально высоких показателей;

4) педагоги-артисты. Главное свойство этих учителей – способность действовать по вдохновению, наитию, интуиции. В этом заключается их сила и слабость.

Иную классификацию педагогов предложил Я. Корчак:

- воспитатель – тиран – создатель многочисленных запретов, требует их немедленного исполнения, свои обязанности видит в том, что бы застраховать себя от неприятностей;

- честолюбивый учитель – учитель, стремящийся к подчинению сознания ребенка своим нормам и правилам, намерениям и расчетам. К таким учителям можно отнести тех учителей, кто считает, что ребенка можно легко переделать, убеждая, ласково наставляя, выманивая обещание исправиться;

- разумный воспитатель – педагог действующий только во имя добра к детям, осознающий воспитательные и образовательные задачи, доброжелательный, хорошо понимающий детей и их потребности.

Общеизвестна типизация учителей по их преобладающей направленности. Здесь выделяется структура личности по типу «организатор», которую характеризуют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель- организатор является лидером как в коллективе воспитанников, так и в педагогическом коллективе.

Учитель – предметник отличается наблюдательностью, профессиональной компетентностью, стремлением к творчеству. Для такого учителя, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни воспитанников, характерно воспитание ученика с помощью изучаемого предмета путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения в работе в кружке и др. Существует промежуточный тип – предметник – организатор, который сочетает в себе особенности вышеназванных двух типов учителей.

Учителя – коммуникатора отличают такие качества личности, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность. Такие учителя зачастую экстроверты, низко конфликтны, доброжелательны, способны к эмпатии.

Учитель – интеллигент, или просветитель отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализуют себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Такой педагог характеризуется высоким интеллектом, общей высокой культурой.

Существуют и промежуточные типы педагогов, например, предметник – организатор, предметник – коммуникатор. В то же время, вероятность возникновения промежуточного типа «коммуникатор – интеллигент» мала.