Экономические знания – школьникам
Экономическое образование – важная часть коммунистического воспитания подрастающего поколения. Оно играет большую роль в формировании активных и сознательных строителей коммунистического общества, в подготовке к трудовой деятельности.
Экономическое образование в школе осуществляется: во время уроков, в процессе ознакомления с работой предприятий, общественно полезного и производительного труда учащихся.
Школьная программа представляет самую широкую возможность для экономического образования учащихся. Однако учителю приходится строить систему изучения основ экономики и определять наиболее интересные и эффективные методы подачи учащимся экономических знаний. Экономические знания учащихся должны представлять систему сведений из политической экономии, раскрывающей закономерности развития социалистического способа производства, его преимущества перед капиталистическим. Кроме того, учащиеся должны познакомиться с общими для всех отраслей основами экономики предприятия. Вместе с тем необходимо вырабатывать у учащихся умения и навыки простейшего экономического анализа различных сторон их деятельности. Экономические знания могут остаться неиспользованными, если у учащихся не пробудить интерес и не вызвать потребность в их применении, если не включить учащихся в организационную деятельность, дающую возможность на деле употребить знания, умения и навыки.
Экономическое образование необходимо вести, начиная с первого класса.
Интересная работа в начальных классах проводится учителями средней школы № 2 г. Коркино. Для проведения бесед о бережливости в 1 классе удачно используются материалы учебника при чтении статей: «Где мои вещи?», «Всякой вещи – свое место», «Хлеб» и др. По теме «Всякой вещи – свое место» учительница выбрала такую целевую установку: показать на конкретных примерах стоимости школьного оборудования необходимость бережного обращения с ним. В заключительной части урока учащиеся выучили отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память», в котором говорится о значении бережливости.
А в конце недели был проведен конкурс учащихся 1-х классов на лучшее содержание учебников и тетрадей. Подобная работа проведена во 2-х и 3-х классах на уроках и во внеурочное время с определенной тематикой: «Береги вещи», «Наша школа – наш класс», «Хлеб – всему голова», «Богатства Родины множатся трудом людей», «Мы и природа», «Место нашей области в 9-й пятилетке страны», «Школьные заботы – дело государственное».
Если в начальной школе – это в основном беседы о бережливости, то в 4 – 10 классах изучается серьезный материал по экономике страны. Учебный курс экономической географии СССР в 8 классе предусматривает подробное изучение ряда конкретно-экономических тем: «Структура народного хозяйства СССР», «Основные принципы размещения социалистического производства», «Преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической», «Основная экономическая задача СССР на современном этапе».
В курсе обществоведения десятиклассники изучают основы политической экономии.
Творческий подход учителя к решению проблем экономического образования на уроке – залог успеха всей системы экономического воспитания в школе. Использование на уроках наглядности, широкое привлечение учащихся к экономическим расчетам, постановка перед ними познавательных задач, практические работы – все эти методы должен взять на вооружение учитель, серьезно озабоченный экономическим воспитанием школьника.
Так, в спецшколе-интернате № 4 г. Челябинска на уроках обществоведения у учителя Т.М. Амплеевой в течение нескольких лет сложилась традиция проводить социологические исследования при изучении темы «Труд и распределение при социализме». Вначале учитель сообщает о том, что еще в первые годы Советской власти, когда появились первые школы-интернаты, ясли и другие детские учреждения, В.И. Ленин назвал их ростками коммунизма, завещая беречь и укреплять эти ростки. Теперь в нашей стране имеется целая система таких учреждений. Народное образование и медицинское обслуживание, содержание детских здравниц и пионерских лагерей – все это финансируется государством за счет общественных фондов. Учительница дает определение общественных фондов и указывает на их основные источники образования. Затем каждый ученик получает задание произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, а сам ученик за всю свою жизнь. Чтобы выполнить это задние, ученику необходимо знать: состав семьи (в том числе: работающие, пенсионеры, учащиеся и т.д.); общую зарплату семьи в год; сколько средств потребляется членами семьи из общественных фондов в течение года.
Учащиеся подсчитывают количество денег, затрачиваемых государством на обучение детей, содержание их в дошкольных учреждениях, на выплату пенсий, различных пособий, оплату путевок, выплату по временной нетрудоспособности, оплату отпусков, на лечение, содержание квартиры и т. д. Для выполнения задания учащимся дается справочный материал. Полученные сведения-расчеты сводятся в таблицу, которая выглядит так:
№ п/п | Фамилия, имя | Состав семьи | Общая зарплата в семье в год | Общая сумма выплачиваемых семьей налогов | Сумма, полученная семьей за год из общественных фондов |
|
|
|
|
|
|
Урок обществоведения в средней школе № 2 г. Коркино ведет учительница В.И. Кокорина, тема урока «Труд и распределение при социализме». Раскрывая сущность многостороннего повышения благосостояния советского народа, учитель проводит беседу по таблице, характеризующей важнейшие показатели роста благосостояния советского народа в 1971–1975 годах (таблица составлена по материалам XXIV съезда КПСС).
В процессе урока ученики сами сделали вывод о том, что доходы по труду на одну треть дополняются ныне выплатами из общественных фондов, и самостоятельно вычислили процент общего прироста за 9-ю пятилетку.
При изучении темы «Хозрасчет и рентабельность» учащиеся узнают о показателях роста прибыли в нашем народном хозяйстве. Однако знать общую величину прибыли еще недостаточно для того, чтобы определить, хорошо ли работает предприятие. Необходимо еще вычислить его рентабельность. Для этого на уроке сравниваются показатели двух предприятий. Допустим, один завод получил за год 10 млн прибыли, второй – 8 млн. Какой из них работает лучше?
Класс узнает, какими производственными фондами располагают оба завода, затем рассчитывает норму балансовой рентабельности, т.е. сколько прибыли получено на 1 рубль производственных фондов.
Внимание учащихся к отдельным вопросам экономики обращается и в процессе изучения курса химии. С разговора о правильном расходовании реактивов и бережном отношении к оборудованию химического кабинета учитель переходит к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства, последовательно формируя тем самым у учащихся экономические понятия. Так, например, в 8 классе при изучении темы о получении серной кислоты учащимся предоставляется возможность поработать над видоизменениями технологической схемы, чтобы увеличить выпуск готовой продукции, сэкономить сырье и продумать вопрос использования отходов производства. На этом же уроке учащиеся делают вывод, что значительно дешевле в сернокислом производстве использовать в качестве сырья флотационный колчедан, чем добывать его для этих целей в виде руды.
Многие учителя математики удачно используют конкретный экономический материал при составлении текста задач. Так, в 4-х классах решаются задачи такого содержания: «На 112 километров пути шофер израсходовал 35,8 кг бензина. Сколько бензина сэкономит шофер, если норма расхода на 1 км пути 0,36 кг?».
В 5-х и 6-х классах по теме «Проценты» учащимся предлагается решить ряд задач с экономическим уклоном. Например, «За время Великой Отечественной войны гитлеровские захватчики нанесли ущерб нашей Родине в 679 млрд. рублей. Из них 249 млрд рублей приходится на РСФСР. Сколько процентов всего ущерба составляет ущерб, принесенный РСФСР?».
При решении этой задачи учитель проводит беседу о том, что если бы не война, то средства, затраченные на восстановление народного хозяйства, могли бы значительно ускорить рост благосостояния народа, ускорить технический прогресс в стране.
Опыт лучших школ и отдельных учителей говорит о том, что у нас созданы все предпосылки для системного подхода к экономическому образованию в процессе обучения. Создание стройной системы – предмет специального исследования, но первые попытки свидетельствуют о том, что мы находимся на правильном пути. Совершенно справедливо лучшие учителя школ области, отбирая из большого арсенала экономических сведений главное, строят свою работу по экономическому воспитанию и образованию учащихся последовательно в 3 направлениях:
1.Сравнительный анализ политической экономии социализма и капитализма.
2.Изучение экономики социалистического производства.
3. Последовательное знакомство с конкретной экономикой предприятия, учреждения, школы, семьи и т.д., опираясь на ранее полученные учащимися знания и умения, навыки и жизненные наблюдения.
Развитию экономических знаний, навыков экономического анализа, необходимых для работников народного хозяйства, способствуют ознакомление школьников с хозяйственной деятельностью предприятий, непосредственное участие в общественно полезном и производительном труде, беседы, лекции, диспуты – т. е. вся внеклассная и внешкольная работа по экономическому воспитанию.
Существуют самые различные формы и методы организации внеклассной и внешкольной работы по экономическому образованию. Основными этапами в организации внеклассной работы школы по экономическому образованию учащихся могут быть следующие:
во-первых, четкое планирование, решение организационных вопросов, связанных с материальной базой и объектами для практики, экономическая пропаганда;
во-вторых, разнообразие форм работы по экономическому образованию и воспитанию бережливости у детей начальных классов;
в-третьих, практическое знакомство с экономикой предприятия, встречи, беседы, классные часы, активное участие и общественно полезном и, частично, производительном труде учащихся 4–7 классов;
в-четвертых, организация производительного труда старшеклассников, практическое знакомство их с экономикой промышленного или сельскохозяйственного предприятия, стройки.
Известно, что первоначальной ступенью всякой системы является планирование, поэтому в общешкольных планах учебно-воспитательной работы следует не только намечать отдельные мероприятия, но и иметь раздел «экономическое воспитание», в котором легче установить систему и выделить такие подразделы, как сообщение экономических знаний в учебном процессе, организация наглядной агитации в школе по экономическим вопросам и эффективности общественно полезного труда учащихся, практическое участие в работе шефствующего предприятия и знакомство с его экономическими показателями, вовлечение учащихся в общественно полезный, производительный труд в строительных отрядах, ученических производственных бригадах, в школьных лесничествах, пути внедрения режима экономии в школе.
Школьное экономическое образование в значительной мере опирается на наглядную пропаганду, способствующую более четкому определению эффективности и целесообразности общественного труда. В школах, как правило, оформляются стенды, отражающие основные экономические показатели 9-й пятилетки: «От съезда к съезду!», «Наш город в 9-й пятилетке», «Коммунизма шаги сажени», «Я планов наших люблю громадье», «Пятилетка – нам и мы –
пятилетке», «Цифры и факты» и другие. Такие стенды сами по себе не решают проблем экономической пропаганды, но нацеливают коллектив, учителей и учащихся на практическое решение отдельных вопросов экономического воспитания.
В школе № 2 г. Коркино на протяжении последних пяти лет в планы воспитательной работы 4–10 классов включаются мероприятия по экономическому воспитанию с примерной тематикой: «Хозяйствовать в собственном доме (квартире)», «Главное направление хозяйствования», «Прибыль и убыль в хозяйстве», «Природа вокруг нас и что она дает человеку?».
На классных часах, пионерских сборах и комсомольских собраниях с учащимися последовательно обсуждается более узкая и конкретная тематика, например: «Минута – час бережет», «Стандартно – это прогрессивно и почему?», «Урожайность рубля», «Зачем государству прибыль?», «Рычаги экономической реформы» и многие другие.
Внеклассная работа по экономическому образованию в стенах школьного здания должна составлять меньшую часть. Главное – развитие знаний на практике. Например, с такими экономическими понятиями, как рентабельность, экономический эффект, себестоимость, оптовая, отпускная цена готового изделия ученики школы № 17 г. Челябинска знакомятся в цехах № 1, 2, 6, 11 подшефного завода дорожных машин имени Колющенко.
Знакомство с экономикой предприятия происходит путем личных встреч и бесед с представителями предприятия, которые в доступной форме раскрывают перед учащимися экономическую необходимость, роль и место данного предприятия в экономике страны. Во время экскурсий и бесед учащиеся узнают о производительности труда, себестоимости продукции, ее народнохозяйственном значении и т.д. Для старшеклассников огромное значение имеют комсомольские экскурсии, во время которых они видят отношение комсомольцев к труду, их вклад в «комсомольскую копилку», значение этой «копилки» для предприятия.
Завод дорожных машин имени Колющенко в г. Челябинске уже много лет шефствует над средней школой № 17. Это одно из старейших предприятий города с богатыми революционными и трудовыми традициями. Старые коммунисты, ветераны завода возглавили идейно-политическое воспитание в школе. А отдельные руководители предприятия проводят большую работу по экономическому воспитанию. Здесь проводятся специальные занятия по теме «Экономика нашего завода». Формы таких занятий не только лекции и беседы, но и практическое применение учащимися знаний, полученных во время частых и содержательных экскурсий на завод. Ребята рассчитывают и анализируют несложные трудовые процессы, разрабатывают некоторые элементы режима экономии на предприятии и т.д. Например, опираясь на данные, получаемые из планового отдела, десятиклассники вычислили прогноз себестоимости грейдера и бульдозера к концу 9-й пятилетки.
Таким образом, работа кружка, факультатива или знакомство с элементами экономики предприятий на уроках носят практический характер, так как учащиеся осознают не только необходимость, но и непосредственную пользу от полученных знаний и применения их на практике. На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести элементарные умения и навыки, используемые непосредственно в производительном труде и общественно полезной деятельности.
За последнее время получили широкое распространение различные формы трудового воспитания школьников: строительные бригады и отряды, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние спортивно-трудовые лагеря и т.п. Общественно полезный и производительный труд учащихся здесь должен сочетаться с предварительным и сопутствующим изучением некоторых конкретных вопросов экономики предприятия.
Перед организацией работ в строительных бригадах и отрядах учителя и руководители стройки должны познакомить ребят с той ролью, которую играет социалистическая промышленность в создании материально-технической базы коммунизма, с положением о социалистическом предприятии, с новой системой планирования и экономического стимулирования в строительстве. Здесь же учащиеся могут освоить основы планирования и управления промышленным производством.
Организуя производственную практику девятиклассников на стройке или в цехе завода, школа ставит перед ними конкретные цели: понять, что себестоимость продукции – один из важных показателей работы предприятия; познакомиться с факторами, определяющими себестоимость продукции на рабочем месте, в бригаде, на участке и на всем предприятии. Но главное, старшеклассников надо учить определять резервы производства и пути снижения себестоимости продукции, повышения производительности труда.
В ученических бригадах следует проводить беседы о путях повышения качества строительно-монтажных работ и культуре производства, о научной организации труда строителей, о нормировании и оплате труда в строительстве, о хозрасчете и системе премирования. Ребят надо знакомить с важнейшими направлениями технического прогресса в строительстве, передовыми методами труда, с основами трудового законодательства, с колдоговором, правами и обязанностями молодых рабочих и т.д.
Таким образом, может быть достигнута цель производительного и общественно полезного труда учащихся – единство трудового и экономического воспитания.
Некоторое своеобразие имеет экономическое образование в ученической сельскохозяйственной бригаде. Здесь предварительное знакомство с вопросами экономики сравнительно невелико, основное узнается на практике во время анализа и планирования практической деятельности бригады.
Известно, что ученические производственные бригады оказывают большую помощь сельскому хозяйству. Например, члены ученической производственной бригады Никольской средней школы Октябрьского района вырастили 13,4 тыс. уток, сохранили 84,4 % поголовья, сдали государству 20 тонн утиного мяса на сумму 32 830 рублей. Замечательно работают на полях и пастбищах ребята Калининской средней школы Брединского района, которые дают показатели выше, чем в совхозе.
На первом этапе, на уроках, в специальных беседах-лекциях перед работами в бригаде учащимся рассказывается о трудовых и материально-денежных затратах в процессе производства сельскохозяйственной продукции (трудовые затраты: человеко-часы, зарплата; материальные: семена, удобрения, корм, горюче-смазочные материалы; денежные: амортизационные ремонтные отчисления, прочие прямые затраты, накладные расходы, материальные затраты в денежной оценке). Здесь же старшеклассники знакомятся с различными видами себестоимости (плановая, производственная, коммерческая).
В целях изучения себестоимости по элементам затрат учащиеся под руководством агронома или бухгалтера проводят анализ фактически сложившейся в данном хозяйстве себестоимости продукции на примере возделывания одной из сельскохозяйственных культур. Данные для анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции берутся из годового отчета «Калькуляция продукции растениеводства (животноводства)».
Проблемный круг экономической педагогики очень велик: определение целей и средств экономического образования членов общества, вопросы институционного порядка экономического воспитания и образования, определение степени их воздействия на процесс формирования отдельной личности и др. Своими первостепенными задачами экономическая педагогика считает выработку у каждого человека осмысленного отношения к экономике, способности к успешным экономическим действиям, побуждение к приобретению необходимых знаний для решения экономических проблем, оказание действенной помощи каждому молодому человеку, когда он был бы в состоянии организовать свою жизнь так, чтобы экономика занимала в ней соответствующее место.
Главную цель экономического воспитания представители экономической педагогики видят в том, чтобы «...молодой человек получил позитивное отношение к обществу, без конфликта нашел путь к месту, отвечающему его индивидуальности» [3].
Сообщение молодому поколению экономических знаний, и навыков должно происходить таким образом, «... чтоб ему открылось понимание, что все экономические знания только тогда имеют практическую ценность, если могут быть применены внутри определенной экономической системы, а этим самым внутри определенного общественного строя» [3].
Экономическое воспитание и, в частности, его важнейшая составная часть – экономическое образование являются в ФРГ постоянным объектом экономической и социально-политической борьбы. Сугубо прагматическому подходу западногерманской буржуазии к экономическому образованию трудящихся масс противостоит установка КПГ. Исходной позицией в решении данного вопроса для коммунистов является понимание огромного значения воздействия экономического образования на исход классовой борьбы. Подчеркивая в своих программных документах обоснованность требований рабочего класса на участие в управлении, на «...обеспечение влияния рабочих на экономическую политику крупных концернов, на торговую политику, на административное управление, на решение вопросов о прибылях, дивидендах... и прежде всего на экономическую политику правительства ФРГ и правительств земель» [1], западногерманские коммунисты отмечают, что осуществление этих требований возможно только при наличии высокого уровня классовой сознательности и экономической грамотности трудящихся.
Западногерманские коммунисты считают своим почетным долгом содействовать распространению идей марксизма в ФРГ, «добиваться понимания рабочим классом сущности учения о прибавочной стоимости, вырабатывать критический подход к экономической политике ФРГ...» [2]. При этом КПГ в своей работе использует различные формы: теоретические кружки и семинары, выступления на страницах официальной печати и по радио, издание специальной литературы и выпуск небольших рабочих газет.
Политика образования в Западной Германии все более выступает в качестве важного инструмента усиления господства класса буржуазии. Она преследует цель выработать у трудящихся способность достигать наибольших результатов в процессе производства прибыли, а также сформировать их идеологически так, чтобы они признавали естественным существующий строй и безропотно подчинялись ему.
Решение этих задач в значительной мере ложится на плечи работников системы образования, участвующих в воспроизводстве личного элемента производства – рабочей силы. Отсюда понятен интерес союзов предпринимателей, работодателей и немецких промышленников к практическим вопросам экономического образования учителей и подрастающего поколения, а также к теоретическому осмыслению основных проблем экономического воспитания и образования.
Начало активному сотрудничеству между школой и экономикой положили первые 7 рабочих обществ, организованных в 1953 г. в Нижней Саксонии, которые объединили учителей всех рангов с целью улучшения освоения, понимания мира экономики. Выход в свет (1959) первого официального документа в истории немецких союзов предпринимателей – рекомендации «Сотрудничество между школой и экономикой на службе молодежи» – явился дальнейшим толчком к созданию множества специальных органов, пытающихся охватить все области работы по образованию и пронизать их интересами монополий. К числу крупнейших из них принадлежат: Немецкий промышленный институт, Этлингское объединение – орган экономики по вопросам системы школьного и профессионального образования, экономическая академия для учителей и др.
Требования и конкретные предложения немецких промышленников по улучшению экономической подготовки учителей были изложены на заседании Сентябрьского общества в 1962 году в Кёльне. Подчеркивая необходимость хорошей экономической подготовки, вытекающей из важнейшей задачи учителей – готовить и вводить молодое поколение в мир экономики, – представители промышленных кругов требуют:
«...ввести учителей всех рангов в мир основных явлений экономики, организации производства...;
...познакомить с производственными и непроизводственными основами нашего общественного строя, подвести к такому способу мышления и рассмотрения, который устанавливает общность экономического и социального в производственной и непроизводственной сфере...;
...ввести в социологию и антропологию предприятия, во взаимоотношения экономики и науки, экономики и политики, в методику и проблематику производственного обучения и повышения квалификации...;
...содействовать пониманию экономической структуры предприятий и их значения для общественного строя...» [5].
Были предложены различные пути для достижения поставленной цели –
улучшения экономической подготовки учителей:
а) промышленная практика для изучающих педагогику и для учителей народных и профессиональных школ;
б) введение экономического материала в разделы социологии и политического образования учебных программ для будущих учителей;
в) курсы повышения квалификации (экономической) учителей, организуемые экономической академией;
г) академические курсы для учащейся молодежи в молодежном центре Франкенхоф;
д) конференции, коллоквиумы, семинары, совещания учителей с участием ведущих деятелей экономики, представителей социальной профессиональной и экономической педагогики;
е) участие в работе объединений типа «школа и экономика», «церковь и экономика», «обучение и образование» и т.д.;
ж) циклы радио-и телепередач;
з) открытие специальных экономических гимназий;
и) публикация материалов конференций и семинаров, издательство специальной экономической литературы и методических пособий для учителей.
Промышленная практика для студентов педагогических вузов и уже работающих учителей явилась результатом сотрудничества между школой и экономикой. Проверка действенности этого метода повышения уровня экономической квалификации проводилась с 1957 по 1961 год в 84 группах вузов на 380 промышленных предприятиях.
За 4 недели физического труда на производстве будущие учителя знакомятся с условиями труда на предприятии и вскоре должны определить, какую помощь они могут оказать молодым людям, идущим из школы на производство. 2-х недельная последующая информация дает возможность учителям изучить предприятие как целостное устройство, расширить диапазон экономических знаний [6].
В тесном сотрудничестве с академией для руководящих кадров работает экономическая академия для учителей. Ею организуются регулярно курсы повышения квалификации учителей различных земель ФРГ с целью усовершенствования их экономических и политических знаний (до 1963 года было проведено 57 циклов подобных курсов). Программа курсов охватывает 3 ступени, продолжительность занятий на каждой ступени одна неделя; программа охватывает вводный, основной и заключительный курсы.
Вводный курс:
современные формы обращения с людьми на предприятии и вытекающие отсюда требования к подготовке, обучению подрастающего поколения в школе;
структура общества в промышленный век;
попытки нового упорядочения социальных отношений на предприятии и в обществе;
доход, его возникновение, распределение и потребление;
основные вопросы экономики в качестве учебной модели для процесса преподавания;
проблемы теории и практики обучения.
Вводный курс заканчивается экскурсией на предприятие и обменом опыта с ответственными работниками экономики.
Основной курс:
социальная роль и социальная функция профессии в современном обществе;
функционирование товарно-денежного хозяйства;
возможность применения теоретических экономических моделей на занятиях;
демонстрация отдельных экономических и общественных учебных моделей;
торговля и ее перспективы;
экскурсия на предприятие, обмен мнениями по актуальным проблемам обучения подрастающего поколения.
Заключительный курс:
социальные изменения и социальное равновесие;
социальная политика предприятия;
основы и условия экономического роста;
рынок и деньги в кругообороте экономики;
беседы с руководителями предприятий и экономистами о задачах и возможностях сотрудничества экономики и школы [7].
Право решающего голоса немецких промышленников в определении объема и содержания экономического материала во всех учебных программах, отсутствие единой программы и единых требований по экономическому образованию в рамках всей страны, бессистемный, обусловленный только конкретными, практическими интересами предпринимателей подбор изучаемого материала еще раз свидетельствует о том, что экономические знания даются трудящимся массам лишь в той мере, в которой это выгодно и необходимо классу буржуазии.
Большой активностью отмечена в последнее десятилетие деятельность таких институтов, как Рурский семинар, Этлингское объединение, комитет «Молодежь и образование», Институт повышения квалификации в области социальной и экономической политики, а также рабочие объединения: «Обучение и образование», «Студент и экономика», «Школа и экономика» и др. Каждое объединение избирает свои формы работы, в зависимости от возраста и рода занятий охватываемых ими членов общества. Некоторые направления деятельности этих объединений отражены в уставе Рурского семинара:
«§ 1.1. Содействовать повышению уровня образования учителей в области экономики...
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69