logo search
Педагогика

Метод как категория педагогики

Развитие педагогической теории характеризуется тенденцией к выработке концептуального аппарата описания и исследования различных педагогических явлений. Важнейшим элементом этого аппарата педагогики было и остается понятие метода воспитания. В понятии «метод» находит отображение реально осуществляющаяся педагогическая деятельность. Метод в воспитании означает способ организации воспитательного процесса как взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий организации жизнедеятельности, общения и регулированию поведения детей. Метод характеризует процессуальную сторону совместной деятельности воспитателя и воспитанника, ее «динамику». В педагогической науке не существует единого подхода к определению методов и форм воспитания и их классификации. В воспитательном процессе педагог использует разные методы. Его мастерство, владение педагогической техникой проявляется в диалектическом подходе к оптимальному выбору методов воспитания, учитывающем возрастные особенности учащихся, мотивацию их деятельности, ситуацию общения и др. Каждый метод используется в целостном единстве, в системе, которая обеспечивает положительный результат. Система методов воспитания обеспечивает продуктивное взаимодействие педагога и воспитанников, которая базируется на их сотрудничестве при ведущей и направляющей роли воспитателя. При умелом использовании методов воспитания учащиеся активно участвуют в решении воспитательных задач, развивается их сознание, обогащаются чувства, вырабатываются навыки и привычки общественно одобряемого поведения.