Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отечественные исследователи на основе положений, выделенных С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, определили значительное количество педагогических способностей. Они охватывают всю структуру педагогической деятельности. В исследованиях Н.В. Кузьминой к педагогическим способностям относятся педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.
Определенные способности в целях осуществления продуктивной деятельности учителя выделены Ф.Н. Гоноболиным. Среди них: способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, предвидеть результаты своего труда.
По мнению В.А. Крутецкого, в профессиональном становлении учителя можно выделить следующие педагогические способности:
- дидактические - умение передавать учащимся учебный материал доступным способом, преподносить проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, способствовать развитию самостоятельности и воображения;
- академические - наличие способностей к соответствующей области наук;
- перцептивные - проникновение во внутренний мир ученика / воспитанника, включающее в себя психологическую наблюдательность, связанную с тонким пониманием личности учащегося и его временных психологических состояний;
- речевые способности - яркое, четкое, обоснованное выражение своих мыслей, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики;
- организаторские - умение организовать коллектив учащихся / воспитанников, сплотить его единой целью, идеей, способность продуктивно организовать собственную работу;
- авторитарные - связаны с эмоционально-волевым влиянием учителя на ученика, умение на этой основе добиваться авторитета;
- коммуникативные - умение общаться с детьми, нахождение правильного подхода к ним, установление непосредственного эмоционального контакта;
- способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности учеников.
Обобщенная система педагогических способностей разработана Н.Н. Никитиной и Н.В. Кислинской. В нее входят гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские способности.
К гностическим (познавательным) способностям относят приобретение, переработку и использование информации. Интеллект нельзя сводить только к развитому мышлению. Интеллект - это сложное многоуровневое образование, система психических процессов, обеспечивающих познание как окружающих процессов, так и принятие решений в различных ситуациях управления своим поведением. Психологи отмечают существование таких видов интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности; профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем; социальный, имеющий отношение к межличностным контактам. Высокий уровень профессионального интеллекта невозможен без целостного развития интеллекта. Наличие мыслительных способностей само по себе не обеспечивает высокого уровня педагогического мастерства. Не случайно, что педагоги, отличающиеся теоретическим складом мышления, зачастую не могут решать практические педагогические задачи и находить эффективные способы педагогического взаимодействия. Решение разного рода педагогических задач у учителя-мастера становится не только мыслительным, логическим актом, но и творческим процессом, актом педагогического искусства. В педагогическом мышлении обнаруживается внутреннее единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учителя.
Конструктивные способности обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: определение возможных результатов их решения, выявление условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность - единство мышления и воображения. Педагогическое воображение - способность предвидеть то, каким может стать тот или иной учащийся в будущем. Педагог-новатор М.П.Щетинин отмечает, что хороший учитель видит своего ученика в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего. Способность к предвидению тесно связана с интуицией, которая определяется как «чувствование», способность целостно охватывать ситуацию, получать знание без прогнозирования путей и условий его получения. Интуиция присуща тем педагогам, которые обладают чуткостью и восприимчивостью.
Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Эта группа способностей включает в себя следующие личные свойства учителя:
- общительность - способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и реагировать на действия партнеров, контактность;
- распределение внимания - способность учителя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности;
- эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, которая проявляется у учителя в результате осознания чувств и переживаний другого человека;
- перцепция - восприятие и определение эмоционального состояния ученика по его внешнему виду (жестам, мимике, движениям). Перцептивные способности педагога во многом зависят от педагогической наблюдательности и зоркости, умения улавливать мгновенные реакции и «читать» их;
- экспрессивыне способности. Они проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния. Воздействие на учеников словом, жестами, мимикой осуществляется учителем в целях выражения своего отношения к тому, о чем идет речь.
Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности учеников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности тесно связаны со всеми другими способностями, прежде всего с коммуникативными, и проявляются в организаторском чутье учителя, его способности учитывать психическое состояние ученика, в возможности вести учеников за собой, в умении создавать мотивацию деятельности, «заражать» и заряжать других своей энергией (зависит от эмоционального потенциала учителя), в склонности и готовности к организаторской деятельности.
Наряду с вышеназванными педагогическими способностями выделяют дидактические способности – конкретные умения подбирать и готовить учебный материал, применять наглядность, излагать материал доступно, выразительно и убедительно. Перцептивные способности – умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. Суггестивные способности – эмоционально-волевое восприятие воспитуемых, умение внушать. Педагогические способности учителя взаимосвязаны и образуют единый комплекс, где развитие каждой способности зависит от развития других.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: