logo
Сборник статей

Трудовое обучение и профориентация школьников

Органы народного образования и педагогические коллективы школ Челябинской области совместно с трудовыми кол­лективами предприятий, совхозов и колхозов под руководством партийных и советских органов проделали немалую работу по улучшению постановки трудового воспитания и профессиональной ориен­тации учащихся.

В результате принятых мер в области улучши­лась материальная база трудового обучения: боль­ше стало мастерских, кабинетов обслуживающего труда, автодела, механизации сельского хозяйства, машинописи и основ делопроизводства. Неплохо ре­шаются вопросы трудовой подготовки старшеклас­сников. На сегодняшний день производственное обу­чение по профилям шоферов, трактористов, машино­писи и основ делопроизводства организовано в 96 школах.

Старшеклассники 91-й и 70-й школ г. Челябин­ска в учебно-производственном цехе шефствующего предприятия знакомятся с рабочими профессиями слесарей и токарей. А учащиеся восьмых классов школ Тракторозаводского района проходят допрофессиональную подготовку в межшкольном учебно-производственном кабинете трудового обучения и профориентации по 12 профилям. В этой пятилетке предполагается открыть подобные комбинаты в крупных промышленных городах: Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе и др. Они должны сыграть важную роль в ознакомлении старшеклас­сников с содержанием труда рабочих и трудовыми процессами на предприятиях, в осуществлении про­фессиональной ориентации учащихся с целью под­готовки их к сознательному выбору трудового пути.

Повышение качества трудовой подготовки школьников зависит не только от хорошей мате­риальной базы, но и от наличия квалифицирован­ных учителей труда. Учитель труда, как и учитель любого другого предмета, – это педагог, воспита­тель, понимающий роль труда в коммунистическом воспитании учащихся. У нас в области за прошлое пятилетие была проведена значительная работа по подбору и улучшению качественного состава учите­лей, их методического уровня. На 15 % увеличилось количество учителей труда с соответствующим об­разованием, больше 700 учителей труда (55 %) про­шли переподготовку на курсах повышения квали­фикации.

Заметно улучшились организация, содержание и формы методической работы среди учителей тру­дового обучения в г. Копейске, Магнитогорске, Челябинске, в Аргаяшском, Сосновском и других райо­нах. В центре внимания методического объедине­ния учителей технического труда г. Копейска стоят такие актуальные вопросы, как вооружение уча­щихся трудовыми умениями и навыками, формиро­вание коммунистического отношения к труду; совершенствование методов преподавания в зависи­мости от содержания изучаемого материала, воз­раста учащихся и уровня их развития, внеклассной работы по технике и труду; выявление и изучение педагогического опыта лучших учителей, обобще­ние и популяризация его.

В результате продуманной постановки методи­ческой работы в школах выросли мастера педагоги­ческого труда. Мы с гордостью можем назвать многих учителей труда области, ставших настоящими мастерами своего дела. Авторитет таких учителей, как В.И. Елистратова (Буранная средняя школа Агаповского района), А.М. Шатрова (Селезянская средняя школа Еткульского района), А.Д. Сухова (39-я средняя школа г. Челябинска), М.П.Алек­сандрова (4-я средняя школа г. Южноуральска), не уступает авторитету лучших преподавателей ли­тературы или математики.

Самых добрых слов заслуживает учитель 147-й средней школы г. Челябинска А.Д. Нечкин. Много лет работает он учителем технического труда. Уро­ки у него проходят интересно, творчески, обучение учащихся в мастерских тесно связано с производст­венным трудом. В учебном процессе он умело применяет рекомендации политехнической комиссии, широко использует технические средства, большое внимание уделяет профориентационной работе, при­вивая ребятам интерес к технике, к рабочим про­фессиям. Александр Дмитриевич ведет большую вне­классную работу по техническому творчеству, под его руководством учащиеся много сделали для обо­рудования учебных кабинетов. В течение ряда лет он является организатором методической секции учителей в Центральном районе г. Челябинска.

Хорошая материальная база, наличие квали­фицированных кадров обеспечивают успех трудо­вого обучения.

Трудовая политехническая подготовка в I–III классах является органической частью еди­ной системы трудового обучения и воспитания учащихся. Учителя начальных классов стремятся в про­цессе обучения воспитать у детей коммунистическое отношение к труду, уважение к людям труда, раз­вивают у них трудовые умения, конструкторские способности при выполнении трудовых операций, навыки опытнической работы на пришкольных уча­стках, основы культуры труда; дети знакомятся с производственной деятельностью взрослых, при­общаются к посильному труду. Интересно и увлекательно проходят уроки у молодой учительницы Татьяны Михайловны Миро­новой (1-я аргаяшская средняя школа Аргаяшского района). С самого начала урока труда она вовле­кает весь класс в активную работу, старается вы­звать живой интерес учащихся к изделию, которое предстоит изготовить. Уже с первых дней обучения в школе ее ученики привлекаются к разбору кон­струкций различных предметов и моделей, знако­мятся с назначением отдельных частей изделий. Например, на уроке по техническому моделирова­нию первоклассники сумели выделить части пла­нера; определить, из каких материалов будет изго­товлена каждая деталь, выбрали инструменты для обработки материалов. Татьяна Михайловна ведет целенаправленную работу по формированию у уча­щихся прочных, правильных приемов обработки материалов, умений и навыков владения различны­ми инструментами. Для этого на каждом уроке проводятся тренировочные упражнения, требую­щие знания свойств материалов: самостоятельные работы, при выполнении которых учащиеся могут проявить смекалку, быстроту, творчество и инициа­тиву.

Требования учительницы, предъявляемые к де­тям, направлены не только на развитие творческой мысли, их умений и навыков, но и на воспитание положительных привычек: бережливости, аккурат­ности и т.д. Поэтому большинство учащихся вы­полняют работу качественно, получают хорошие отметки. Умения и навыки, приобретенные в начальной школе – основа подготовки в IV–VIII классах.

За прошедшие годы в области заметно улучши­лась организация работы с учащимися в мастер­ских по техническому труду и в кабинетах обслуживающего труда, а также занятий сельскохозяйст­венным трудом.

Учителя технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда проводят занятия на вы­соком организационном и методическом уровне, да­ют учащимся первоначальные знания и умения, не­обходимые в жизни, знакомят с естественнонаучны­ми основами промышленного и сельскохозяйствен­ного производства, развивают творческое отноше­ние к труду на основе широкого применения моде­лирования, конструирования и сельскохозяйственного опытничества, воспитывают коммунистическое от­ношение к труду, трудовую культуру, способствуют всестороннему развитию личности школьника, осуществляют профессиональную ориентацию, воспи­тывают интерес к различным видам труда в про­мышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания.

Наиболее действенная форма трудового воспи­тания учащихся IV–VIII классов – привлечение их к производительному труду в школьных мастер­ских. Во многих школьных мастерских организует­ся производительный труд учащихся по изготовле­нию различной общественно полезной продукции.

Производительный труд в школьных мастер­ских хорошо организован в 18-й 8-летней школе г. Челябинска. Первейшее требование к организа­ции производительного труда учащихся в этой шко­ле – тщательное продумывание годового учебно-производственного плана работы мастерских. Учеб­но-производственный план на год составляется с учетом количества учащихся по параллелям, темам программы по учебным четвертям; выполнение взя­тых заказов приходится прежде всего на летнюю производственную двухнедельную практику в седь­мых классах. Учебно-производственный план по учебным мастерским имеет основные разделы: 1) наименование изделия; 2) заказчик; 3) количе­ство в штуках; 4) цена изделия в рублях; 5) стои­мость всего заказа; 6) какие классы участвуют в выполнении заказа; 7) номера уроков, на которых выполняется заказ; 8) темы учебной программы, которые отрабатываются при выполнении данного изделия; 9) примерный срок выполнения заказа. Работа над составлением плана продолжается 3–4 месяца и к сентябрю нового учебного года заканчивается и утверждается на педагогическом совете.

Между школами и промышленными предприя­тиями установились добрые деловые отношения. Многие предприятия ежегодно обращаются с заказами в школьные мастерские. Изделия подбирают­ся в основном согласно темам учебной программы. Это – мастерки каменщика-футеровщика, шпате­ли, проволочные подвески, регулирующий механизм для вентиляционных каналов, хозяйственный инвен­тарь для жилищно-эксплуатационных контор и мно­гие другие изделия. Так, только на 1976/77 учебный год было принято заказов от предприятий на 14 тыс. рублей. В соответствии с программой трудового обучения заказы распределены между классами, разработан график изготовления продукции по про­изводственному плану, который находит отражение в поурочных планах.

После ознакомления учащихся с теоретиче­ским материалом урока им предлагается эскиз или чертеж детали, выполненный на доске, предлага­ется ознакомиться и с технологическим процессом изготовления этой детали, т.е. в присутствии уча­щихся эта деталь изготовляется учителем. После оз­накомления учащихся с графическим изображением детали учащимся раздается материал и предлага­ется самостоятельная работа, дается норма вре­мени на ее выполнение. Причем методом сравнения предварительно определяется норма времени на изготовление всего изделия. Затем определяется среднее время на выполнение каждой операции и средняя ученическая норма.

Организация производительного труда в процессе обучения ведется поточным методом, т.е. четвер­тые классы готовят фронт работы для пятых классов, пятые классы – для шестых и т.д. Напри­мер, при изготовлении дюралевых лопат IV и V классы выполняют разметку, резание, сгибание, разрезание ножницами; шестые классы начинают сборку изделия, а VII и VIII – заканчивают изде­лия, производят сверление, токарную и фрезерную обработку. В заключительной части урока учащиеся убирают рабочие места и сдают работу учителю, да­вая краткий анализ выполненных операций с уче­том качества, количества и экономии материала. За сделанную работу ученик получает оценку.

Само собой разумеется, что производитель­ный труд на занятиях в мастерской не самоцель, а лишь средство повышения образовательной и воспитательной эффективности трудового обучения.

Школьники получают на практике представ­ление об основах конкретной экономики, осваивают такие понятия, как производительность труда, себестоимость продукции и т.д. Производительный труд помогает учителю также формировать у уча­щихся умение планировать работу, содержать в порядке рабочее место, выполнять работы аккурат­но, качественно, экономно расходовать материалы, ответственно, инициативно, творчески относиться к порученному делу. Выполнение заказов вырабаты­вает у школьников серьезное отношение к труду. Именно такой производительный труд помогает формировать высокие нравственные качества. По­этому многие выпускники восьмых классов, получив трудовые навыки по таким специальностям, как слесарь, токарь, столяр, поступают в средние ПТУ города и учатся с большим желанием. По оконча­нии этих учебных заведений молодые люди пополня­ют ряды рабочего класса нашего края и вносят достойный вклад в выполнение планов десятой пя­тилетки.

Производительный труд школьников в учеб­ных мастерских является и дополнительным ис­точником улучшения материальной базы трудового обучения: на деньги, заработанные учащимися, шко­ла приобретает оборудование для мастерских (стан­ки, верстаки, инструменты и приспособления, ма­териалы). Учащиеся награждаются туристскими путевками, ценными подарками, грамотами.

За последние годы в средних общеобразователь­ных школах области определились, как по всей стра­не, основные направления трудовой подготовки старшеклассников. Большое внимание уделяется производственной практике в девятых классах, обя­зательно связанной с содержанием практикума, индивидуальному обучению вождению автомобиля и трактора.

Деятельность учащихся на период производст­венной практики, как правило, планируется заранее, совместно с предприятиями, колхозами, совхозами. Определяются виды работ и объекты труда; созда­ются бригады школьников; выделяются руководите­ли из числа учителей, инженерно-технических ра­ботников и агрономов; подготавливаются рабочие места, оборудование и т.д.

Организованно проходит производственная практика девятых классов в Тракторозаводском рай­оне г. Челябинска, где учащиеся работают в це­хах ЧТЗ и фабрики «Одежда». За лето 1976 г. де­вятиклассники района высвободили 250 рабочих.

Летом 1976 г. 580 учащихся девятых классов 107-й, 39-й, 162-й школ во время производственной практики работали на Челябинском тракторном заводе, фабрике «Одежда» и других предприятиях. На ЧТЗ 375 девятиклассников работали в цехах тракторного производства токарями-универсалами и токарями-операторами на полуавтоматах. За каж­дым человеком был закреплен участок работы, каж­дый имел личный план на месяц. Группы по 2–3 школьника работали под руководством мастеров-наставников. Хорошую трудовую подготовку пока­зали ученики 107-й средней школы Саша Тюрин и Сергей Табуев, обслуживавшие по 6 полуавтоматов вместо 4 по норме. Венера Рахматуллина заслужи­ла высокую оценку администрации цеха масляных насосов.

Всего школьники района произвели в цехах ЧТЗ продукции на 50 тыс. рублей.

60 девочек 107-й средней школы, работая на фабрике «Одежда», участвовали в шитье дамских зимних пальто. Здесь отличилась бригада под руко­водством Любы Ивановой. Бригада работала стара­тельно, добиваясь высокого качества продукции. Школьники заработали 4,2 тыс. рублей. Таким об­разом, в течение июня девятиклассники становятся членами рабочих коллективов, участвуют в произво­дительном труде. Это не только приобщает их к со­зданию материальных ценностей, но и раскрывает трудовые перспективы, увеличивает нравственный потенциал.

Такая целенаправленность трудового обучения и воспитания старшеклассников во многих шко­лах области дает отличный результат.

За последние три года школы, где введено обу­чение автоделу и работе на тракторах, выпустили 6362 человека, подготовленных по механизаторским профилям, и 2405 шоферов. 22,5 % этих выпускни­ков пошли работать непосредственно после окон­чания школы в колхозы, совхозы, автотранспортные предприятия.

В 1976 г. 43 % выпускников средней школы пошли работать на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы, 21,5 % – поступили учиться в ГПТУ и СПТУ, по окончании которых будут также трудить­ся в сфере материального производства и обслужи­вания.

Одной из эффективных форм общественно по­лезного труда учащихся является организация ученических производственных бригад в сельских школах, где их производительный труд – это яр­кий, убедительный пример творческого воплощения в жизнь марксистско-ленинского положения о соединении обучения с производительным трудом.

В 1975/76 учебном году в 168 бригадах сред­них школ и 183 звеньях восьмилетних школ области работало более 20 тыс. школьников, вырастивших урожай зерновых, картофеля и овощных культур на 6813 гектарах земли. Урожайность культур во многих бригадах оказалась выше, чем у базовых хозяйств.

Члены ученических бригад и звеньев по зада­нию ученых и специалистов сельского хозяйства за­ложили около 300 опытов.

Так, члены бригады Маякской средней школы Октябрьского района поставили по заданию глав­ного агронома совхоза опыт «Влияние различных доз калийных удобрений на урожайность кормовой свеклы на почвах с различным содержанием подвиж­ного калия». Результаты опыта превзошли все ожи­дания, был получен урожай от 350–420 ц с га (в хозяйстве – 231 ц с га). Большинство учениче­ских бригад работает рентабельно. Итоговая рентабельность составила в прошлом году 21,7 %.

Большую работу провели животноводческие звенья бригад. Они вырастили 7500 голов птицы, 1290 голов телят, 3860 поросят, остригли 29 843 ов­цы, заготовили 1837 т веточного корма, 726 т ви­таминной муки, 1320 т сена и т. д.

Сейчас усилия педагогических коллективов сель­ских школ направлены на решение задач психологи­ческой и практической подготовки школьников к труду в ученической бригаде, задач формирования общественно значимых мотивов предстоящей тру­довой деятельности, развития интереса и стремле­ния к практической деятельности, воспитания привычки и любви к сельскохозяйственному тру­ду, сознательности, коллективизма и других ценных качеств строителя нового общества.

Кроме ученических производственных бригад в области работает 95 школьных лесничеств с охва­том 4960 учащихся VII–X классов. Они осуществляют уход за молодыми посадками и охрану 6 тыс. га леса, заложили 58 га лесопитомников, посадили 96 га леса.

Значительную работу по профессиональной ориентации школьников проводят педагогические коллективы школ г. Магнитогорска. Профессиональная ориентация школьников рассматривается здесь как важнейшая составная часть учебно-вос­питательного процесса. Она включает в себя озна­комление учащихся с основами производства, встре­чи с лучшими людьми комбината, воспитание ува­жения и любви к труду, технике, производству, ори­ентацию на определенные профессии с учетом по­требностей производства в кадрах, развитие детско­го технического творчества, включение родителей в профориентационную работу, обеспечение целе­направленного руководства совместной деятельно­стью школ и комбината по коммунистическому вос­питанию учащихся.

Чтобы профориентация учащихся стала орга­нической частью всей учебно-воспитательной ра­боты школ, мы создаем во всех районах и городах кабинеты профориентации, профконсультпункты, ка­бинеты профотбора, осуществляем широкое знаком­ство учащихся с учебными заведениями, их трудо­выми традициями, перспективами развития и т. д. В помощь учителю привлекаем родителей, передо­виков производства, строителей, работников сферы обслуживания. Дальнейшее совершенствование профориентационной работы будет направлено на активизацию пропаганды рабочих профессий.

Нар. образование. – 1977. – № 10.