logo search
Педагогика

4. Приемы и средства воспитания

Методы воспитания включают в себя ряд приемов. Однако метод не является простой суммой приемов. Прием - это составная часть (деталь) метода, отдельное действие в воспитании. Прием по отношению к методу носит подчиненный характер, но в отдельных случаях может выступать в виде метода. Так, упражнение может быть методом и приемом в зависимости от конкретной педагогической ситуации. К часто используемым приемам воспитания относятся выражение одобрения, поддержки, заботы, внимания, ирония, юмор, похвала. Такие приемы, как «взрыв», «авансированное» доверие», просьба, раскрытые А.С.Макаренко, не потеряли своего воспитательного значения до настоящего времени. Прием «взрыва» педагог использует для того, чтобы «взорвать» негативные отношения личности с коллективом, обществом, педагогом. Однако при его использовании педагог должен учитывать особенности личности и точно предвидеть реакцию коллектива в ситуации «взрыва». Прием авансирования доверия заключается в доверии учителя выполнить трудное и ответственное поручение ученику с негативным поведением. Данный прием показывает воспитаннику, что учитель и коллектив еще верят в то, что он сам сумеет справиться со своими недостатками, изменить свое поведение. Прием «просьба» требует от педагога умения владеть своей интонацией, голосом, мимикой так, чтобы просьба педагога обязательно была выполнена.

Разнообразные методы и приемы тесно связаны со средствами воспитания и используются в неразрывном единстве с ними. К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то богатство предметов и произведений материальной и духовной культуры, которая необходима для воспитательных целей. В широком понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учение, общественно полезный труд, игра, кружковая работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.

Эффективное использование методов, приемов и средств воспитания требует от учителя владения педагогической техникой и мастерством. Использование одних и тех же приемов и методов воспитания неизбежно порождает негативную реакцию на них учащихся. Выбор педагогом методов, приемов, средств воспитательного воздействия зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей личности, мотивации деятельности, ситуации, общения, обстановки в семье, школе, социуме. Педагог должен продумывать и использовать новые методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность учащихся.