Школа и режим экономии (Часть 2)
Экономное расходование государственных средств было и остается обязательным условием успешного хозяйствования. «Может быть, на каждом отдельно взятом заводе или в колхозе режим экономии даст сотни или тысячи рублей, но в масштабе народного хозяйства это составит многие сотни миллионов и даже миллиарды», – говорил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС. Эти слова имеют отношение и ко всей системе просвещения.
Органам народного образования и школам при совершенствовании учебно-материальной базы необходимо соблюдать требования режима экономии. Это возможно только тогда, когда выработка таких качеств, как бережливость и экономность, станет одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Известно, что многие школьные здания, мебель и оборудование ежегодно нуждаются в очередной чистке, текущем, а иногда и капитальном ремонте. Все это связано с расходованием весьма больших средств. Стоимость ремонта и количество строительных материалов из года в год увеличиваются. Значительные средства идут на обеспечение учебного процесса. Ежегодно по области списывается более чем на 1 млн. руб. учебно-наглядных пособий, оборудования и мебели.
На первый взгляд, это кажется естественным: деньги затрачиваются на амортизацию зданий и оборудования. А если тщательно проанализировать расходы государственных средств, отпускаемых на народное образование, то можно найти неиспользуемые резервы экономии.
У нас в стране проявляется большая забота о школе. Намечена широкая программа дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса и материальной базы народного образования. Страна затрачивает огромные средства на строительство школ и создание оборудования. И работники просвещения обязаны воспитать в молодом поколении чувство сознательного и ответственного отношения к народному добру. Будущий хозяин социалистического производства должен быть не только идейно убежденным, но и экономически грамотным. Поэтому особое внимание у нас уделяется соблюдению режима экономии – основе рационального хозяйствования. Нужно наглядно показать учащимся, что за счет сэкономленных благодаря их бережливости средств можно приобрести для школы необходимую дополнительную мебель, лучше технически оснастить и содержательнее оформить учебные кабинеты. Хозяйственным обеспечением учебного процесса нужно заниматься весь год, ежедневно, а не в течение полутора-двух летних месяцев.
Сохранность школы и учебного оборудования следует считать одним из конкретных показателей эффективности воспитательной деятельности школьных коллективов. В настоящее время в области уже накоплен некоторый опыт работы школ в этом направлении. Строгий режим экономии, аккуратность, бережливость, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность народного достояния характерны для школ № 74, 43, 58, спецшколы-интерната № 4 Челябинска, школы № 26 г. Миасс, Коркинской школы № 2, школы № 44 г. Копейск и др. Педагогические коллективы пришли здесь к выводу о том, что в борьбе за сохранность школы и ее оборудования важная роль принадлежит пионерско-комсомольскому самоуправлению. Положительных результатов можно добиться только при образцовом общем порядке, отличной дисциплине учащихся. Педагоги много внимания уделяют здесь воспитанию бережного отношения к школьному имуществу, высокой культуры поведения. Это благоприятно сказалось на соблюдении санитарно-гигиенического режима, сохранности школьного здания и оборудования, сокращении до минимума объема текущего ремонта в конце учебного года. Учебные мастерские и предметные кабинеты, школьная мебель, наглядные пособия и оформление уже в течение трех лет не нуждаются в ремонте.
Такого положения добились в результате большой организационной работы. На педагогических советах принимали решение: в течение трех лет школа должна функционировать без текущего ремонта. Разрабатывались мероприятия для учащихся, технического персонала, родителей. При этом особое внимание уделялось формам пропаганды бережного отношения к социалистической собственности. Использовался, в частности, лекторий правовых знаний, классные часы и лекции для родителей. Было разработано положение о дежурных, составлен график дежурства учащихся по школе, установлена форма информации по итогам дня, порядок передачи классных помещений между сменами, распределены административные функции по контролю за санитарно-гигиеническим режимом и сохранностью имущества.
В школе № 74 Челябинска, например, действует комиссия поддержания порядка, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, завхоз, представители ученических организаций и родительского комитета, представители шефов и технический персонал школы. Возглавляет комиссию директор. В течение года проведено четыре рейда (один раз в четверть) для проверки состояния классных комнат и соблюдения санитарно-гигиенического режима. По итогам был издан приказ, в котором отмечены лучшие классные коллективы и технические работники, проанализированы причины обнаруженных недостатков.
Учебные кабинеты закрепляются за классом и по акту передаются на социалистическую сохранность комсомольским группам и пионерским отрядам. В акте ставит подпись каждый ученик: он несет персональную ответственность за состояние своего рабочего места. На каждом столе устанавливается табличка с фамилиями. Учебные кабинеты находятся в процессе постоянного развития. Меняется оформление, пополняется оборудование, создаются новые экспозиции.
Для выработки сознательного отношения учащихся к общественным обязанностям в школах № 74, спецшколе-интернате № 4 Челябинска, в школе № 26 г. Миасса, Коркинской школе № 2, школе № 44 г. Копейска и других создан ученический штаб порядка, который контролирует дежурство по школе и классам, принимает и передает классные комнаты по сменам, делает достоянием общественности недостатки в соблюдении санитарно-гигиенического режима. В состав штаба входят представители комсомольского и пионерского актива, постоянные ответственные за порядок в классах. Комитет комсомола назначает начальника. Благодаря строгому закреплению рабочего места за каждым учеником, штаб порядка имеет возможность при проверке состояния классных комнат оценить отношение каждого ученика к имуществу. Это позволяет ученическому коллективу, учителям и дирекции принимать оперативные меры к нарушителям правил поведения.
В третьих – десятых классах этих школ организованы санпосты, которые следят за чистотой, уборкой кабинетов, соблюдением воздушного и питьевого режимов и т. д. Один из санпостов установлен в буфете, чтобы наблюдать за порядком, умыванием перед едой и после нее, уборкой столов и посуды. Санпосты работают под руководством школьного врача и медицинской сестры. В школе организовано соревнование таких постов, итоги регулярно освещаются в бюллетенях.
Имеются и комсомольские патрули; они стараются не допускать нарушений дисциплины учащихся. В каждом классе, начиная с восьмого, созданы ремонтные бригады для мелкого ремонта мебели. О результатах всей этой работы ежемесячно докладывается комитету ВЛКСМ.
В итоге эти школы добились образцового санитарно-гигиенического состояния. Здания, кабинеты, места общего пользования находятся в полном порядке. За год не испорчена ни одна стена, ни один подоконник, ни одна дверь. В отличном состоянии мебель. Не все, конечно, в этом направлении сделано, но главное уже есть – кропотливой повседневной работой в течение последних лет заложены крепкие традиции.
Существенное значение в деле воспитания любви к труду, аккуратности и бережного отношения к школьному имуществу имеет соревнование классов с производственными бригадами шефов. Проводятся взаимопроверки порядка и чистоты на рабочем месте. Шефы информируют ребят о соблюдении ими режима экономии на производстве.
Большую пользу приносят регулярно организуемые праздники труда. На них подводятся итоги трудовых дел всего коллектива школы, каждого класса, каждого ученика. Здесь еще раз подчеркиваются трудовые традиции школьной семьи, в праздничной обстановке награждаются победители в трудовом соревновании.
Таким образом, использование форм детского самоуправления для формирования правильного общественного мнения о необходимости бережного отношения каждого учащегося к школьному зданию, учебным кабинетам и оборудованию, систематический контроль за этой работой дали возможность обеспечить в некоторых школах области высокий уровень дисциплины и личную заинтересованность каждого ребенка в поддержании порядка и чистоты. Здесь уже сейчас добились значительных успехов не только в экономическом воспитании учащихся, в установлении режима экономии, но и во всем учебно-воспитательном процессе. Четкость организации, планомерность развития кабинетной системы, высокая дисциплина и образцовый порядок способствуют повышению качества обучения и знаний учащихся.
Первый, еще незначительный опыт организации экономического воспитания учащихся требует обобщения и систематизации. Образовательные школы имеют в этом деле неисчерпаемые возможности, а значит, и определенные резервы удешевления стоимости обучения. Эти резервы могут быть приведены в действие работниками школ.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69