3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
Школа не может реализовать свои задачи без учета и использования воспитательного потенциала, который имеется в ее окружении. В воспитании подрастающего поколения семья и школа взаимодействуют c социальной средой, т.е. воспитательное воздействие на личность оказывают микросреда, двор, улица, коллективы заводов, фабрик, объединения предпринимателей, культурно-просветительные учреждения, спортивные организации, профсоюзы, неформальные организации молодежи и др. Важно, чтобы среда оказывала воспитательное воздействие на учащихся в том же направлении, что и школа. Каждый гражданин правового государства участвует в воспитании подрастающего поколения. Взрослые всегда на виду у детей, тщательно и глубоко изучаются ими. Пример поведения граждан вносится школьниками в копилку житейской мудрости. Каждый гражданин в условиях обновления общества обязан быть в общении с детьми на уровне высоких моральных требований к человеку, сознавать ответственность за воспитательные последствия своего поведения и деятельности. Гражданин участвует в воспитательном процессе постоянным, систематическим самосовершенствованием и общественно полезной деятельностью вместе с детьми в соответствии с общими нравственными законами, организуя и совершенствуя жизнь. В этом случае высоконравственный результат воспитания будет неизбежным следствием этой жизни.
Участие представителей общественности в учебно-воспитательной работе школы включает в себя обсуждение проблем содержания образования и воспитания, демократизации и гуманизации учебно-воспитательных учреждений, учет интересов и социальной защиты учащихся и учителей, участие в деятельности советов содействия школе и семье на предприятиях. Членами таких советов избираются представители администрации заводов, фабрик, квалифицированные рабочие, члены профсоюза, родители. На заседаниях совета обсуждаются вопросы учебно-воспитательной работы школы.
В средних общеобразовательных учебных учреждениях создаются Советы школы, которые являются высшим органом школьного самоуправления. Этот орган вступает в контакт с администрацией города, села, с предприятиями, профсоюзными организациями. Решения совета доводятся до сведения школьного коллектива, родителей. В обязанности школьного совета входит представление интересов школы в государственных и общественных органах, утверждение планов социального развития школы. Совет выступает гарантом обеспечения социальной защиты несовершеннолетних в соответствии с законодательством, высший орган самоуправления школы принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность. Данный орган обязан пресекать любые попытки командно-административного диктата по отношению к коллективу школы. Совет школы является полноправным хозяином всей ее жизни. Состав Совета формируется из представителей учителей, старшеклассников, родителей, трудовых коллективов, общественности. Имея соответствующие полномочия, совет может распоряжаться школьным фондом, формировать бюджет, привлекать спонсоров к финансированию учебного заведения, организовывать производительный труд школьников на договорных или кооперативных началах, способствовать организации отдыха детей, следить за организацией питания, участвовать в проведении праздников, спортивных соревнований, походов. Школьный совет контролирует учебно-воспитательную деятельность школы. Работа по месту жительства учащихся включает воспитательную деятельность среди детей и оказание помощи населению в культурной, хозяйственной, социально-политической жизни.
Социальная микросреда не имеет жестких формализованных структур. Она включает в себя неформальные объединения детей, подростков, взрослых на добровольных началах. Жизненные ситуации, складывающиеся в этих условиях, зачастую носят противоречивый характер и бывают непредсказуемыми. Поэтому важно, чтобы школа противостояла отрицательным явлениям таких объединений, могла благотворно влиять на детей, педагогизировать среду.
Возникла необходимость создания института социальных педагогов, специально подготовленных для деятельности в условиях открытой среды. Таким воспитателям отводится роль связующего звена между учащимися и взрослыми, средой и обществом. Многоплановость социального воспитания предполагает уже сейчас определенную специализацию воспитателей по трем направлениям: семейный педагог, социальный работник, специалист по вопросам коррекции поведения, подростков и молодежи в социальных группах. Главным в работе социального педагога является умение вести доверительную беседу с родителями и ребенком, находить индивидуальный подход к школьникам и взрослым. В его обязанности входит изучение и регулирование нравственно-психологической атмосферы в семье, помощь родителям в развитии интересов учащихся, организация самоуправления. С его помощью школа может действенно привлекать родителей к общественно полезной, познавательной, культурно-досуговой, спортивной работе.
Вопросы социального воспитания учащихся систематически рассматриваются на заседаниях советов школ, производственных совещаниях, профсоюзных собраниях, заседаниях объединений классных руководителей. К разработке планов привлекаются классные руководители, представители органов ученического самоуправления, работники внешкольных учреждений, члены трудовых объединений.
Как показывает опыт, наиболее удобной территориальной единицей микросреды является зона, представляющая часть жилого массива микрорайона. Здесь население объединено местом жительства, соседскими отношениями. В такой зоне легко проводить воспитательную работу среди детей и подростков. Именно в ней в силу сложившихся социально-психологических факторов, традиций создаются благоприятные условия для общения.
К проблемам современного общества прибавилась еще одна – рост детской преступности. Создаются социальные, психологические службы помощи детям и подросткам, родителям. Такая работа строится на основе принципов добровольности и анонимности. В целях оказания немедленной помощи детям организуются центры неотложной помощи, телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, бригады скорой медико-психологической и правовой помощи, приюты (убежища для временного проживания несовершеннолетних и матерей с детьми).
Служба помощи детям и подросткам в ряде мест включает в себя спортивно-культурный центр, бюро по обмену квартир, центр реадаптации и ресоциализации. Главной ее заботой являются несовершеннолетние дети и их семьи. В обязанности этой организации входит помощь учреждениям района, занимающимся воспитанием и обучением, охраной физического и психического здоровья, досугом, производительным трудом учащихся. Стратегическими задачами службы помощи являются ликвидация причин психологического кризиса несовершеннолетних, оздоровление самого общества.
Названные выше общественные организации осуществляют диагностику уровня психического развития детей и подростков, консультации по выбору типа школ или учебных классов, разработку мер индивидуальной психолого-педагогической коррекции поведения и психических процессов, профориентационную работу с учащимися. В обязанности организационно-информационного отдела входит создание банка информации по проблемам охраны прав, интересов подрастающего поколения, организация педагогического просвещения взрослых, общественности для содействия воспитанию, реадаптации, ресоциализации несовершеннолетних, координации усилий общественных, религиозных и других объединений в оказании помощи детям. Отдел методической работы обеспечивает обобщение опыта работы службы, разработку методических рекомендаций, координирует усилия специалистов службы с педагогами и воспитателями различных учебно-воспитательных учреждений. Отдел полового воспитания и гармонии семейной жизни оказывает помощь семье и школе в осуществлении программы полового просвещения и воспитания. Отдел консультативной работы с учителями и воспитателями организует консультации работников просвещения по вопросам общения с детьми и подростками, индивидуальной работы, разрешения конфликтных ситуаций с учениками и их семьями. Персонал социальной службы помощи состоит из психологов, педагогов, воспитателей, учителей-дефектологов, врачей (невропатологов, психиатров, психотерапевтов, педиатров), юристов, специалистов по половому воспитанию, сексологов, социологов, технического и вспомогательного персонала.
Итак, основой интеграции воспитательных возможностей школы, семьи, общественности, производства является единство целей и задач воспитания подрастающего поколения. Школа представляется как демократический, постоянно развивающийся государственно-общественный институт. Учебные заведения Российской Федерации должны быть тесно связаны с преобразованиями общества. Общеобразовательная школа обеспечивает реализацию потребностей личности, общества, государства в общем образовании и развитии. Ведущая роль в воспитании детей отводится семье, где происходит формирование личности на первоначальном этапе. Именно семья призвана обусловить дальнейший успех воспитания и развития личности ребенка. Совместная воспитательная деятельность школы, семьи, общественности, трудовых объединений должна быть направлена на совершенствование воспитательной работы в соответствии с потребностями общества, государства.
Для эффективной совместной деятельности триады «школа – родители – общественность» целесообразно реализовать и систематически осуществлять следующие меры:
-
создавать объединения родительской общественности в целях реализации законных прав и интересов участников образовательного процесса, поиска новых форм их взаимодействия;
-
возрождать систему родительского всеобуча, развивать разнообразные формы психолого-педагогического просвещения родителей в целях повышения их культурно-образовательного уровня;
-
организовать общественные экспертизы инновационных образовательных программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения в целях охраны здоровья и нравственности ребенка;
-
сохранять и развивать систему дополнительного образования детей, обеспечить ее доступность для всех желающих;
-
расширить взаимодействие образовательных учреждений и органов управления образованием с традиционными для нашей страны религиозными конфессиями в деле образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
-
объединить усилия правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей религиозных конфессий в борьбе с наркоманией; ужесточить меры ответственности за сбыт и распространение наркотических и других психоактивных веществ.
Приступая к процессу образования детей необходимо помнить, что ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью. Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении принципа согласованности требований школы, семьи и общественности.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем. Если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы, действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований, последовательное усложнение требований, закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований, настойчивость в их предъявлении.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: