logo search
Педагогика

3. Составные части базовой культуры

В целостном педагогическом процессе выделяют следующие направления (составные части базовой культуры) воспитания школьников: нравственное, гражданское, эстетическое, физическое, трудовое и профессиональное, а также формирование мировоззрения учащихся.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества. Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляются в сознании школьников в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом, ведущих идей и ключевых понятий той или иной науки, создающих научную основу объяснения различных естественных и общественных процессов, явлений.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, личности. У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие взгляды и убеждения.

Ядром мировоззрения являются взгляды и убеждения, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной, целеустремленной воли. Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждение – качественно более высокое состояние взглядов, такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит, как в истину.

В основе мировоззрения лежат такие составляющие компоненты, как умственное, религиозное, экономическое и экологическое воспитание.

Умственное воспитание является одной из важнейших составляющих базовой культуры личности учащихся. В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура – синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу. Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности. Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Полноценное умственное воспитание возможно тогда, когда обучение проходит на фоне богатой интеллектуальной жизни коллектива и личности.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение. К критериям умственного воспитания относятся: развитый интеллект, который частично может быть измерен на основе определения коэффициента интеллектуальности, глубокие знания в различных областях науки и социальной жизни, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие наклонности и способности личности.

Религиозное воспитание на протяжении многих веков было единственной педагогически продуманной системой, со своими целями, задачами, содержанием, формами и методами работы. Эта система предусматривает определенную, жестко канонизированную организацию жизни верующих: обязательное посещение церкви, знание и исполнение молитв, соблюдение праздников и обрядов. В течение многих веков отрабатывались способы и приемы индивидуального и коллективного воздействия на личность, в том числе исповедь, отпущение грехов, благословение, причастие и др. Система религиозного воспитания дополняется не менее продуманными и эффективными методами самовоспитания и самоубеждения, такими как молитва, покаяние, воздержание, обет. Применяются и меры наказания – искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание. Религиозное воспитание в достаточной мере психологизировано, оно учитывает особенности бессознательного и подсознательного, эмоционального и волевого в личности.

Большое воспитательное значение имеет общая организация религиозной жизни и деятельности: регулярные посещения церкви, распределенные во времени обязательные молитвы, строгое соблюдение постов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и условий направлена на организацию жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Она служит ограничению содержания духовной жизни человека религиозными догмами и нравственно-эстетическими религиозными переживаниями, требует послушания и повиновения. Система религиозного воспитания дает устойчивый педагогический результат в виде внушения ребенку веры в Бога. Ее сила обусловлена опорой на разные сферы личности ребенка: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю и привычные формы поведения.

Анализ воспитательной функции религии показывает, что религиозное воспитание представляет собой систему воздействия с глубокими социально-историческими и психологическими корнями.

Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость ответственности педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения и в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача школы – раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

Экономическое воспитание также является важной составной частью базовой культуры учащихся, оно обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого труженика в активного творческого участника производственного процесса.

Экономическое сознание включает знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важной его частью является способность экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительности труда, достижения высококачественного производственного результата при наименьших затратах. Экономическому сознанию сопутствуют такие социальные проявления, как коллективизм, чувство хозяина общественной, колхозной, кооперативной, акционерной собственности, ответственности за ее сохранение и умножение, чувство социальной справедливости, общественного долга и дисциплины.

Экономическое воспитание – это специально организованная педагогическая деятельность, продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил, производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, передовиками производства, с представителями арендных бригад, семейного подряда.

Недостаточное внимание к экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их неготовности к выбору профессии в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства. Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших школьников воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплиной. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь. Главным механизмом экономического воспитания школьников является непосредственная, доступная им экономическая деятельность.

Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые вовлекаются дети. Они взаимодействуют с родителями и проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. Таким образом, экономическое познание, деятельность и отношения – те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.

Критериями эффективности экономико-воспитательной работы с учащимися являются:

Экологическое воспитание в «Педагогическом энциклопедическом словаре» (Под ред. Б.М.Бим-Бада. М., 2002) определяется как элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. В «Большой современной энциклопедии по педагогике» (2005 г.) под экологическим воспитанием и образованием понимается «составляющая часть общественного воспитания, направленная на формирование экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность и позволяющей человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающей его действительностью; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование навыков и умения решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды».

Одной из основных задач экологического воспитания и образования является формирование экологического сознания. Выделяют следующие характерные черты этого сознания:

1. Высшей ценностью является гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение потребностей как человека, так и всего природного сообщества.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс эволюции, взаимовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой (Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск, 2005, с. 75-76).

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Экологическая культура как важная составная часть мировоззрения школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; включает накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. Сюда относится также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха; отрядов по борьбе с браконьерами, действующих при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп скорой помощи зверям и птицам в условиях зимы; уголков природы в Домах и Дворцах школьников.

Природа является важнейшим фактором воспитания детей, их умственного, эстетического, нравственного развития. Таким образом, экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным, экономическим, религиозным как часть мировоззрения учащихся.

Формирование мировоззрения учащихся невозможно осуществлять эффективно и плодотворно вне связи с нравственным воспитанием. Оно осуществляется через образование в процессе педагогического общения. Критерием нравственного воспитания является наличие и проявление у человека глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданиям, стыду и сочувствию, следование в своей деятельности и обучение общечеловеческим моральным нормам, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе. В соответствии с этим, содержанием нравственного воспитания учащихся является:

Особенностями процесса нравственного воспитания выступают:

  1. многофакторный характер – т.е. формирование личности происходит под воздействием педагогов, коллектива, семьи, общественности, средств массовой информации и др. В процессе воспитания эти факторы должны направляться педагогами в единый поток;

  2. длительность и непрерывность процесса. В отличие от обучения, воспитание начинается с рождения ребенка и сопутствует ему всю жизнь. В семье, школе, других учебных заведениях закладываются и упрочиваются основы личности. Нравственное воспитание осуществляется по циклам, связанным с возрастными особенностями детей, молодежи, взрослых;

  3. одновременное формирование нравственных качеств. Человек не воспитывается по частям. Воспитание патриотизма нельзя отделить от гуманизма, трудолюбия, честности. Нравственная личность как закономерный итог воспитания представляет собой целостное образование, что вытекает из целостности педагогического процесса;

  4. концентризм в воспитании. Учитель учитывает необходимость неоднократного обращения к одним и тем же нормам и правилам морали на каждой новой возрастной ступени развития человека с той целью, чтобы воспитуемый глубже и полнее осознал эти нормы и правила. Благодаря концентризму непрерывно обеспечивается система жизненных упражнений в выработке нравственных черт личности;

  5. отбор оптимальных форм и методов воспитания. Эта особенность означает, что не существует универсального подхода к воспитанию, пригодного в любых педагогических ситуациях. Успешного решения той или иной воспитательной задачи можно достичь использованием определенной совокупности форм, методов и технологий педагогического воздействия.

В процессе нравственного воспитания учитель целенаправленно стремится сформировать у учащихся следующие основные категории нравственного воспитания:

Справедливость означает равенство ценностей для всех, соответствие между социальным положением человека и его практической ролью в обществе, соответствие между трудом и вознаграждением, между деянием и воздаянием, между заслугами человека в обществе и его общественным признанием, между правами и обязанностями. Справедливость включает в себя такие требования, как объективная оценка достоинства личности по ее способностям, результатам труда и роли в жизни общества, доверие к людям, внимание к окружающим, самокритичное отношение к самому себе, ненависть к несправедливости, насилию, злу. Справедливость выражается в требованиях: не вреди другому человеку, не обижай его, уважай его достоинство, не нарушай прав других людей.

Добродетель – обобщенная характеристика устойчивых положительных нравственных качеств личности (является противоположностью зла). Добродетель проявляется в таких чертах, как милосердие, благодеяние, доброжелательность, сопереживание, чуткость и др. В нравственной деятельности критерием оценки положительного поведения выступает добро.

Нравственный долг есть сознательное и добровольное выполнение человеком своих обязанностей перед обществом, коллективом, семьей. Наряду с общественным долгом, различают долг коллективный, родительский, супружеский, товарищеский, профессиональный (например, учительский) и др.

Долг включает моральное требование человека к самому себе. Это требование называется совестью. Совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, саморегуляцию поведения, т.е. выражает нравственное самосознание человека.

Нравственным барометром совести выступает стыд как чувство неудовлетворенности самим собой, своим поведением, возникающее в результате самооценки поступков, действий с позиции того, как к ним относятся окружающие. Как и совесть, чувство стыда предупреждает о недопустимости поступка.

Нравственное достоинство – это самооценка человеком своей общественной значимости, осознание собственной значимости, требовательность к самому себе. Нравственное достоинство и честь выступают мотивом поведения. Во все времена высоко ценится девичья честь, мужское достоинство.

Одна из ведущих черт нравственности – трудолюбие. Трудолюбие характеризует добросовестное отношение человека к труду (физическому и умственному), которое проявляется в желании трудиться, в интересе к труду, в старании, достижении положительных результатов, ответственности за выполняемую работу.

Нравственные качества личности в полной мере проявляются тогда, когда человек вступает в коллективные отношения. В процессе развития коллективных отношений проявляются товарищество, дружба.

Товарищество – основа гуманных отношений между людьми, опирается на общность интересов и потребностей, соответствующих личным и общественным целям.

Дружба характеризуется взаимными личными симпатиями, справедливыми требованиями и доверием, преданностью и бескорыстием. Дружба является проявлением высокой нравственности человека.

Честность как черта нравственности заключается в проявлении уважения к человеку. Она отражает необходимость единства общественного и личного, слова и дела, означает верность долгу, исключает обман, лицемерие, неискренность и т.п. В честности сконцентрированы многие нравственные качества личности: принципиальность, справедливость, сознательность, правдивость и др.

Скромность и простота – высокие общечеловеческие нравственные качества, свидетельствующие о душевной красоте и моральной чистоте человека. Скромность есть осознание человеком своих обязанностей перед другими людьми, обществом и проявление при этом сдержанности в оценке собственных достоинств и заслуг, уверенности и пристойности в образе жизни. Это сказывается в первую очередь в манере поведения. Скромный человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, не претендует на особое положение, добровольно соблюдает нормы и требования морали.

В понятие нравственности необходимой составляющей входит патриотизм – т.е. нравственные нормы и чувства, выражающие уважение и любовь к родной стране, ее истории, культурным традициям, народу, языку.

Солидарность народов всех стран, независимо от их национальности, вероисповедания, расы, также является чертой общечеловеческой нравственности. Эту черту называют интернационализмом – сотрудничество и взаимопомощь народов, уважение прогрессивных национальных традиций, объединение усилий в борьбе за демократию и свободу. Интернационализм несовместим с национальной замкнутостью, слепой приверженностью узко национальным интересам, что порождает ненависть и злобу, нигилизм и экстремизм, размежевание по национальным и религиозным признакам, военные конфликты.

Патриотизм и интернационализм являются неотъемлемыми чертами гражданского воспитания.

Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Гражданское воспитание осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. К критериям гражданского воспитания относятся различные проявления гражданской зрелости: единство слова и общественно-ценного дела, стремление к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях и кампаниях, готовность прийти на защиту своей Родины, отсутствие правонарушений.

В содержание гражданского воспитания входит:

Воспитание гражданина – одна из главнейших задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое воспитание как одна из важнейших составляющих базовой культуры учащихся осуществляется через образование в процессе педагогического обучения, а также через соприкосновение с искусством и всем прекрасным в природе и обществе. Критерием эстетического воспитания является развитый художественно-эстетический вкус, способность увидеть, понять и верно оценить подлинно прекрасное или безобразное, развитие образного мышления, стремление к творчеству. Формирование эстетической культуры учащихся определяется содержанием эстетического воспитания:

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов базовой культуры личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Физическое воспитание – это многогранный процесс организации активной культурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни. Физическое воспитание осуществляется с целью укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. Его следует рассматривать во взаимосвязи с другими компонентами базовой культуры личности: интеллектуальным, эмоциональным, нравственным. Известный педагог П.Ф. Лесгафт – основатель научной системы физического воспитания в России, – указывал на необходимость исследования основ формирования физической культуры в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием.

Физическое воспитание осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. К критериям физической воспитанности относятся: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки, соблюдение личной гигиены, четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени.

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:

В связи с поставленными задачами физическое воспитание наполняется следующим содержанием:

Воспитание физической культуры учащихся – важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

Трудовое воспитание ребенка начинается в семье и школе с формирования элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики, нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства, вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками, развивает творческое отношение к труду, способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

Последнее осуществляется через процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда. Критерием трудового воспитания служит трудолюбие, определенные профессиональные знания, умения и навыки, творческое практическое мышление, ориентация на определенную профессию.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

Названные выше задачи определяют содержание трудового воспитания:

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда:

- учебный, включающий умственный и физический труд. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

- общественно полезный труд – организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности, включает труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

С трудовым воспитанием личности неразрывно связана профессиональная ориентация школьников. Школа всегда решала проблему оказания помощи ученикам в выборе профессии. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в гармонии с призванием, приносит радость и удовлетворение. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.