logo
Сборник статей

Школа и режим экономии (Часть 2)

Экономное расходование государственных средств было и остается обязательным условием успешного хозяйствования. «Может быть, на каж­дом отдельно взятом заводе или в колхозе режим экономии даст сотни или тысячи рублей, но в масштабе народного хозяйства это составит мно­гие сотни миллионов и даже миллиарды», – говорил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС. Эти слова имеют отношение и ко всей системе просвещения.

Органам народного образования и школам при совершенствовании учебно-материальной базы необходимо соблюдать требования режима экономии. Это возможно только тогда, когда выработка таких качеств, как бережливость и экономность, станет одной из целей учебно-воспитательного процесса.

Известно, что многие школьные здания, мебель и оборудование еже­годно нуждаются в очередной чистке, текущем, а иногда и капитальном ремонте. Все это связано с расходованием весьма больших средств. Стои­мость ремонта и количество строительных материалов из года в год уве­личиваются. Значительные средства идут на обеспечение учебного про­цесса. Ежегодно по области списывается более чем на 1 млн. руб. учебно-наглядных пособий, оборудования и мебели.

На первый взгляд, это кажется естественным: деньги затрачиваются на амортизацию зданий и оборудования. А если тщательно проанализи­ровать расходы государственных средств, отпускаемых на народное обра­зование, то можно найти неиспользуемые резервы экономии.

У нас в стране проявляется большая забота о школе. Намечена широкая программа дальнейшего развития учебно-воспитательного про­цесса и материальной базы народного образования. Страна затрачивает огромные средства на строительство школ и создание оборудования. И работники просвещения обязаны воспитать в молодом поколении чувство сознательного и ответственного отношения к народному добру. Будущий хозяин социалистического производства должен быть не только идейно убежденным, но и экономически грамотным. Поэтому особое внимание у нас уделяется соблюдению режима экономии – основе рационального хозяйствования. Нужно наглядно показать учащимся, что за счет сэко­номленных благодаря их бережливости средств можно приобрести для школы необходимую дополнительную мебель, лучше технически осна­стить и содержательнее оформить учебные кабинеты. Хозяйственным обеспечением учебного процесса нужно заниматься весь год, ежедневно, а не в течение полутора-двух летних месяцев.

Сохранность школы и учебного оборудования следует считать одним из конкретных показателей эффективности воспитательной деятельности школьных коллективов. В настоящее время в области уже накоплен не­который опыт работы школ в этом направлении. Строгий режим эконо­мии, аккуратность, бережливость, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность народного достояния характерны для школ № 74, 43, 58, спецшколы-интерната № 4 Челябинска, школы № 26 г. Миасс, Коркинской школы № 2, школы № 44 г. Копейск и др. Педагогические коллективы пришли здесь к выводу о том, что в борьбе за сохранность школы и ее оборудования важная роль принадлежит пионерско-комсомольскому самоуправлению. Положительных результатов можно добиться только при образцовом общем порядке, отличной дисциплине учащихся. Педагоги много внимания уделяют здесь воспитанию бережного отноше­ния к школьному имуществу, высокой культуры поведения. Это благо­приятно сказалось на соблюдении санитарно-гигиенического режима, со­хранности школьного здания и оборудования, сокращении до минимума объема текущего ремонта в конце учебного года. Учебные мастерские и предметные кабинеты, школьная мебель, наглядные пособия и оформле­ние уже в течение трех лет не нуждаются в ремонте.

Такого положения добились в результате большой организационной работы. На педагогических советах принимали решение: в течение трех лет школа должна функционировать без текущего ремонта. Разрабаты­вались мероприятия для учащихся, технического персонала, родителей. При этом особое внимание уделялось формам пропаганды бережного от­ношения к социалистической собственности. Использовался, в частности, лекторий правовых знаний, классные часы и лекции для родителей. Было разработано положение о дежурных, составлен график дежурства учащих­ся по школе, установлена форма информации по итогам дня, порядок передачи классных помещений между сменами, распределены админист­ративные функции по контролю за санитарно-гигиеническим режимом и сохранностью имущества.

В школе № 74 Челябинска, например, действует комиссия поддер­жания порядка, в которую входят заместитель директора по учебно-воспи­тательной работе, завхоз, представители ученических организаций и роди­тельского комитета, представители шефов и технический персонал школы. Возглавляет комиссию директор. В течение года проведено четыре рейда (один раз в четверть) для проверки состояния классных комнат и соблю­дения санитарно-гигиенического режима. По итогам был издан приказ, в котором отмечены лучшие классные коллективы и технические работники, проанализированы причины обнаруженных недостатков.

Учебные кабинеты закрепляются за классом и по акту передаются на социалистическую сохранность комсомольским группам и пионерским отрядам. В акте ставит подпись каждый ученик: он несет персональную ответственность за состояние своего рабочего места. На каждом столе устанавливается табличка с фамилиями. Учебные кабинеты находятся в процессе постоянного развития. Меняется оформление, пополняется оборудование, создаются новые экспозиции.

Для выработки сознательного отношения учащихся к общественным обязанностям в школах № 74, спецшколе-интернате № 4 Челябинска, в школе № 26 г. Миасса, Коркинской школе № 2, школе № 44 г. Копейска и других создан ученический штаб порядка, который контролирует дежур­ство по школе и классам, принимает и передает классные комнаты по сменам, делает достоянием общественности недостатки в соблюдении са­нитарно-гигиенического режима. В состав штаба входят представители комсомольского и пионерского актива, постоянные ответственные за по­рядок в классах. Комитет комсомола назначает начальника. Благодаря строгому закреплению рабочего места за каждым учеником, штаб порядка имеет возможность при проверке состояния классных комнат оценить отношение каждого ученика к имуществу. Это позволяет ученическому коллективу, учителям и дирекции принимать оперативные меры к нару­шителям правил поведения.

В третьих – десятых классах этих школ организованы санпосты, ко­торые следят за чистотой, уборкой кабинетов, соблюдением воздушного и питьевого режимов и т. д. Один из санпостов установлен в буфете, чтобы наблюдать за порядком, умыванием перед едой и после нее, уборкой сто­лов и посуды. Санпосты работают под руководством школьного врача и медицинской сестры. В школе организовано соревнование таких постов, итоги регулярно освещаются в бюллетенях.

Имеются и комсомольские патрули; они стараются не допускать на­рушений дисциплины учащихся. В каждом классе, начиная с восьмого, созданы ремонтные бригады для мелкого ремонта мебели. О результатах всей этой работы ежемесячно докладывается комитету ВЛКСМ.

В итоге эти школы добились образцового санитарно-гигиенического состояния. Здания, кабинеты, места общего пользования находятся в пол­ном порядке. За год не испорчена ни одна стена, ни один подоконник, ни одна дверь. В отличном состоянии мебель. Не все, конечно, в этом направ­лении сделано, но главное уже есть – кропотливой повседневной работой в течение последних лет заложены крепкие традиции.

Существенное значение в деле воспитания любви к труду, аккурат­ности и бережного отношения к школьному имуществу имеет соревнова­ние классов с производственными бригадами шефов. Проводятся взаимо­проверки порядка и чистоты на рабочем месте. Шефы информируют ре­бят о соблюдении ими режима экономии на производстве.

Большую пользу приносят регулярно организуемые праздники труда. На них подводятся итоги трудовых дел всего коллектива школы, каждого класса, каждого ученика. Здесь еще раз подчеркиваются трудовые тра­диции школьной семьи, в праздничной обстановке награждаются победи­тели в трудовом соревновании.

Таким образом, использование форм детского самоуправления для формирования правильного общественного мнения о необходимости бе­режного отношения каждого учащегося к школьному зданию, учебным кабинетам и оборудованию, систематический контроль за этой работой дали возможность обеспечить в некоторых школах области высокий уро­вень дисциплины и личную заинтересованность каждого ребенка в под­держании порядка и чистоты. Здесь уже сейчас добились значительных успехов не только в экономическом воспитании учащихся, в установлении режима экономии, но и во всем учебно-воспитательном процессе. Четкость организации, планомерность развития кабинетной системы, высокая дисциплина и образцовый порядок способствуют повышению качества обуче­ния и знаний учащихся.

Первый, еще незначительный опыт организации экономического вос­питания учащихся требует обобщения и систематизации. Образователь­ные школы имеют в этом деле неисчерпаемые возможности, а значит, и определенные резервы удешевления стоимости обучения. Эти резервы мо­гут быть приведены в действие работниками школ.