Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
Выполняя решения XXVI съезда КПСС, реализуя Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (2), ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» (3), коллективы школ активно и целеустремленно занимаются вопросами коммунистического воспитания молодежи, составной и неразрывной частью которого является экономическое воспитание.
В школах складывается определенная система экономического воспитания. В программах и учебниках по обществоведению, истории, экономической географии, в процессе трудового обучения при изучении соответствующих разделов усилено внимание к вопросам экономики и организации производства, вопросы экономического воспитания занимают все большее место и во внеклассной воспитательной работе, шире отражаются в практической деятельности учащихся.
Так, воспитательница группы продленного дня средней школы с. Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области В.П. Мукаева начинает эту работу с беседы «Хлеб – всему голова». Активизируя воспитательное воздействие беседы на школьников, Валентина Павловна предлагает детям решить задачу: « В среднем каждая семья покупает в сутки по 3 буханки весом по 750 г. Какое количество хлеба съедает ваша семья в среднем за сутки? За год?» Идет разговор о том, сколько пшеницы нужно, чтобы испечь хлеб для множества семей, о труде хлеборобов. Она организует встречи с теми, кто выращивает хлеб. А затем ведет на экскурсию на совхозный ток. Потом снова разговор с младшими школьниками, о том, как долго прорастает зерно, сколько труда вкладывает масса людей в то, чтобы из зерна потом вырос колос, из колосков делали муку, а из муки – хлеб, который едят ребята. Медленно, но верно воспитательница формирует у своих питомцев уважение к труженикам, бережливость к общественному достоянию, хозяйственное отношение к народному добру.
Во многих школах проводились вечера, сборы, собрания, конференции на темы: «Природные богатства нашей Родины»; «Экономика нашего района, города, области» (школа № 1 по сохранности школьных учебников, классного оборудования, письменных принадлежностей). Школьникам рассказывают, восколько обходится родителям, государству покупка мебели, карт, тетрадей и др. предметов школьного обихода.
Ребята сами подсчитывают, сколько стоят их принадлежности и делают вывод, что для одного аккуратного, бережливого ученика необходимо не менее 52 тетрадей в год, а для менее бережливого – в два раза больше. Устанавливают сумму денег на тетради, учебники, оберточную бумагу, ручки, портфеля, карандаши и т.д. Здесь ученики убеждаются в том, как серьезно отражается отсутствие бережливости на бюджете семья, если учесть еще и те деньги, которые затрачиваются на одежду, обувь, питание и пр.
Тогда же с помощью учителей подсчитывается, что на содержание каждого учащегося государство расходует в год не менее 180 рублей, а один день работы школы стоит 492 рубля. Формированию представлений школьников о действии финансовых законов государства в условиях школы и строгом соблюдении их способствуют специальные классные часы о структуре расходов школой государственных средств.
В ходе этих классных часов поднимаются вопросы о содержании учебного заведения в целом, о стоимости школьного оборудования (учебного кабинета, технических средств обучения, учебно-наглядных пособий, парт, лабораторных столов, ученических стульев и т.д.). Учащиеся получают представление о порядке начисления и расходовании денежных средств и длительности сроков пользования материальными ценностями. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» большое место отводится вопросу контактов школ и предприятий.
Рассматривая проблему экономического воспитания в общеобразовательной школе, изучая положение дел в ряде школ области, мы, пришли к выводу, что там, где имеется тесный деловой контакт школы и предприятия, проблема разрешается наиболее удачно. Примером этого является связь с металлургическим комбинатом школ № 8, 45 г. Магнитогорска и школы № 91 г. Челябинска с заводом «Теплоприбор».
Во время проведения уроков знаний, дней политинформации, посещений школьных вечеров, сборов инженеры, техники, передовые рабочие, секретари партийных, комсомольских организаций, начальники служб в доступной форме раскрывают перед школьниками экономическую необходимость, роль и место предприятия – шефа в экономике района, области, страны. Во время экскурсий на эти предприятия учащиеся узнают о производительности труда, себестоимости выпускаемой продукции, ее народнохозяйственном значении, перед ними раскрывается роль производственной бережливости каждого рабочего в общей экономике страны. В итоге проводимой работы учащиеся сами приходят к выводу о том, что экономия сырья, электроэнергии, воды и т.д. увеличивает экономический потенциал страны. Так, благодаря трудовому шефству, школьники многое узнают о специальностях, нужных в районе, за время учебы в школе практически и теоретически знакомятся с некоторыми видами работ на предприятиях, узнают их экономическую ценность и увереннее после окончания школы выбирают себе специальность.
Экономически эффективной формой обеспечения комплексного подхода к трудовому, идейно-политическому нравственному и экономическому воспитанию является ученическая производственная бригада.
Деятельность учебно-производственных бригад многогранна: здесь учащиеся изучают технику, овладевают основами сельскохозяйственного опытничества, знакомятся с экономикой сельскохозяйственного производства, участвуют в многообразной работе совхозов, колхозов. Весомый вклад учебно-производственные бригады вносят в экономику сельскохозяйственного производства. Если раньше в этих бригадах результаты сельскохозяйственного труда учащихся определяли лишь по количеству выращенной продукции, без учета ее себестоимости, то сейчас в этих бригадах учащиеся учатся планировать свой труд, определять его эффективность, а это их заставило задуматься над такими важными экономическими категориями, как производительность труда, себестоимость, хозрасчет. Ребята учатся работать производительно, рационально использовать свое рабочее время, экономно и бережно обращаться с материалами, сельскохозяйственной техникой. Так, в школе Октябрьского района при составлении плана учебно-производственной бригады определяется общий фонд рабочего времени в соответствии с учебным планом по трудовому обучению. Для определения конкретных производственных заданий каждому звену на неделю составляют план-наряд, в котором указывают виды работ, объем труда на рабочую неделю, который дает возможность вносить необходимые коррективы в работе учащихся. Но немаловажная роль в экономическом воспитании принадлежит и вопросам организации учета производительности труда школьников, причем систематического учета, где учащиеся знают, в каком объеме они внесли свой труд в общее дело. Оправдала себя трудовая книжка члена учебно-производственной бригады.
На практических занятиях по вопросам экономики и организации производства, которые проводят с учащимися специалисты Маякского совхоза и Красноармейского учхоза, учащиеся защищают свои производственные планы и социалистические обязательства. Такая форма учебы дает возможность хорошо подготовить ребят к предстоящей работе, изучить агротехнику культуры, ознакомиться с рекомендациями ученых по этой проблеме.
Включая учащихся с раннего возраста в опытническую работу на учебно-опытном участке школы, а позже на полях колхозов, знакомя их с важнейшими экономическими проблемами своего совхоза, школа воспитывает у школьников не просто любовь к труду, умение трудиться, творчески, проявляя инициативу, заботясь о получении максимальных результатов. Например: учебно-производственная бригада школы Октябрьского района уже 3 года по заданию совхоза проводит опыт «Влияние различных доз калорийных удобрений на урожайность кормовой свеклы на почвах с различным содержанием подвижных солей кальция». Результат опыта: 500 ц с 1 га (а урожайность в совхозе 180 ц с 1 га), а это досказывает учащимся, что их труд внесет значительный вклад в повышение урожайности этой культуры в своем совхозе Учебно-производственная бригада Миасской СШ Краснормейского района ведет по заданию кафедры электротехники ЧИМЭСХ под руководством профессора И.П. Лебедева. Опыт «Влияние обработки семян лука-севка током высокой частот в разных режимах». Итоговый материал, переданный в совхоз, значительно снизил себестоимость продукции.
В школе № 34 г. Челябинска более 10 лет работает биологический филиал областного научного общества учащихся, который сейчас занимается выявлением эффективности и оптимальных режимов предпосевной обработки семян электрическим током. Так, учащиеся выяснили, что предпосевная обработка клубней картофеля электрическим током представляет большой практический интерес, т.к. этот процесс менее трудоемок и более эффективен, чем применяемый процесс яровизации клубней. Опыт передан подшефному совхозу «Вперед» Красноармейского района.
Приобщаясь к высокой культуре землепользования, учащиеся Октябрьской школы охотно избирают сельскохозяйственные профессии, остаются работать в хозяйствах района или поступают в сельскохозяйственные учебные заведения: так, из 242 учащихся 1977, 1978 г., окончивших 10-й класс, остались работать на селе 128 чел. (53 %), 16 поступили в сельскохозяйственные учебные заведения, 7 – в СПТУ с целью стать механизаторами.
Правильно поставленная работа в ученической производственной бригаде дает возможности каждому ее участнику увидеть результат своего труда, ощутить гордость за полезность и значимость своих усилий. Умелое сочетание материальных и моральных стимулов, их взаимодействие оказывают благотворное влияние на воспитание у школьников коммунистического отношения к труду.
Особое внимание уделяется режиму экономии в школах за счет сохранности учебного оборудования, содержания школ в образцовом порядке. В области накоплен определенный опыт работы ряда школ в этом направлении. Строгий режим экономии, аккуратность, бережливость, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность социалистической собственности, народного достояния характерны для школы № 74, спецшколы-интерната № 4 г. Челябинска, 26-й школы г. Миасса, Коркинской школы № 2, школы № 44 г. Копейска и др.
В ходе размышлений, дискуссий, экспериментов педагогические коллективы названных школ пришли к выводу о том, что в борьбе за экономическую воспитанность и грамотность учащихся, в борьбе за сохранность школы и ее оборудования важная роль принадлежит школьному пионерско-комсомольскому самоуправлению. Положительных результатов можно добиться только при общем образцовом порядке в школе, четкости в режиме работы и отличной дисциплине учащихся.
Поэтому в школах № 44 г. Копейска, № 26 г. Миасса, спец-интерната № 4 г. Челябинска много повседневного внимания уделяется воспитанию у школьников бережного отношения ко всем предметам, которые их окружают, высокой культуры поведения. Такая работа заметно сказывается на соблюдении в этих школах санитарно-гигиенического режима, сохранности школьного здания и оборудования, сокращения до минимума объема текущего ремонта школы в конце учебного года: учебные мастерские, предметные кабинеты здесь в течение трех лет не нуждаются в ремонте, без ремонта сохраняется школьная мебель, наглядные пособия, оформление. Естественно, что этому предшествует большая организационная работа: проводится педсовет, где принимается решение о том, что школа должна три года работать без проведения текущего ремонта. Это решение доводится до сведения всех учащихся, разрабатывается система мероприятий. В работу вовлекаются все – педагоги, учащиеся, технический персонал, родители. Особое внимание в мероприятиях уделяется пропаганде бережного отношения к социалистической собственности через классные часы, собрания, лектории для родителей, наглядную агитацию, организацию дежурства, контролю за санитарно-гигиеническим режимом и сохранностью имущества.
В школе № 74 г. Челябинска создана комиссия по контролю за порядком в школе, в которую входят, наряду с руководителями, представители ученических организаций, технического» персонала, родительского комитета, шефов. В течение года комиссия 1 раз в четверть проводит рейд по проверке состояния классных комнат и соблюдения санитарно-гигиенического режима. По итогам рейда по школе издается приказ, где отмечаются лучшие классные коллективы, учителя, технические работники, анализируются причины обнаруженных недостатков. С целью повышения ответственности учащихся за сохранность школьною имущества в школах учебные кабинеты закрепляются за классами и передаются на социалистическую сохранность актом комитета комсомола и совета дружины комсомольским группам и пионерским отрядам. В акте ставит подпись каждый ученик класса. На крышке стола табличка с фамилиями учащихся, закрепленных за этим рабочим местом. В результате проводимой работы кабинеты в школе на протяжении всего учебного года удается сохранять в хорошем состоянии.
Для выработки сознательного отношения учащихся к общественным обязанностям в школах создаются и ученические «Штабы порядка». Такие же «Штабы» хорошо зарекомендовали себя в школах № 44 г. Копейска, № 26 г. Миасса, № 24 г. Коркино, в спецшколе-интернате № 4 г. Челябинска. В обязанности «Штабов порядка» входит контроль за организацией и проведением дежурства по классам, по школе, за соблюдения ими гигиены и санитарии, сохранностью школьного имущества поведением школьников.
В школах к службе порядка подключаются и санпосты, которые работают под руководством школьного врача и медсестры и следят за чистотой в рекреациях, уборкой кабинетов, соблюдением воздушного, питьевого режима и т.д. Организованы соревнование санпостов, ход которого регулярно освещается в бюллетенях. Санпосты наблюдают, как учащиеся ведут себя в столовых во время принятия пищи, следят за тем, чтобы перед едой мыли руки, убирали посуду и столы и т.д.
Кроме санпостов, в школе создаются и комсомольские патрули, которые следят за поведением учащихся в коридорах, раздевалках, туалетных комнатах. В каждом классе, начиная с восьмого, созданы ремонтные бригады, в обязанность которых входит проведение мелкого ремонта мебели. Контролируют всю эту работу школьные партийные и комсомольские организации. Существенное значение для воспитания любви к труду, аккуратности и бережного отношения к школьному имуществу имеет и организация соревнования классов с производственными бригадами на шефствующих предприятиях. Соревнующиеся проводят взаимопроверки порядка и чистоты на рабочем месте. Шефы информируют школьников о соблюдении ими режима экономии на производстве.
Большое воспитательное значение имеют и регулярно проводимый во многих школах городов и районов «Праздник труда» как итог дел всего коллектива школы, класса, каждого учащегося. В праздничной обстановке, в присутствии шефов, родителей проводится награждение победителей в трудовом соревновании, демонстрируются на выставках результаты общего труда коллектива.
Таким образом осуществляются в школах Челябинской области указания XXVI съезда КПСС об обеспечении тесного действа идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Подавляющее большинство внеклассных воспитательных мероприятий, трудовых дел и пионерских сборов, классных часов и комсомольских собраний – это вклад не только в формирование высокой идейности, гражданской активности, коммунистической нравственности, трудолюбия, готовности добросовестно и честно выполнять свой долг перед обществом, но и выработка у школьников тех качеств личности советского человека, которые характеризуют его как заботливого, рачительного хозяина, все свои силы отдающего на благо процветания нашей Родины.
Библиографический список
Материалы XXVI съезда КПСС. – М.: Политиздат, 1981.
2. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г.
3. Учебно-воспитательный процесс в школе /сост. В.Н. Ягодкин – М.: Просвещение, 1981.
4. О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, и ЦК ВЛКСМ. – Коммунист. – 1982. – № 10.
Педагогические проблемы внешкоольного воспитания учащихся. –
Челябинск, 1983.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69