Режим экономии и воспитание бережливости
Экономное расходование государственных средств было и остается основой хозяйственной политики нашей партии, одним из решающих условий успешного строительства коммунизма.
Известно, что ежегодно почти все школьные здания, мебель и оборудование нуждаются в очередном текущем, а иногда и капитальном ремонте, связанном с расходованием значительных средств. Из года в год увеличиваются эти расходы, а также затраты строительных материалов и труда на ремонт школ.
На первый взгляд кажется, что все это естественно: средства расходуются на восстановление амортизации зданий и оборудования. Если же серьезнее подойти к анализу состояния дел и изысканию резервов экономии государственных средств, отпускаемых на народное образование, то рост расходов на ремонт зданий и оборудования школ в некоторой степени отражает существенные пробелы в учебно-воспитательной работе.
И перед коллективами педагогов и учащихся, партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями школ, а также родительской общественностью возникают задачи, суть которых сводится к тому, чтобы еще в большей мере направить учебно-воспитательный процесс на формирование идейно убежденных, экономически грамотных и воспитанных, бережливых и рачительных людей, будущих хозяев социалистического производства.
Именно исходя из этого органы народного образования и многие школы Челябинской области совершенствуют учебно-материальную базу школ на основе осуществления режима экономии как важной составной части учебно-воспитательного процесса. Коллективы учителей и учащихся стремятся как можно лучше сохранять помещения, оборудование, пособия, учебники и т.д. Воспитание деловитости, рачительности, умения сделать больше с наименьшими затратами, социалистической бережливости становится одной из важнейших целей.
В области уже накоплен определенный опыт работы в этом направлении. Строгий режим экономии, аккуратность, бережливость, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность социалистической собственности, народного достояния характерны для 4-й спецшколы-интерната Челябинска, 26-й школы Миасса, 2-й Коркинской школы, 44-й школы Копейска и ряда других.
В результате размышлений и дискуссий, опыта и экспериментов педагогические коллективы этих школ пришли к выводу, что в экономическом воспитании и просвещении учащихся, в борьбе за сохранность школьных зданий и оборудования важная роль принадлежит ученическому самоуправлению, пионерским и комсомольским организациям, что вместе с тем положительных результатов можно достичь только при образцовом общем порядке в школе, высокой дисциплинированности учащихся.
Педагогические коллективы этих школ уделяют много внимания воспитанию у учащихся высокой культуры поведения и бережного отношения к школьному имуществу. Это заметно сказалось на соблюдении санитарно-гигиенического режима, сохранности школьных зданий и оборудования, сокращении до минимума объема текущего ремонта школ в конце учебного года. Учебные мастерские и предметные кабинеты, как правило, в течение трех лет не нуждаются в ремонте, хорошо сохраняются школьная мебель, наглядные пособия, оформление. Это не приходит само собою, а обеспечивается большой организационной работой.
Начинается она с педагогического совета, на котором принимается решение – школа должна три года функционировать без проведения текущего ремонта. Решение доводится до всех учащихся. Одновременно разрабатывается система мероприятий по осуществлению поставленной задачи. В работу вовлекаются все – педагоги, учащиеся, технический персонал, родители.
Особое внимание уделяется пропаганде бережного отношения к социалистической собственности. Для этого используются классные часы, лекторий правовых знаний и лектории для родителей. Контроль за состоянием школьного имущества и его сбережением возлагается на дежурных учащихся. Соответствующие указания включаются в инструкции дежурным. Информация по итогам дня, порядок передачи классных помещений между сменами – все это четко определяется и строго проверяется. Четко определяются также обязанности дежурных учителей и администрации школы по контролю за санитарно-гигиеническим режимом и сохранностью имущества.
В некоторых школах созданы даже своеобразные штабы или, попросту говоря, комиссии, для руководства работой по сбережению помещений и оборудования.
Так, в 74-й школе Челябинска работает комиссия во главе с директором, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством, представители ученических организаций и родительского комитета, шефов и технический персонал школы. В течение года комиссия проводит 4 рейда (раз в четверть) по проверке состояния классных комнат и соблюдения санитарно-гигиенического режима. По итогам рейдов директор школы издает приказ, в котором отмечаются лучшие классные коллективы, учителя и технические работники, а также анализируются причины обнаруженных недостатков.
В этой школе каждый учебный кабинет закрепляется за определенным классом и передается на социалистическую сохранность по актам, вручаемым комитетом комсомола и советом дружины соответствующим комсомольским группам и пионерским отрядам. В акте ставит подпись каждый ученик: отныне он несет персональную ответственность за состояние своего рабочего места. На крышках парт (столов) – таблички с фамилиями учащихся, закрепленных за каждым рабочим местом.
Учебные кабинеты находятся в процессе постоянного развития. Меняется оформление, пополняется оборудование, создаются новые экспозиции. И в этом активно участвуют сами учащиеся, новое оборудование и оформление вносится в акты и берется на сохранность.
Ученический комитет контролирует несение учащимися дежурства по школе и классам, производит прием и передачу классных комнат по сменам, мобилизует общественное мнение на борьбу с недостатками в соблюдении санитарно-гигиенического режима и путем общественного воздействия призывает к порядку каждого, кто замечен в порче школьного имущества.
Бережному отношению к имуществу содействует система строгого закрепления рабочего места за каждым учеником.
С 3 по 5 класс выделены санпосты, которые работают под руководством школьного врача и медицинской сестры, они следят за чистотой, качеством уборки кабинетов, соблюдением воздушного, светового и питьевого режима и т.д. В школе организовано соревнование санпостов, которое освещается в регулярно выпускаемых бюллетенях. По особому графику проходят дежурства санпостов и в буфете.
Комитет ВЛКСМ ежемесячно заслушивает отчеты учкома о результатах дежурств и в случае необходимости принимает меры.
Таким образом, в 74-й челябинской школе сложилась и практически реализована система мер по предупреждению порчи имущества путем выработки у учащихся навыков бережного отношения к социалистической собственности и соблюдения правил санитарии. В школе действует неписаный закон: сломал – исправь, разбил – почини. Этому закону подчиняются все: ученики, родители, учителя.
В 74-й школе принято советоваться с ребятами, в какие классы поставить новую мебель. И дети к этому относятся очень серьезно: взвешиваются все «за» и «против». Когда шефы приобрели для школы 2 вагона парт, возник вопрос: кому сидеть за новыми партами. Новое всегда интересно, всем хотелось, но ребята решили, что парты получат те классы, которые лучше сохраняют помещения и мебель.
В итоге длительной целенаправленной работы 74-я школа добилась, что здание, кабинеты, места общего пользования находятся в полном порядке, а санитарно-гигиеническое состояние школы признано образцовым. За минувший учебный год не были попорчены ни одна стена, ни один подоконник, ни одна дверь. В отличном состоянии находится мебель.
В школе стало традицией проведение праздников труда. По сути, это обычная генеральная уборка всех помещений, но ей придается большое общественное значение и даже немножко романтики. От каждого класса выделяется по 4 девочки и 4 мальчика. Штаб распределяет обязанности, готовит программу торжественной части праздника, а также инвентарь и все, что необходимо для работы. Праздник начинается торжественной линейкой, на которой определяется фронт работ, сроки выполнения, порядок подведения итогов. Наряду с учащимися в работе принимают участие учителя, технический персонал и администрация школы. Звонок возвещает о начале уборки. По школьному радио звучат пионерские песни, музыка, периодически передается информация учкоров о ходе работы по классам. После окончания работы все участники праздника по сигналу собираются в актовый зал, где организуются игры, действуют аттракционы, поются песни, а члены штаба тем временем подводят итоги. Праздник заканчивается торжественной линейкой, на которой объявляются результаты работы, особо отличившиеся награждаются. На следующий день об итогах сообщается всей школе в специальном выпуске стенной газеты и передаче радиоузла.
Существенное значение для воспитания любви к труду и бережного отношения к школьному имуществу имеет хорошо организованное соревнование классов с производственными бригадами шефов. Соревнующиеся проводят взаимопроверки порядка и чистоты на рабочих местах. Практикуются и встречи отличников учебы и лучших производственников-шефов. После официальной части обычно проводится экскурсия ребят на предприятие. Шефы с гордостью рассказывают школьникам о культуре производства, о бережном отношении к инструментам и материалам, о лучших рационализаторах. Так, на одной из встреч шефы рассказали, что из сэкономленного листового железа смогли в свободное от работы время изготовить для школьного кабинета истории 2 комплекта настенных шкафов и разборные ящики для хранения наглядных пособий общей стоимостью свыше 1 тыс. рублей. Такие встречи оказывают большое воспитательное влияние на детей.
Часто приходит в школу Николай Степанович Задков, экономист строительного управления «Промстрой-2» треста «Челябметаллургстрой», который рассказывает учащимся, какую выгоду получает производство от соблюдения режима экономии, как бережливость способствует росту производительности труда и улучшению качества продукции, какие выгоды это дает производству и государству.
Большую помощь школе в выработке у учащихся бережного отношения к имуществу, трудовых навыков и соблюдения правил гигиены оказывают и родители. В начале учебного года каждый из родителей знакомится с состоянием школьного здания, классной комнаты и закрепленного за его ребенком места. На родительских собраниях отец или мать садятся за рабочее место своего ребенка и таким образом как бы включаются в общую борьбу за сохранность школьного имущества. По инициативе родительского комитета школы каждая семья ежегодно отрабатывает три часа на ремонтных и других работах в помощь школе.
Следует отметить, что родители относятся к этим работам с большой ответственностью, а иногда и с энтузиазмом. Работая вместе с детьми, которые под их руководством красят парты, подносят инструменты, помогают мыть полы после побелки, родители показывают детям пример трудолюбия, имеющий большое воспитательное значение. Для проведения ремонта создана собственная ремонтная база. В мастерских изготовляются валики, стремянки, петли для парт и другие предметы, необходимые для ремонта.
В работу по сохранению школьного здания, в обсуждение и решение практических вопросов поддержания чистоты включены и технические работники школы. При подведении итогов смотра обязательно отмечаются лучшие среди них.
Таким образом, в сохранении школьного здания, поддержании определенного порядка, бережном отношении к имуществу принимают участие учащиеся и их родители, все работники школы, шефы, общественность.
В результате такой организации дела школа получила возможность из года в год сокращать объем ремонтных работ, экономить значительные государственные средства и строительные материалы.
Это не значит, конечно, что в 74-й школе совсем нет нерешенных задач, но сделано главное – кропотливой повседневной работой в течение последних лет заложены крепкие традиции режима экономии. Повысилась ответственность учащихся за сохранность школьного имущества, дети стали более организованны и дисциплинированны.
Так или примерно так обстоит дело и в ряде других школ Челябинской области.
Опора на самодеятельность и инициативу детей, на формирование правильного общественного мнения учащихся, систематический контроль и поддержание рабочего ритма дали возможность обеспечить в многих школах области высокий уровень дисциплинированности учащихся, личную заинтересованность каждого ученика в поддержании порядка и чистоты в школе, развитию которых способствуют органы ученического самоуправления.
Опыт лучших школ позволил областному отделу народного образования объявить областной смотр на звание «Школа образцового состояния». Сейчас уже 66 школ нашей области удостоены этого почетного звания.
Эти школы, часть из которых была перечислена выше, добились значительных успехов не только в экономическом воспитании учащихся и введении режима экономии, но и в совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса. Образцовое состояние школьных помещений, планомерное развитие кабинетной системы, высокая дисциплина и организованность учащихся – все это позволяет из года в год повышать качество знаний и воспитанность учащихся.
Школы, которым присвоено звание «Школа образцового состояния», имеют высокую успеваемость. Все учащиеся микрорайонов этих школ охвачены средним образованием, своевременно заканчивают восьмые классы и средние учебные заведения. Особое внимание в этих школах уделяется режиму экономии. К следующему учебному году школы готовятся не в течение полутора-двух летних месяцев, а круглый год, по сути ежедневно. На опыте учащиеся убеждаются в том, что за счет сэкономленных благодаря их бережливости средств школа укомплектовывается дополнительным оборудованием, технически лучше оснащает учебные кабинеты, рекреации и т.д. За последние 4 года в этих школах вновь оборудовано за счет сэкономленных средств около 300 учебных кабинетов. Так, на конкретных примерах, ученики убеждаются в значении и эффективности режима экономии.
Исходя из накопленного опыта каждая школа четко определяет конкретное содержание и формы экономического воспитания учащихся, знакомства их с основами экономики социалистического производства, формирования таких качеств личности, как бережливость, социалистическая деловитость, расчетливость, трудовая активность, прилежание, исполнительность и ответственность.
Таким образом, воспитание бережного отношения к социалистической собственности, сокращение расходов на ремонт школьного здания и оборудования, создание в коллективе микроклимата, содействующего выработке у учащихся коммунистического отношения к труду и народному достоянию, становится практической составной частью работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Нар. образование. – 1979. – № 12.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69