Трудовое обучение и профориентация школьников
Органы народного образования и педагогические коллективы школ Челябинской области совместно с трудовыми коллективами предприятий, совхозов и колхозов под руководством партийных и советских органов проделали немалую работу по улучшению постановки трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.
В результате принятых мер в области улучшилась материальная база трудового обучения: больше стало мастерских, кабинетов обслуживающего труда, автодела, механизации сельского хозяйства, машинописи и основ делопроизводства. Неплохо решаются вопросы трудовой подготовки старшеклассников. На сегодняшний день производственное обучение по профилям шоферов, трактористов, машинописи и основ делопроизводства организовано в 96 школах.
Старшеклассники 91-й и 70-й школ г. Челябинска в учебно-производственном цехе шефствующего предприятия знакомятся с рабочими профессиями слесарей и токарей. А учащиеся восьмых классов школ Тракторозаводского района проходят допрофессиональную подготовку в межшкольном учебно-производственном кабинете трудового обучения и профориентации по 12 профилям. В этой пятилетке предполагается открыть подобные комбинаты в крупных промышленных городах: Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе и др. Они должны сыграть важную роль в ознакомлении старшеклассников с содержанием труда рабочих и трудовыми процессами на предприятиях, в осуществлении профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору трудового пути.
Повышение качества трудовой подготовки школьников зависит не только от хорошей материальной базы, но и от наличия квалифицированных учителей труда. Учитель труда, как и учитель любого другого предмета, – это педагог, воспитатель, понимающий роль труда в коммунистическом воспитании учащихся. У нас в области за прошлое пятилетие была проведена значительная работа по подбору и улучшению качественного состава учителей, их методического уровня. На 15 % увеличилось количество учителей труда с соответствующим образованием, больше 700 учителей труда (55 %) прошли переподготовку на курсах повышения квалификации.
Заметно улучшились организация, содержание и формы методической работы среди учителей трудового обучения в г. Копейске, Магнитогорске, Челябинске, в Аргаяшском, Сосновском и других районах. В центре внимания методического объединения учителей технического труда г. Копейска стоят такие актуальные вопросы, как вооружение учащихся трудовыми умениями и навыками, формирование коммунистического отношения к труду; совершенствование методов преподавания в зависимости от содержания изучаемого материала, возраста учащихся и уровня их развития, внеклассной работы по технике и труду; выявление и изучение педагогического опыта лучших учителей, обобщение и популяризация его.
В результате продуманной постановки методической работы в школах выросли мастера педагогического труда. Мы с гордостью можем назвать многих учителей труда области, ставших настоящими мастерами своего дела. Авторитет таких учителей, как В.И. Елистратова (Буранная средняя школа Агаповского района), А.М. Шатрова (Селезянская средняя школа Еткульского района), А.Д. Сухова (39-я средняя школа г. Челябинска), М.П.Александрова (4-я средняя школа г. Южноуральска), не уступает авторитету лучших преподавателей литературы или математики.
Самых добрых слов заслуживает учитель 147-й средней школы г. Челябинска А.Д. Нечкин. Много лет работает он учителем технического труда. Уроки у него проходят интересно, творчески, обучение учащихся в мастерских тесно связано с производственным трудом. В учебном процессе он умело применяет рекомендации политехнической комиссии, широко использует технические средства, большое внимание уделяет профориентационной работе, прививая ребятам интерес к технике, к рабочим профессиям. Александр Дмитриевич ведет большую внеклассную работу по техническому творчеству, под его руководством учащиеся много сделали для оборудования учебных кабинетов. В течение ряда лет он является организатором методической секции учителей в Центральном районе г. Челябинска.
Хорошая материальная база, наличие квалифицированных кадров обеспечивают успех трудового обучения.
Трудовая политехническая подготовка в I–III классах является органической частью единой системы трудового обучения и воспитания учащихся. Учителя начальных классов стремятся в процессе обучения воспитать у детей коммунистическое отношение к труду, уважение к людям труда, развивают у них трудовые умения, конструкторские способности при выполнении трудовых операций, навыки опытнической работы на пришкольных участках, основы культуры труда; дети знакомятся с производственной деятельностью взрослых, приобщаются к посильному труду. Интересно и увлекательно проходят уроки у молодой учительницы Татьяны Михайловны Мироновой (1-я аргаяшская средняя школа Аргаяшского района). С самого начала урока труда она вовлекает весь класс в активную работу, старается вызвать живой интерес учащихся к изделию, которое предстоит изготовить. Уже с первых дней обучения в школе ее ученики привлекаются к разбору конструкций различных предметов и моделей, знакомятся с назначением отдельных частей изделий. Например, на уроке по техническому моделированию первоклассники сумели выделить части планера; определить, из каких материалов будет изготовлена каждая деталь, выбрали инструменты для обработки материалов. Татьяна Михайловна ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся прочных, правильных приемов обработки материалов, умений и навыков владения различными инструментами. Для этого на каждом уроке проводятся тренировочные упражнения, требующие знания свойств материалов: самостоятельные работы, при выполнении которых учащиеся могут проявить смекалку, быстроту, творчество и инициативу.
Требования учительницы, предъявляемые к детям, направлены не только на развитие творческой мысли, их умений и навыков, но и на воспитание положительных привычек: бережливости, аккуратности и т.д. Поэтому большинство учащихся выполняют работу качественно, получают хорошие отметки. Умения и навыки, приобретенные в начальной школе – основа подготовки в IV–VIII классах.
За прошедшие годы в области заметно улучшилась организация работы с учащимися в мастерских по техническому труду и в кабинетах обслуживающего труда, а также занятий сельскохозяйственным трудом.
Учителя технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда проводят занятия на высоком организационном и методическом уровне, дают учащимся первоначальные знания и умения, необходимые в жизни, знакомят с естественнонаучными основами промышленного и сельскохозяйственного производства, развивают творческое отношение к труду на основе широкого применения моделирования, конструирования и сельскохозяйственного опытничества, воспитывают коммунистическое отношение к труду, трудовую культуру, способствуют всестороннему развитию личности школьника, осуществляют профессиональную ориентацию, воспитывают интерес к различным видам труда в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания.
Наиболее действенная форма трудового воспитания учащихся IV–VIII классов – привлечение их к производительному труду в школьных мастерских. Во многих школьных мастерских организуется производительный труд учащихся по изготовлению различной общественно полезной продукции.
Производительный труд в школьных мастерских хорошо организован в 18-й 8-летней школе г. Челябинска. Первейшее требование к организации производительного труда учащихся в этой школе – тщательное продумывание годового учебно-производственного плана работы мастерских. Учебно-производственный план на год составляется с учетом количества учащихся по параллелям, темам программы по учебным четвертям; выполнение взятых заказов приходится прежде всего на летнюю производственную двухнедельную практику в седьмых классах. Учебно-производственный план по учебным мастерским имеет основные разделы: 1) наименование изделия; 2) заказчик; 3) количество в штуках; 4) цена изделия в рублях; 5) стоимость всего заказа; 6) какие классы участвуют в выполнении заказа; 7) номера уроков, на которых выполняется заказ; 8) темы учебной программы, которые отрабатываются при выполнении данного изделия; 9) примерный срок выполнения заказа. Работа над составлением плана продолжается 3–4 месяца и к сентябрю нового учебного года заканчивается и утверждается на педагогическом совете.
Между школами и промышленными предприятиями установились добрые деловые отношения. Многие предприятия ежегодно обращаются с заказами в школьные мастерские. Изделия подбираются в основном согласно темам учебной программы. Это – мастерки каменщика-футеровщика, шпатели, проволочные подвески, регулирующий механизм для вентиляционных каналов, хозяйственный инвентарь для жилищно-эксплуатационных контор и многие другие изделия. Так, только на 1976/77 учебный год было принято заказов от предприятий на 14 тыс. рублей. В соответствии с программой трудового обучения заказы распределены между классами, разработан график изготовления продукции по производственному плану, который находит отражение в поурочных планах.
После ознакомления учащихся с теоретическим материалом урока им предлагается эскиз или чертеж детали, выполненный на доске, предлагается ознакомиться и с технологическим процессом изготовления этой детали, т.е. в присутствии учащихся эта деталь изготовляется учителем. После ознакомления учащихся с графическим изображением детали учащимся раздается материал и предлагается самостоятельная работа, дается норма времени на ее выполнение. Причем методом сравнения предварительно определяется норма времени на изготовление всего изделия. Затем определяется среднее время на выполнение каждой операции и средняя ученическая норма.
Организация производительного труда в процессе обучения ведется поточным методом, т.е. четвертые классы готовят фронт работы для пятых классов, пятые классы – для шестых и т.д. Например, при изготовлении дюралевых лопат IV и V классы выполняют разметку, резание, сгибание, разрезание ножницами; шестые классы начинают сборку изделия, а VII и VIII – заканчивают изделия, производят сверление, токарную и фрезерную обработку. В заключительной части урока учащиеся убирают рабочие места и сдают работу учителю, давая краткий анализ выполненных операций с учетом качества, количества и экономии материала. За сделанную работу ученик получает оценку.
Само собой разумеется, что производительный труд на занятиях в мастерской не самоцель, а лишь средство повышения образовательной и воспитательной эффективности трудового обучения.
Школьники получают на практике представление об основах конкретной экономики, осваивают такие понятия, как производительность труда, себестоимость продукции и т.д. Производительный труд помогает учителю также формировать у учащихся умение планировать работу, содержать в порядке рабочее место, выполнять работы аккуратно, качественно, экономно расходовать материалы, ответственно, инициативно, творчески относиться к порученному делу. Выполнение заказов вырабатывает у школьников серьезное отношение к труду. Именно такой производительный труд помогает формировать высокие нравственные качества. Поэтому многие выпускники восьмых классов, получив трудовые навыки по таким специальностям, как слесарь, токарь, столяр, поступают в средние ПТУ города и учатся с большим желанием. По окончании этих учебных заведений молодые люди пополняют ряды рабочего класса нашего края и вносят достойный вклад в выполнение планов десятой пятилетки.
Производительный труд школьников в учебных мастерских является и дополнительным источником улучшения материальной базы трудового обучения: на деньги, заработанные учащимися, школа приобретает оборудование для мастерских (станки, верстаки, инструменты и приспособления, материалы). Учащиеся награждаются туристскими путевками, ценными подарками, грамотами.
За последние годы в средних общеобразовательных школах области определились, как по всей стране, основные направления трудовой подготовки старшеклассников. Большое внимание уделяется производственной практике в девятых классах, обязательно связанной с содержанием практикума, индивидуальному обучению вождению автомобиля и трактора.
Деятельность учащихся на период производственной практики, как правило, планируется заранее, совместно с предприятиями, колхозами, совхозами. Определяются виды работ и объекты труда; создаются бригады школьников; выделяются руководители из числа учителей, инженерно-технических работников и агрономов; подготавливаются рабочие места, оборудование и т.д.
Организованно проходит производственная практика девятых классов в Тракторозаводском районе г. Челябинска, где учащиеся работают в цехах ЧТЗ и фабрики «Одежда». За лето 1976 г. девятиклассники района высвободили 250 рабочих.
Летом 1976 г. 580 учащихся девятых классов 107-й, 39-й, 162-й школ во время производственной практики работали на Челябинском тракторном заводе, фабрике «Одежда» и других предприятиях. На ЧТЗ 375 девятиклассников работали в цехах тракторного производства токарями-универсалами и токарями-операторами на полуавтоматах. За каждым человеком был закреплен участок работы, каждый имел личный план на месяц. Группы по 2–3 школьника работали под руководством мастеров-наставников. Хорошую трудовую подготовку показали ученики 107-й средней школы Саша Тюрин и Сергей Табуев, обслуживавшие по 6 полуавтоматов вместо 4 по норме. Венера Рахматуллина заслужила высокую оценку администрации цеха масляных насосов.
Всего школьники района произвели в цехах ЧТЗ продукции на 50 тыс. рублей.
60 девочек 107-й средней школы, работая на фабрике «Одежда», участвовали в шитье дамских зимних пальто. Здесь отличилась бригада под руководством Любы Ивановой. Бригада работала старательно, добиваясь высокого качества продукции. Школьники заработали 4,2 тыс. рублей. Таким образом, в течение июня девятиклассники становятся членами рабочих коллективов, участвуют в производительном труде. Это не только приобщает их к созданию материальных ценностей, но и раскрывает трудовые перспективы, увеличивает нравственный потенциал.
Такая целенаправленность трудового обучения и воспитания старшеклассников во многих школах области дает отличный результат.
За последние три года школы, где введено обучение автоделу и работе на тракторах, выпустили 6362 человека, подготовленных по механизаторским профилям, и 2405 шоферов. 22,5 % этих выпускников пошли работать непосредственно после окончания школы в колхозы, совхозы, автотранспортные предприятия.
В 1976 г. 43 % выпускников средней школы пошли работать на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы, 21,5 % – поступили учиться в ГПТУ и СПТУ, по окончании которых будут также трудиться в сфере материального производства и обслуживания.
Одной из эффективных форм общественно полезного труда учащихся является организация ученических производственных бригад в сельских школах, где их производительный труд – это яркий, убедительный пример творческого воплощения в жизнь марксистско-ленинского положения о соединении обучения с производительным трудом.
В 1975/76 учебном году в 168 бригадах средних школ и 183 звеньях восьмилетних школ области работало более 20 тыс. школьников, вырастивших урожай зерновых, картофеля и овощных культур на 6813 гектарах земли. Урожайность культур во многих бригадах оказалась выше, чем у базовых хозяйств.
Члены ученических бригад и звеньев по заданию ученых и специалистов сельского хозяйства заложили около 300 опытов.
Так, члены бригады Маякской средней школы Октябрьского района поставили по заданию главного агронома совхоза опыт «Влияние различных доз калийных удобрений на урожайность кормовой свеклы на почвах с различным содержанием подвижного калия». Результаты опыта превзошли все ожидания, был получен урожай от 350–420 ц с га (в хозяйстве – 231 ц с га). Большинство ученических бригад работает рентабельно. Итоговая рентабельность составила в прошлом году 21,7 %.
Большую работу провели животноводческие звенья бригад. Они вырастили 7500 голов птицы, 1290 голов телят, 3860 поросят, остригли 29 843 овцы, заготовили 1837 т веточного корма, 726 т витаминной муки, 1320 т сена и т. д.
Сейчас усилия педагогических коллективов сельских школ направлены на решение задач психологической и практической подготовки школьников к труду в ученической бригаде, задач формирования общественно значимых мотивов предстоящей трудовой деятельности, развития интереса и стремления к практической деятельности, воспитания привычки и любви к сельскохозяйственному труду, сознательности, коллективизма и других ценных качеств строителя нового общества.
Кроме ученических производственных бригад в области работает 95 школьных лесничеств с охватом 4960 учащихся VII–X классов. Они осуществляют уход за молодыми посадками и охрану 6 тыс. га леса, заложили 58 га лесопитомников, посадили 96 га леса.
Значительную работу по профессиональной ориентации школьников проводят педагогические коллективы школ г. Магнитогорска. Профессиональная ориентация школьников рассматривается здесь как важнейшая составная часть учебно-воспитательного процесса. Она включает в себя ознакомление учащихся с основами производства, встречи с лучшими людьми комбината, воспитание уважения и любви к труду, технике, производству, ориентацию на определенные профессии с учетом потребностей производства в кадрах, развитие детского технического творчества, включение родителей в профориентационную работу, обеспечение целенаправленного руководства совместной деятельностью школ и комбината по коммунистическому воспитанию учащихся.
Чтобы профориентация учащихся стала органической частью всей учебно-воспитательной работы школ, мы создаем во всех районах и городах кабинеты профориентации, профконсультпункты, кабинеты профотбора, осуществляем широкое знакомство учащихся с учебными заведениями, их трудовыми традициями, перспективами развития и т. д. В помощь учителю привлекаем родителей, передовиков производства, строителей, работников сферы обслуживания. Дальнейшее совершенствование профориентационной работы будет направлено на активизацию пропаганды рабочих профессий.
Нар. образование. – 1977. – № 10.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69