Перешли на кабинетную систему занятий
В Советском районе Челябинска – 30 общеобразовательных школ, из них – 3 начальные, 13 восьмилетних (в том числе одна школа продленного дня и две школы-интерната), 14 средних школ с общим количеством учащихся 25 795.
Многие здания школ были построены до или сразу после Великой Отечественной войны. В этих школах по проектам не были предусмотрены столовые, мастерские, спортивные залы, библиотеки и учебные кабинеты, поэтому все это в течение ряда лет пришлось переоборудовать из классных комнат. В последние годы с помощью шефов сделано многое и для укрепления учебно-материальной базы. Только за последние два года в школах оборудовано 99 кабинетов и приобретено на 200 тыс. руб. учебно-наглядных пособий и технических средств.
Много сил, энергии, знаний вложили в оборудование своих кабинетов учителя-энтузиасты. Хороший кабинет создан с помощью шефов и учащихся-старшеклассников учителем химии 98-й школы Н. Неретиной. В лаборатории и лаборантской комнате оборудованы вентиляционные установки, что позволяет хранить под тягой все имеющиеся в школе реактивы. В комнате установлен кинопроектор, затемнение окон производится с пульта управления, бесшумно и быстро, классная доска сделана из винипласта и имеет дополнительную передвижную площадь. Для лучшего обозрения в центре стены, рядом с местом учителя, вмонтирован вентилируемый вытяжной шкаф для демонстрации опытов, связанных с образованием летучих и ядовитых газов.
В кабинете – 19 ученических столов, к каждому из них, а также к столу учителя подведена вода, газ, переменный и постоянный ток. Все трубы (кроме газовых) находятся под полом, покрытым релином. Столы деревянные, очень удобные, особой конструкции: для хранения мелкого оборудования в них есть полочки, ящик; трубы, несущие воду и уносящие отходы опытов, скрыты в тумбочке стола. Столы покрыты стеклопластиком, на который не действуют нагревание и большинство реактивов. На столах – штативы из винипласта, в которых хранятся постоянные реактивы. На винипласт не действуют никакие реактивы.
На стенах кабинета – таблицы по технике безопасности. Электрифицированная цветная таблица «Характеристика кислот, солей, оснований» сделана на целом листе органического стекла, на который наклеены дихлорэтаном буквы, выполненные из цветного органического стекла. Таблица дополнена, по сравнению с учебной, многими данными. На другой стене расположен макет периодической системы, сделанный в виде ячеек для каждого элемента, застекленных органическим стеклом. На таблице есть пульт управления, при помощи которого можно демонстрировать строение атома какого-либо элемента, а также освещать элемент, включая лампочку, вмонтированную в ячейку. Размер макета 2470 мм х 1590 мм. В кабинете находятся стенды размером 150 мм х 150 мм из органического стекла и действующие макеты: «50 лет советской химии», «Классификация веществ», «Волокна», «Минеральные удобрения, гербициды»; действующие макеты: «Доменный цех», «Добыча нефти из-под земли», «Известково-обжиговая печь», «Прибор распознавания ионов», «Конвертор Бессемера» и другие.
За несколько лет Н. Неретина накопила обширный методический материал: тексты контрольных работ; сборники задач по органической и неорганической химии по всем классам; дидактический материал, разработки вечеров занимательной химии, КВН, кроссворды, химическое домино «Знаете ли вы химию?» и др. Разработан сценарий вечера «Химия в стихах и песнях», есть методические разработки системы уроков. Здесь есть изготовленные учащимися таблицы, модели – шаростержневые и масштабные по органическим веществам, в соответствии с новой программой X класса.
Инициатором этого начинания в нашем городе выступил педагогический коллектив 80-й средней школы директор Д. Конкин. 80-я школа размещена в здании, рассчитанном на 964 учеников при занятиях в одну смену. В ней 38 классов-комплектов, в которых обучается 1433 учащихся. Когда в школе занимались по классной системе, занятия продолжались в течение 12–13 часов. Не было возможности в течение дня организовать факультативные занятия, работу кружков. Большинство учителей работали в две смены. Когда учащиеся занимались в кабинетах физики, химии, биологии, в спортивном зале, классные комнаты пустовали, наглядные пособия, хранившиеся в методическом кабинете, использовались недостаточно. Давно задумывались о кабинетной системе. Этот вопрос обсуждался на педагогическом совете, на партийном и профсоюзном собраниях. Приняв решение ввести эту систему у себя, составили специальный план, где было предусмотрено, какие классы-комплекты будут переведены на кабинетную систему.
Учитель убежден, что такой кабинет – незаменимый помощник в учебно-воспитательной работе по химии, здесь можно эффективно проводить занятия. Есть возможность все уроки проводить лабораторно с привлечением широкого эксперимента. Благодаря хорошей вентиляции в кабинете реактивы постоянно находятся на столах, что освобождает лаборанта от лишней работы; за счет этого времени лаборант помогает готовить наглядные пособия к уроку. При наличии тяги в вытяжных шкафах можно хранить растворы веществ от предыдущей работы. Подведенный к столам постоянный электрический ток позволяет проводить опыты по электролизу, распознаванию ионов и др. Благодаря хорошо оборудованному и оформленному кабинету интерес учащихся к химии повышается. В кружке по химии занимается около 50 учащихся V классов. На факультативные занятия приходят 42 девятиклассника. Перевод учащихся на кабинетную систему занятий позволил ликвидировать двухсменные занятия.
Как и какие кабинеты нужно создавать, и в каких классах они будут размещаться.
Во вторую смену в классных комнатах занимаются VII и IX классы. Учащиеся III и IV классов меняются сменами после первого полугодия.
На кабинетную систему занятий перевели учащихся VII–X классов (14 классов-комплектов организации занятий с ними, кроме кабинетов химии, биологии и физики, создали еще кабинет физики, два кабинета математики, черчения, кабинет русского языка, кабинет литературы, истории и географии, три кабинета иностранного языка. Таким образом, в школе было образовано тринадцать кабинетов, при которых сразу же работали и лаборантские. Кроме лаборантских по биологии и физике, были еще созданы лаборатории: в кабинетах математики, русского языка и литературы, истории и географии, физики. Организовали временно и методический кабинет. Учителя математики в своих кабинетах добавили к существующим классным доскам еще и откидные, в результате чего площадь их увеличилась вдвое. На одной стороне откидной доски (она «закреплена на шарнирах к основной) вычерчена подлинная система координат, позволяющая строить графики и их схемы без дополнительных затрат времени. Под классными досками сделаны панели для хранения чертежных инструментов, а в одном из кабинетов укреплена демонстрационная логарифмическая линейка и электрифицированный стенд основных алгебраических формул из курса алгебры VI–VIII классов. В лаборантской математики учебно-наглядные пособия размещены по темам, поэтому пользоваться ими стало удобнее.
Учителя русского языка сделали приспособление для использования проигрывателя, а учителя литературы имеют под руками аппарат ЛЭТИ. Имеющиеся диафильмы и пластинки стали больше использоваться на уроках. На стенах кабинетов в виде стендов расположены орфографический бюллетень, правила грамматического разбора, образцы деловой речи, советы учителя, как учить уроки, образцы тетрадей, сочинения и др. Имеется также электрифицированный стенд.
В кабинете истории установлен киноаппарат «Украина». В стол учителя вмонтированы проигрыватель и магнитофон. На стенах – стенды по краеведению, «Челябинск за 50 лет», «История пятилеток».
В кабинете географии в специально сделанных шкафах под классной доской и около нее хранятся карты, картины и образцы полезных ископаемых Урала, на стенах – портреты ученых-географов, изображения гербов и флагов союзных республик, панорама новостроек центра Челябинска и политическая карта мира.
В методическом кабинете хранятся наглядные пособия, карты и картины для начальных классов. На передвижной тележке установлены фильмоскоп с дистанционным управлением на дневном экране и проигрыватель. Эта установка в любое время может быть передвинута из класса в класс и использована на уроке.
В маленьких комнатах, приспособленных из бывших гардеробных на II этаже, оборудованы кабинеты немецкого и английского языков. В столах здесь вмонтированы магнитофоны и проигрыватели, создаются фонотеки и фильмотеки, есть литература и на иностранных языках. В кабинетах английского языка затемняются окна и можно воспользоваться фильмоскопом с дистанционным управлением. В ближайшее время будет закончено оборудование лингафонного кабинета для изучения иностранного языка.
В лаборантских кабинетах математики, русского языка и литературы, истории и географии, химии, биологии создаются методические библиотеки для учителей, собираются учебники и научно-популярная литература для учащихся, накапливается методический и раздаточный материал.
Создаваемые вновь кабинеты закрепили за классами, а классных руководителей назначили на общественных началах заведующими кабинетов. Так кабинет истории создавал X – Б класс, а его класснный руководитель – учитель истории Р. Тихомир была назначена заведующей кабинетом; кабинет литературы создавал X–А класс, а организовал работу классный руководитель – словесник Т. Жанина. Все кабинеты были распределены между ними в зависимости от специальности классного руководителя.
Учителя, принявшие активное участие в оформлении, оборудовании кабинетов, были награждены Почетеными грамотами и отмечены приказом по школе и районному отделу народного образования. С 1 сентября 1967 года школа перешла на кабинетную систему занятий. Это дало возможность в первую смену разместить 38 классов-комплектов учащихся и оставить во второй смене только 12 классов-комплектов (452). Примерно такое же распределение сохранилось и в последующие годы. Таким образом, в типовом здании на 964 места занимается в первую смену около тысячи учащихся, занятия в школе начинаются в 8 час. 15 мин. и заканчиваются во второй смене у II и IV классов в час 05 мин., а у V классов – в 17 час. 55 мин. Традиционного перерыва между сменами нет. Перерыв между занятиями первых и третьих классов, занимающихся в первую смену, вторых и четвертых классов, занимающихся во вторую смену, составляет около часа, и его достаточно для индивидуальной работы с учащимися после уроков. Все кабинеты во вторую смену используются только для индивидуальной работы с учащимися VI–X классов, для факультативных занятий, работы кружков и различных воспитательных мероприятий.
В связи с переходом на кабинетную систему увеличили продолжительность перемен: две перемены по 15 мин., 5 – по 10 мин. и 3 перемены 5 мин.
В районе с начала прошлого учебного года были переведены на кабинетную систему занятий еще средние школы 43 и 56. Если бы не система, школа № 56 была бы вынуждена заниматься в три смены, а учителям пришлось бы работать в три смены.
Вопрос о переводе занятий на кабинетную систему обсуждался в райкоме партии и в райисполкоме, проведен семинар директоров школ. Сейчас уже четыре школы занимаются по кабинетной системе.
Переход на кабинетную систему занятий дает возможность упорядочить сменность в работе учителя. Если при классной системе большинство учителей-предметников работает в две смены, то при такой системе в 56-й школе все учителя работают в одну смену, а в 43-й и 80-й школах только занятия по иностранного языку, истории и географии проходят в две смены. Больше времени теперь остается у учителей-предметников для самообразования, для внеклассной и общественной работы.
В кабинетной системе появилась возможность увеличить количество групп для факультативных занятий летных кружков, улучшилось качество факультативных занятий. Большинство их проводится в учебных кабинетах. Так, в 80-й школе создано 18 факультативных групп, в которых занимается 260 учащихся. Около 40 кружков посещают 540 учащихся. Больше времени остается у учителей для индивидуальной работы с учащимися.
Наличие кабинетов дает возможность приступить к решению ряда вопросов, связанных с повышением эффективности труда учителя, улучшением использования наглядных пособий и технических средств на уроках, а также непосредственно в школе сосредоточить всю внеклассную и воспитательную работу с учащимися, работу с родителями, поскольку во вторую смену школьное здание занято только на 30–40 %.
В конечном счете, как показала наша практика, кабинетная система дает возможность повысить научно-теоретический уровень преподавания и улучшить качество знаний учащихся.
Переход к новой системе занятий связан и с определенными трудностями, в частности, при составлении расписания уроков, налаживании движения по школе большой массы учащихся. Нужно больше наглядных пособий, технических средств, необходимо решение вопроса об оплате за заведование кабинетами. Однако все эти трудности преодолимы.
На основании небольшого опыта наших школ можно сделать вывод, что кабинетная система полностью оправдывает себя и ее следует совершенствовать. Готовясь отметить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, мы среди других мероприятий намечаем оборудовать еще 44 кабинета, перевести на кабинетную систему занятий еще 7 школ и выделить им значительную сумму для приобретения учебно-наглядных пособий и технических средств.
Наш опыт показал, что кабинетная система занятий дает большой эффект, помогает успешно решать многие образовательные и воспитательные задачи, и мы будем совершенствовать ее, стремиться во всех школах создавать кабинеты, а новые школы строить по соответствующим типовым проектам.
Нар. образование. – 1969. – № 10.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69