Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
Соавторы Б.М. Болотских, А.И. Тюнин
Переход страны к рыночным отношениям требует широкой экономической эрудированности молодежи. Социально-экономические изменения в стране привели к актуализации проблемы поиска новых подходов к экономическому образованно, предусматривающих организацию непрерывного экономического образования на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе, что будет способствовать формированию духовно развитой личности школьника.
Современное общество нуждается в активном человеке, умеющем быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения, осознавать меру ответственности за свои действия. Модернизация и совершенствование экономического образования способствуют осознанию учащейся молодежью новых экономических понятий: акция, инвестиция, эмиссия, стагнация, приватизация и др. В процессе экономического образования школьники посредством осмысления понятий открывают систему экономических связей и отношений, в которые они включаются в ходе экономической деятельности.
Прежде чем проанализировать современные теории непрерывного экономического образования и определить его специфику относительно общеобразовательной школы, мы рассмотрим склонные понятия.
Философские, педагогические и психологические направления исследований по-разному трактовали понятие «экономическое образование». Обратимся к родовому понятию «образование».
Педагогическая энциклопедия определяет образование как процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества [8].
Такие ученые, как Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский и А.В. Петровский, раскрывают сущностную характеристику процесса образования и обращают внимание на то, что под воздействием образования (в образовательный процесс включаются обучение и воспитание) формируются социально-ценностные качества личности, разрабатываются учебные программы. По уровню и сложности программ различают дошкольное, основное школьное, среднее и высшее образование. Современная педагогическая наука рассматривает образование как средство, обеспечивающее полноценное развитие личности. Образование развивается на основе личностно ориентированного подхода, регламентируется Государственным образовательным стандартом и интегрируется в учебные планы (А.Б. Азимов, B.C. Автономов и др.). Н.А. Зайченко отмечает: «В отечественной педагогике проблемы экономического образования в средней школе не являлись объектом исследования до 90-х годов и в настоящее время имеют непродолжительную семилетнюю историю» [4, с. 101]. Развитие рыночных отношений в конце 80-х годов обусловило появление реформ в России в области образования, в том числе и экономического образования и воспитания. Такие ученые, как А.Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Б.Т. Лихачев и др., рассматривают экономическое образование как организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся. Они считают, что экономическое воспитание должно способствовать развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, общественной активности, предприимчивости.
И.А. Сасова вводит понятие «социально-экономическая подготовка», которую определяет как процесс и результат усвоения учащимися элементарных экономических, социальных, правовых и нравственных категорий [10].
И.В. Липсиц понимает экономическое образование как процесс формирования экономической грамотности и нового экономического мышления [5].
Исследования А.Ф. Аменда по проблемам совершенствования экономического образования и воспитания учащихся в общеобразовательной школе раскрывают не только роль экономического воспитания в формировании всесторонне развитой личности школьника, но и указывают на основные направления экономического воспитания учащихся [2]. Необходимость воспитания, учитывающего экономический аспект и организацию детского коллектива, отмечают в своих исследованиях А.Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, К.А. Иванович, М.Л. Левицкий, Б.Т. Лихачев, В.А. Поляков и др.
А.Ф. Аменд, автор многих работ по экономическому воспитанию и образованию школьников, экономическое образование определяет как процесс и результат усвоения учащимися систематизированных экономических знаний, умений и навыков. А экономическое воспитание он рассматривает как систематический, целеустремленный совместный процесс педагогического и ученического коллективов, родительской общественности, направленный на формирование у учащихся знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, мышления [3]. Он считает, что экономическое воспитание должно способствовать полноценному развитию личности школьника. В исследовании Г.С. Агошковой «Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения)» (1997 г.), на наш взгляд, актуальным считается утверждение: «Экономическая безграмотность основных групп населения является не только тормозом формирования новых экономических отношений, но и приводит к «теневой» и «криминальной» экономике. Подрастающее поколение вовлекается в нелегальные операции по торговле, и в этой связи модель криминально-экономических отношений воспринимается ими как единственно возможная. Наиболее значимым звеном ликвидации экономической безграмотности, безусловно, должна стать общеобразовательная школа. Различные преобразования в экономической сфере и социокультурной жизнедеятельности нашего общества требуют инноваций и совершенствования системы образования и воспитания, основанных на современных научных представлениях, идеях и знаниях» [1]. Изучив диссертационные исследования последних лет, посвященные различным аспектам экономического образования и воспитания учащихся, мы пришли к выводу: экономическое образование в педагогической теории и школьной практике изучается. Ему уделяется пристальное внимание, изменения в структуре экономики и психология рыночных отношении поставили задачу переориентации в профессиях и профессиональной подготовке. Образовался информационный вакуум. Потребность в экономической информации остро ощущается извне, но внутренне люди не готовы ее потребить. Не выработан профессиональный механизм подачи информации и способы дальнейшего ее правильного использования. Приходится искать методом «проб и ошибок». Экономическое образование становилось необходимым, но оторванным от действительности, скорее, как мода, нежели как целостная система знаний, играющая главную роль в формировании духовно развитой личности школьника.
Философы и педагоги (В.Г. Онушкин, Б.С. Гершунский и др.) определяют непрерывное образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; как аспект образовательной практики, направленный на освоение всех звеньев образовательной системы. Непрерывное экономическое образование в школе имеет свою специфику, что подтверждено такими исследователями, как И.В. Липсиц, Л.В. Антонова, Л.Б. Азимов и др. [5; 6]. Специфика заключается в экономической подготовке учащихся, передаче им базовых знаний о личной, семейной и рыночной экономике и воспитании поколения, которое не будет враждебно относиться к частной собственности; начальной профессиональной подготовке старшеклассников в области экономических навыков предпринимательской деятельности; привлечении учащихся к педагогически обоснованной производственной и коммерческой деятельности [5]. Ведущие формы экономического воспитания и образования в школе определили Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина, Л. Любимов и др. В своих работах они показали специфику форм в ходе изучения предметов, на уроках трудового обучения, во внешкольной работе, в различных видах экономической деятельности и производительного труда.
И.А. Сасова и В.А. Поляков раскрыли основное содержание непрерывного экономического образования и воспитания с учетом возрастных особенностей школьников. В начальной школе, опираясь на изучаемые предметы, учитель вводит ребенка в мир экономических понятий, знакомя с экономической азбукой с помощью игр и простейших задач, разбора социально-экономических понятий. Младшие школьники учатся распределять работу по времени, организовывать рабочее место и т.д., овладевают основами экономической культуры.
Подростки учатся цивилизованному отношению к частной собственности и законам, сохраняющим личную и общественную собственность, знакомятся с моральной и правовой оценкой зарплаты, обсуждают различные потребности и способы их удовлетворения.
Старшеклассники знакомятся с экономическим устройством общества, основами бизнеса, предпринимательской деятельностью, видами собственности: изучают структуру производства, денежные системы, финансовые институты; знакомятся с профессиями; углубляют знания по основам экономики; учатся оформлять и составлять финансовые документы, знакомятся с основами маркетинга и менеджмента.
Изучение основного предмета дополняется спецкурсами и факультативами по желанию учащихся. Актуальность данной проблематики усиливается в связи с решением вопросов трудоустройства выпускников, поэтому усиливается и значение непрерывного экономического образования в старших классах, и преемственность между ступенями школьного образования.
В настоящий момент активизируется внимание к данной проблеме. Разрабатываются программно-методические материалы по экономике для общеобразовательных учреждений, а также учебники и учебно-методические пособия. Определяются приоритетные научно-исследовательские задачи по обеспечению возможностей выбора путей профессионального самоопределения в новых социально-экономических условиях. Осуществляется вариативный подход к экономическому образованию с учетом базового и дополнительного образования, что делает непрерывное образование более стабильным.
Теоретический анализ позволил нам выделить наиболее существенные принципы непрерывного экономического образования, к которым многие ученые относят: сочетание образования и самообразования с развитием у учащихся стремления к применению полученных знаний на практике; интеграцию элементов экономических знаний с другими учебными дисциплинами; непрерывность экономического образования на всех уровнях обучения: в начальной, основной и средней школе.
Мы считаем, что непрерывное экономическое образование многократно усиливает свою роль в формировании духовно развитой личности школьника, способной ориентироваться в рыночной среде экономически целесообразно.
Библиографический список
Агошкова, Г.С. Экономическое образование школьников (проблемы и пути их решения): дис. ... канд. пед. наук / Г.С. Агошкова. – Майкоп, 1997. – 255 с.
Аменд, А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук / А.Ф. Аменд. – Челябинск, 1975. – 221 с.
Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: метод. рекомендации / А.Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – 72 с.
Зайченко, Н.А. Педагогические возможности экономического образования в современной школе: дис. ... канд. пед. паук / Н.А. Зайченко. – СПб., 1998. – 248 с.
Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 350 с.
Любимов, Л. Основы экономических знаний / Л. Любимов, П. Раннева. – М., 1995. – 585 с.
Любимов, Л. Принципы экономики знаний / Л. Любимов, П. Раннева. – М., 1995. – 384 с.
Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993 – 1999. – Т. 1–2.
Савицкая, Е.В. Уроки экономики в школе: пособие для учителя / Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 447 с.
Сасова, И.А. Экономическое образование: проблемы и решение / И.А. Сасова // Школа. –1995. – №2. – С. 23.
Наука // Междунар. науч. журнал. – Костанай, 2003. – № 1 (3).
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69