Понятие «принцип в воспитании»
Целенаправленная организация сложного и многогранного воспитательного процесса не возможна без единых, общих принципов, которые составляют его основу. Под принципами воспитательного процесса в педагогике понимают основания, исходные положения, которые определяют его главное направление и систему: содержание, методы, организацию, отношения, которые складываются между его участниками. Принципы воспитания обеспечивают решение важнейших задач воспитания. Руководствуясь ими, педагог определяет содержание и средства, необходимые для решения конкретной задачи воспитания, создает необходимые условия для формирования педагогически целесообразных отношений с воспитанниками. Принципы воспитания способствуют объективной оценке результатов воспитательного процесса.
Категорию принципов воспитания в педагогической науке нельзя считать окончательно определенной. Общий методологический подход, используемый учеными при решении вопроса о принципах воспитательного процесса, не показывает его специфики и особенностей. Принципы процесса воспитания – это категория, отражающая закономерности, цели, особенности воспитания.
Система принципов воспитания складывалась под влиянием парадигмы воспитания, отражала ее основные положения и установки. Она нашла отражение в классических теориях воспитания - во взглядах Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского Они выделяли такие принципы, как природосообразность, народность, демократизм, трудолюбие. Само понятие «принципы воспитания» вошло в научно-педагогический оборот только в XX веке. Большое влияние на мировую педагогику, в том числе на русскую и советскую, на поиски путей гуманистического воспитания оказали теоретики педоцентризма, свободного воспитания Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, Вальдорфской педагогики Р. Штайнера. К.Н. Вентцель. В первых учебниках педагогики советского периода (П.П. Блонского и А.П. Пинкевича) данное понятие также не употреблялось, а исходные положения процесса воспитания в них не рассматривались. Только в 30-40-е годы в связи с раскрытием основных требований к процессу нравственного воспитания и условий повышения его эффективности в учебных пособиях по педагогике под редакцией И.А. Каирова и П.Н. Груздева были сформулированы следующие общеметодические требования: единство воспитания и обучения; единство педагогических воздействий; последовательность; индивидуальный подход к учащимся. Исходные положения процесса воспитания нашли свое отражение в трудах таких известных педагогов как С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.
В начале 50-х годов в учебной литературе по педагогике раскрывались основные принципы воспитания, однако сфера их применения ограничивалась нравственным воспитанием. Данная тенденция сохранялась и позже, хотя в философско-педагогической литературе 60-х годов остро стоял вопрос о необходимости разработки единых принципов воспитания как результата обобщения передовой практики воспитания. В числе основных принципов воспитания были выделены следующие: коммунистическая целеустремленность; связь воспитания с жизнью, практикой коммунистического строительства, трудом; воспитание личности в коллективе; требовательность и уважение к личности ученика; опора в воспитании и обучении на положительные черты личности ученика; последовательность и преемственность педагогических воздействий; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .
В учебных пособиях по педагогике 70-х годов, были раскрыты и обоснованы основные принципы воспитания, которые распространялись на все виды воспитательной деятельности: коммунистическая идейность, целеустремленность; связь воспитания с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства, воспитание личности в коллективе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; воспитание с опорой на положительное; соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника; индивидуальный подход .
Система принципов воспитания в отечественной педагогике сложилась к 80 годам XX века. В числе их - комплексный подход к воспитанию; систематичность, последовательность, непрерывность воспитания; воспитание в активной деятельности; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативы воспитанников.
Большое влияние на гуманистическую направленность принципов воспитания оказали в 80-е года педагоги-новаторы, которые призывали к развитию творческих способностей, инициативы, интересов учащихся в процессе воспитания и обучения. Их позиция получила название методическая система «педагогика сотрудничества».
Укреплению основных положений гуманного воспитания в конце XX века за рубежом способствовали идеи американского психолога и педагога К. Роджерса: принятие ребенка, безусловная любовь, эмпатия, психолого-педагогическая поддержка, которые в конце ХХ – начале XXI века получили мировое признание.
- Оглавление
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Педагогическая деятельность в системе наук о человеке
- Характеристика педагогической деятельности
- Происхождение педагогической деятельности
- Особенности педагогической деятельности
- Виды педагогической деятельности
- Индивидуальный стиль педагогической деятельности
- Вопросы и задания:
- Глава 2. Педагогические способности
- Способности как психические свойства
- Педагогические способности как профессионально значимые личностные качества и свойства учителя
- 3. Профессиональное самовоспитание и педагогический такт в системе педагогических способностей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 3. Профессионально-личностное становление учителя
- 1.Основные направления профессионально-личностного становления учителя
- 2.Самоопределение, самопознание и самопонимание как составляющие профессионально-личностного становления учителя
- Типы учителей
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел II. Общие основы педагогики
- Глава 4. Предмет и задачи педагогики
- Объект и предмет педагогической науки
- 2. Функции педагогической науки
- 3. Задачи педагогической науки
- 4. Система педагогических научных дисциплин
- 5. Категориальный аппарат педагогики. Основные педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогический процесс
- 6. Образование как общественное явление и педагогический процесс
- Место педагогики в системе наук о человеке
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 5. Методология педагогической науки
- Структура методологического знания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 6. Целостный педагогический процесс
- Целостность как внутреннее единство объекта (явления)
- Педагогический процесс как система и целостное явление
- Компоненты целостности педагогического процесса
- Функции и движущие силы педагогического процесса
- Закономерности целостного педагогического процесса
- Эффективность педагогического процесса как целостности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 7. Диагностика и прогнозирование в структуре педагогического процесса
- Сущностные характеристики педагогической диагностики и прогнозирования
- Методика и технология диагностики и прогнозирования в педагогике
- Педагогический эксперимент как форма диагностики и прогноза
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 8. Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Компетентностный подход - новая парадигма образования
- Система современных подходов к организации педагогического процесса
- Личностно ориентированный подход в системе образования
- Личностно-деятельностный подход в рамках новой парадигмы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 9. Система образования в россиийской федерации
- Законодательные основы построения системы образования
- Принципы государственной политики в области образования
- Понятие системы образования
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Раздел III. Теоретические основы обучения и воспитания
- Глава 10. Принципы обучения
- Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения
- Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 11. Содержание образования как основа базовой культуры личности
- Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения
- Принципы структурирования содержания образования
- 3.Уровни представления содержания образования и образовательно-воспитательное значение отдельных учебных циклов
- Государственный образовательный стандарт и его функции
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования
- Вопросы и задания:
- Глава 12. Средства, методы и приемы обучения
- Средства обучения
- Понятие о методе обучения
- 3. Классификация методов обучения
- Характеристика методов
- Выбор методов обучения
- Приемы обучения
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 13. Формы организации учебного процесса
- Понятие «формы организации обучения»
- Генезис форм обучения
- Урок как основная форма организации обучения в современной школе
- Внеурочные формы организации учебных занятий
- Глава 14. Современные технологии обучения
- 1. Сущность и критерии технологий обучения
- 2. Классификация обучающих технологий
- 3. Интерактивные технологии обучения
- 4. Авторские обучающие технологии
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 15. Компьютер в процессе обучения
- Система образования и новые информационные технологии
- Особенности подготовки учителя к учебным занятиям в условиях информатизации образования
- Технология проведения учебных занятий с использованием компьютера
- Информационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
- Системы управления обучением
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 16. Педагогические условия развития личности
- Сущностные категории: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект
- Теоретические проблемы развития личности в российской педагогической науке и практике
- Факторы и педагогические условия развития личности
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 17. Цель и задачи (составные части базовой культуры) воспитания в школе
- Цель воспитания учащихся
- Задачи воспитания школьников
- 3. Составные части базовой культуры
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Принципы воспитания
- Понятие «принцип в воспитании»
- Современная классификация принципов воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 18. Методы, приемы и средства воспитания
- Метод как категория педагогики
- Классификация методов воспитания
- 3. Характеристика методов воспитания
- 4. Приемы и средства воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 20. Организационные формы воспитания
- Понятие форм воспитания
- 2. Классификация форм воспитания
- 3. Характеристика форм воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 21. Современные технологии воспитания
- 1.Понятие технологии воспитания
- 2. Классификация технологий
- Характеристика основных технологий воспитания
- Глава 22. Теория воспитания коллективизма
- Проблема коллективизма в теории педагогики
- Коллектив как основная форма воспитания коллективизма
- Методика формирования коллективизма
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 23. Основы семейного воспитания
- 1. Семья как основная ячейка общества
- Функции и задачи семьи
- Содержание семейного воспитания
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 24. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании
- 1. Единство воспитательных целей и задач школы, семьи, общественности – основа интеграции воспитательного потенциала
- 2. Взаимосвязь школы и семьи
- 3. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воспитанию молодежи
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 25. Классный руководитель
- 1. Цель и задачи деятельности классного руководителя
- 2. Функции классного руководителя
- 3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя
- 4. Планирование деятельности классного руководителя
- 5. Организаторская деятельность классного руководителя
- 6. Взаимодействие классного руководителя с родителями учеников
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы:
- Глава 26. Основы управления педагогическими системами
- 1.Основные понятия и принципы общей теории управления
- 2. Становление и развитие научных основ управления
- 3.Особенности менеджмента в образовании
- Системный подход как управленческий феномен
- Образовательный процесс как система
- Образовательная система как объект управления
- Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания:
- Литература для самостоятельной работы: