3. Характеристика форм воспитания
Классный час, по мнению Л.П. Крившенко, имеет, по крайней мере, два значения: во-первых - время работы классного руководителя с классом, значащееся в расписании уроков. По плану классный руководитель в это время проводит беседы по самой разной проблематике, организует развивающие игры дискуссии, чтение книг и др. Бывает так, что учителя собирают учеников только для решения организационных вопросов, информирования о поведении స успеваемости, тогда используют второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь находит место и обсуждение дел ученического самоуправления, которое решает организационные и актуальные вопросы жизни класса. Опытные методисты рекомендуют проводить классный час (и в первом, и во втором значении не реже двух раза в месяц).
Имея много общего, час классного руководителя и классное собрание имеют, в то же время, разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, у каждого из них иначе определяется роль, функции, позиция педагога и его взаимоотношения с детьми. Час классного руководителя проводится во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания он не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам. Однако формы их проведения взаимосвязаны. Проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, часто находят свое завершение принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании. Г.М. Коджаспирова выделяет следующие функции классного часа:
- просветительская, заключающаяся в расширении круга знаний учащихся за рамками учебных программ по различным проблемам.
-ориентирующая направленная на формирование у учащихся личностного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей.
- направляющая, которая помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, нацеливая их деятельность на значимые практические дела.
- формирующая, связанна с реализацией вышеуказанных функций и заключающаяся в формировании у школьников потребности обдумывать и оценивать свои поступки, в выработке умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведения часа классного руководителя учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. Правильно организованная деятельность, полагает ученый, профессор МГПУ Н.Е.Щуркова, формирует товарищеские отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение (Н.Е. Щуркова).
Как указывалось выше, методика организации классного часа требует определения его содержания, зависящего, прежде всего, от целей, задач, возрастных особенностей и опыта учащихся. Здесь так же могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми, наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание; профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т.д. Темы и содержание классных часов определяются исходя из анализа изучения уровня воспитанности школьников, их нравственных представлений, взглядов, интересов, желаний, суждений. К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь родителей, учащихся, эффективно используя приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности. Место проведения воспитательных часов не регламентировано и определяется его целями и содержанием.
Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает следующий порядок действий, в целом совпадающий с общим для любой формы воспитательной работы, но имеющий при этом и свои, характерные только для его проведения, особенности:
-
определение темы, формулировку цели, исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
-
тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, содержания классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
-
составление плана подготовки и проведения; следует предусмотреть привлечение школьников к активной деятельности в этот период и в ходе классного часа, использование разнообразных средств, методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
-
подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
-
определение целесообразности участия детей и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;
-
определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения;
-
выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Особое внимание классный руководитель обращает на психологическую подготовку учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах, важно разнообразить их по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.
Часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании по обсуждению проблем класса может выступать с беседой, сообщением учитель, родители, представители общественности, администрации, гости.
На классные часы могут приглашаться интересные люди, но успех будет достигнут тогда, когда они удовлетворят интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, проявить уважение и внимание к ним, завершить встречу.
Остановимся подробнее на решении данных задач в ходе бесед классного руководителя с учащимися на различные воспитательные темы. Опыт показывает, что они нуждаются в таких встречах и разговорах со взрослыми, с учителями. Учащиеся хотят обсудить в классе среди прочих вопросов такие: как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получить образование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (любить, находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами). Школьники разумно поступают, когда они открыто заявляют о том, что хотят знать о самом для них важном, и учителя должны с ними об этом говорить.
В этом плане особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В данном случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах личности и путях их формирования: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т.д. Такие беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт.
Такие классные часы-беседы есть во многих школах мира. Близкие по методике нашим традициям воспитательной работы, проблемным урокам по литературе и истории, собрания для бесед на темы морали и этики, которые высоко оценивают российские ученые и педагоги, например, Л.П.Крившшенко, использует современный американский психолог Уильям Глассер. Классные собрания по социальной проблематике он регулярно проводит во всех классах: 15—30 минут несколько раз в неделю - в младших, до 45 минут раз в неделю - в старших. Главной целью собраний-дискуссий является формирование знаний о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы по вопросам социальной жизни, а не по содержанию материалов академических дисциплин. Они учат видеть проблемы в окружающей и в собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить их решения; помогать в решении проблем своих товарищей, общаться, сотрудничать с ними, понимать их, взаимодействовать с ними.
Приведем некоторые из тем, которые У. Глассер рекомендует обсуждать с учениками:
-
Зачем мы ходим в школу, учимся?
-
Что такое друзья и как их находить и дружить?
-
Преступление и ребенок.
-
Экология, загрязнение среды и наука.
-
Семья, отношения в ней взрослых и детей.
-
Почему люди лгут?
Ученики У. Глассера сами предлагают обсудить и личные проблемы: почему новая ученица не нашла себе друзей в школе, а одного из мальчиков не любят в учащиеся его класса.
Ведя такое собрание и ставя проблемные вопросы (как правило, по одной теме на занятии), учитель предоставляет возможность высказаться всем. Трудность состоит в том, что вопросы следует ставить так, чтобы побудить к активности каждого воспитанника и предупредить их от желания дать общие, бессодержательные, формальные ответы. Общий вопрос всегда проблемный, спорный, а частные требуют приведения примеров, конкретных случаев, которые необходимо проанализировать. Например, по теме «Зачем мы ходим в школу?» можно задать следующие вопросы: если бы у тебя был миллион, продолжал бы ты ходить в школу? Почему богатые тоже учатся? Зачем мы изучаем разные предметы, например историю? По другой теме: какие законы нарушают дети? Как надо поступать с ребенком, нарушившим закон? Исправляет ли колония для детей? Что можно предложить вместо нее? Совпадают ли мнения взрослых и детей о преступлении? Следует ли разрешить курить в школе? Как быть с тем, кто замечен в школе с сигаретой? А с тем, кто употребляет наркотики, алкоголь?
Методика требует, чтобы учитель проявлял искреннюю заинтересованность в ответах учеников, выслушивал их, обеспечивал право ребенка на самостоятельное суждение, не спешил с выводами и назиданиями, не давал сам с «правильных» ответов, что характерно для наших отечественных педагогов, а побуждал искать их. Для проведения таких обсуждений нужен авторитетный учитель, нужно вызвать интерес к теме какими-нибудь предварительными сообщениями, замечаниями, вопросами, затем обеспечить психологическую безопасность детей, свободу, исключающую, как было замечено, преследование за неодобряемые ответы.- Наконец, важно обеспечить элементарный порядок, правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не вести посторонних разговоров и дел; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и т.п.
Используя опыт У. Глассера, В.М. Крившенко приводит несколько тем для обсуждения с российскими школьниками:
-
Нецензурная брань: почему получила такое распространение? Как воспринимается в устах 10-12-летних девочек?
-
Воровство школьников - кто, где, что и у кого крадет? Почему? Как это искоренить?
-
Как относиться к школьному вымогательству, «дедовщине»?
-
Ценности: что ценно для нас?
-
Какие вещи мы ценим: материальные? А духовные, чувства? Является ли ценностью любовь? Любовь родителей? А любовь учителя к тебе?
-
Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга? Почему? Нужно ли разделять взгляды на жизнь взрослых, ведь они уже несовременны?
-
Почему пенсионеры часто агрессивны и ругают молодежь?
В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют диспуты, проведение которых возможно лишь в том случае, если у школьников есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому диспут чаще всего является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на уроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть результат и действенность проведенных ранее классных часов, воспитательной работы в целом.
Другими известными и значимыми формами внеклассной воспитательной работы являются массовые праздники, деятельность школьного театра, клуба, путешествия, поездки, походы, выставки, выпуск школьных газет, журналов, альманахов, различные конкурсы и т.д.
Массовые праздники как форма внеклассной воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта (недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии). Праздники проводятся ярко, эмоционально, насыщенно, с музыкой, костюмами, песнями, танцами, импровизациями, разнообразным оформлением, затеями, сюрпризами и подарками, чтобы у всех участников в памяти о них оставались самые светлые и положительные эмоции. Воспитанники максимально включаются в подготовку и проведение праздника.
Одним из форм воспитательной работы является и деятельность школьного клуба, театра, кружка. Искусство театра (спектакль, инсценировка басен, стихов, прозы, литературно-музыкальная композиция, театральные представления) - неотъемлемая часть школьной жизни, по мнению отечественных и зарубежных педагогов, оно является мощным средством развития и воспитания учеников. Работа над ними и сами постановки обогащают духовный мир школьников и самого учителя. Однако здесь следует учитывать следующие условия:
- качество литературного материала, отобранного из лучших работ классиков и современных авторов, и уровень режиссерской и актерской работы учителя и учеников должен быть очень высоким;
- последний можно считать таковым, если зрители в зале забывают, что на сцене их одноклассники, испытывают радость от искусства.
Школьная самодеятельность может стать скучной, когда выстроившись в линию школьники по очереди плохо читают низкопробные стихи. Даже одетые в костюмы, взятые напрокат в театре, уныло и монотонно воспроизводят хорошие тексты великих писателей. Чтобы избежать этого, следует репетировать, учиться актерскому мастерству. Воспитатель должен, ставя школьников на сцену, подумать об освещении, художественном оформлении сцены и других театральных средствах. Один или несколько учеников могут отвечать за свет, музыку, звук и другое обеспечение спектакля. Музыкальное, звуковое сопровождение необходимо записать на пленку, но можно использовать и живое исполнение нужной музыки школьниками-певцами, музыкантами.
Большую роль в воспитательной работе с учащимися играют такие формы ее организации, как многодневные походы-поездки, которые знакомят их с историей, культурой, природой родной страны.
Только один поход по литературным местам, связанным с деятельностью писателей и художников Центральной России - Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Бежин луг, Козельск, Оптина пустынь, Калуга, Таруса, Поленово – обладает большим творческим потенциалом. Остановясь на несколько дней в Спасском-Лутовинове, можно услышать настоящий фольклор: венчальную свадебную песню с именем Тургенева, в благодарность за подарки, которые по давней традиции привозил писатель, переночевать возле омута, описанного в рассказе «Бежин луг», постоять у могил братьев Киреевских и старца Амвросия, полюбоваться закатами на Оке возле усадьбы художника Поленова.
Подготовка, например, походов, летних экспедиции по Северному Кавказу требуют организации воспитательной работы с учащимися на весь год. Вначале рекомендуется узнать как можно больше о тех местах, куда направляются. В ходе поездки фотографировать и вести дневники, определенную исследовательскую работу. В сентябре оформить альбом, подготовить просмотр слайд-фильма с концертом-воспоминанием, к нему подобрать музыку и текст, чтобы всем стало понятно, что там происходило, и интересно тем, кто не был в походе. В путешествиях и походах учащиеся учатся и ставить палатку и жить в ней, готовить еду в лесу, заниматься самообслуживанием. Воспитанники, особенно те, что живут в городе, попадают в необычные условия. Познавательная и воспитательная ценность таких поездок велика. Все, связанное с ней, осуществляет классный руководитель с коллективом одного класса, но постепенно, в различные виды деятельности вовлекаются ученики и других классов. Здесь учитель выступает и как предметник, руководитель кружка, клуба по интересам. В походах ведется большая краеведческая работа: записывают воспоминания, рассказы местных жителей о прошлом местности, ее людях, событиях, памятниках культуры; собирают исторические документы, фотографии, предметы быта, книги; на основе этих материалов создают выставки, экспозиции исторического музея в школе; выпускают соответствующую информационную продукцию. Такая работа делает содержательнее и значительнее жизнь школьников и учителей.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен мнениями и опытом творческой деятельности.
Классная или школьная стенная газета - воспитательное средство, интересное развивающее учащихся занятие. Стенная газета не должна быть формальной подготовкой к празднику, с примитивными малосодержательными текстами, взятыми со страниц средств массовой информации. Она не воспитывает, не развивает школьников, а приучает их к формализму, лжи и пошлости. Ее следует делать профессионально: брать интервью, писать репортажи, делать фото. Организовывать работу редакции газеты надо серьезно. Компьютер помогает ученикам подготовить настоящие ученические газеты, альманахи, журналы. В них помещают стихи, очерки, дорожные впечатления и другие материалы учащихся и учителей. Они способствуют воспитанию и развитию создателей журнала и читателей. Современные компьютерные технологии позволяют школьникам вместе с родителями, учителем готовить информационные материалы, которые печатают и рассылают по району, можно при наличии возможностей помещать в Интернет или в локальные региональные сети.
Большинство форм внеурочных занятий со школьниками следует организовывать подобно тому, как это делают взрослые, готовя спектакли, газету, выставку, конкурсы различных творческих работ, поисково-исследовательскую деятельность, то есть по возможности, создать оргкомитет, разработать критерии оценки работ и другие условия конкурса, предусмотреть заявки, рекламу, приглашения, книгу отзывов, премиальный фонд, количество премий, состав жюри, сроки работы, церемонию открытия и закрытия, другие акции по ходу мероприятий.
Например, при издании ученической газеты надо кроме работы редакции организовать распространение газеты, маркетинг, рекламный отдел. Подписку на газету за символическую плату можно распространить среди родителей, в других школах и учреждениях, найти спонсоров, провести общественные акции газеты. Данным принципом учителя руководствуются при проведении школьных дискотек, праздников, выпускных вечеров, выборов и работе органов ученического самоуправления. Так, для всей школы можно организовать игру «Демократия», где учащиеся выбирают органы самоуправления, воспроизводят систему выборов президента, парламента, губернаторов. В игре они учится важным навыкам будущей жизни, они много узнают о взрослой жизни и вырабатывают свое отношение к ней, себе, людям, развивают необходимые деловые умения, навыки общения, взаимодействия с людьми не только в стенах и за пределами школы.
Организуя воспитательную работу таким образом, педагоги стимулируют и осуществляют так же собственное профессиональное развитие. Она способствует развитию новых способностей, помогает обнаружить значимые перспективы — возможность заняться педагогической, социальной и даже коммерческой деятельностью: создать школьную компанию, акционерное общество закрытого типа, с предложением своих услуг по организации дискотек, праздничных вечеров, презентаций. Своим опытом учителя обмениваются на Всероссийских слетах школьных компаний.
Эффективное использование форм воспитания требует от учителя владения педагогической техникой и мастерством. Использование одних и тех же форм воспитания неизбежно порождает негативную реакцию на них учащихся. Выбор педагогом организационных форм воспитательного воздействия зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей личности, мотивации деятельности, ситуации, общения, обстановки в семье, школе, социуме. Педагог должен продумывать и использовать новые формы воспитания и способы педагогического воздействия.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: