Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
Соавтор Н.П. Рябинина
Основная задача экономического воспитания – всесторонняя подготовка учащихся к труду на благо общества. Она включает в себя формирование у школьников знаний об экономических законах социализма и социалистического способа производства, навыков НОТ, воспитание экономических качеств личности и ориентацию учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства.
Проблема трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников требует комплексного подхода к ее решению, объединения усилий различных воспитательных учреждений и организаций. В г.Челябинске подготовка и воспитание рабочих кадров занимают важное место. Об этом свидетельствуют следующие факты: из общего числа выпускников 1978–79 учебного года после окончания школы устроились на работу 33,7 % учащихся, из них 51,24 % трудится в промышленности и строительстве, 40 % – в сфере обслуживания. 30 % из продолжающих образование учится в профессионально-технических училищах. В городе, начиная с 1976 г., действуют 4 УПК (всего в области – 17), обучение в них ведется по 24 профилям и охватывает 33,1 % учащихся.
Всесторонняя подготовка учащихся к труду предполагает единство различных сторон воспитания. Мы считаем, что правильная подготовка к школе во многом способствует профессиональной ориентации молодежи.
Исследуя состояние экономического воспитания в некоторых школах г. Челябинска, мы анализировали и профессиональную направленность учащихся старших классов. Результаты исследования показали, что основным мотивом выбора профессии является интерес к ней – 81,3 %. Лишь 26,5 % учащихся принимают во внимание реальные потребности города. Рабочие профессии становятся малопопулярными среди школьников: только 14,2 % учащихся связывает свою будущую работу со сферой промышленного производства, причем большинство из них намерены получить высшее образование. Одной из причин, отрицательно влияющих на выбор рабочей профессии, мы считаем низкий уровень экономической грамотности школьников. Подавляющая масса учащихся не знакома с основными принципами организации промышленного производства, законами функционирования предприятия, экономическими понятиями и категориями: 98 % учащихся не знают, что такое хозрасчет, лишь 28,25 % смогли правильно указать цели социалистического соревнования, 52,5 % не знали особенностей X пятилетки, 80,86 % имеют неверное представление о материальном стимулировании, подавляющая часть школьников не осведомлена об обязанностях и правах молодых рабочих, условиях работы, возможностях учебы и профессионального роста на промышленном предприятии. Незнание производства в определенной мере порождает боязнь и нежелание работать на предприятии.
Какова же роль школы в подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии? По нашим данным, лишь 28,5 % старшеклассников получают информацию или получают конкретные навыки труда по избранной специальности в стенах школы (из бесед с учителями – 78 %, на занятиях факультатива – 13,4 %, в школьных кружках – 7,2 %). Большая часть учащихся – 61,5 % – предпочитает совет либо родителей – 35,6 %, либо друзей – 29,7 %. Позиция родителей не всегда отвечает требованиям общества. Из 61,5 % учащихся, ответивших на вопрос – Какую профессию рекомендуют тебе родители? – 34,2 % отметили несовпадение выбора родителей и своего собственного, причем лишь в тех случаях, когда профессия, выбранная детьми, не требовала учебы в институте. Ориентация родителей на получение детьми высшего образования очевидна. Не случайно, что число желающих учиться в вузах высоко и составляет 36,3 % школьников, что на 14,3 % превышает потребности города.
Эти цифры свидетельствуют об отсутствии достаточно полной профориентационной работы школы как с учащимися, так и с их родителями. В последнее время, кроме того, как справедливо указывают некоторые авторы, наметалась тенденция перекладывать ответственность за профориентацию в старших классах на комбинат.
Влияние же УПК на выбор профессии учащимися ограничено. Во-первых, обучением в УПК охвачена лишь 1/3 учащихся 9–10 классов. Вo-вторых, за время обучения в УПК (2 года) учащиеся знакомятся с ограниченным кругом профессий (наибольшее количество профилей в одном комбинате - 13 – УПЦ Челябинского тракторного завода имени В.И. Ленина), число которых явно не соответствует количеству интересов и склонностей старшеклассников; по нашим данным, учеников 9–10 классов интересуют 65 различных профессий в 16 отраслях народного хозяйства. В-третьих, общая организация производства остается пока вне поля зрения комбинатов. Кypc «Основы организации производства и экономики» читается лишь в одном УПК из четырех.
Все перечисленные причины снижают результаты работы и не дают даже возможности ни школе, ни УПК оказывать достаточное влияние на выбор профессии учащимися. Вследствие этого возникает противоречие между желаниями школьников и потребностями города в кадрах различных специальностей. Значительное число молодых людей вынуждено примирить свои интересы с реальностью, что влечет за собой неудовлетворенность, чувство разочарования, частую смену профессий и, в конечном итоге, оборачивается значительным ущербом для народного хозяйства. Опыт работы школы № 56 Советского района г. Челябинска позволяет нам утверждать, что в школе имеются большие возможности предотвратить подобное явление и успешно решить проблему подготовки учащихся к труду.
Уже в начальных классах предусмотрено знакомство учащихся с такими темами, которые раскрывают перед ними величие труда, знакомят с популярными профессиями, с экономикой города, например, «Всякая вещь трудом создана», «Кто работает вокруг нас». У учащихся 5–7 классов формируется представление о мировой системе социализма, они изучают решения XXV съезда КПСС о развитии экономики, посещают промышленные предприятия своего района. Школьникам прививаются навыки экономической деятельности, культуры умственного труда, у них формируется убеждение в том, что беречь народное достояние – долг и обязанность каждого, в старших классах учащиеся знакомятся с экономическими задачами пятилетки, возрастающей ролью рабочего класса в коммунистическом строительстве.
Работа школ тесно связана с шефствующим предприятием – автоматно-механическим заводом (АМЗ). Уже в 4–6 классах изучается тема «Наши шефы в текущей пятилетке». Школой ведется пропаганда рабочих профессий базового предприятия, проводятся классные часы и комсомольские собрания с участием передовиков производства, оформлен стенд «Ведущие профессии АМЗ», где дается не только перечень профессий, но и раскрывается содержание труда по каждой специальности, описывается опыт работы ударников коммунистического труда. Между классами организовано соревнование под девизом «Учимся у рабочего класса, равняемся на рабочий класс».
На протяжении всех лет обучения воспитывается любовь и привычка к труду. Если учащиеся 1–3 классов учатся самообслуживанию, то старшеклассники участвуют в общественно полезном (производительном труде в лагере труда и отдыха. В ремонтно-строительных работах в школе и на заводе. В экспериментальном порядке учащимся 9–10 классов читается курс «Основы экономики промышленного производства», даются практические задания, формирующие элементарные навыки экономическая деятельности – расчетливости, бережливости, экономности. В школе ведется соревнование на звание «Кабинет образцового порядка», проводятся классные часы «Бережливость – черта коммунистическая», «Цена рабочей минуты», «Сколько стоит труд», «Экономика пятилетка, молодежь», организуются тематические экскурсии «Как работает цех нормы труда», «Хозрасчет на предприятии», «Учимся экономике». Учащиеся 9–10 классов обучаются в УПК.
Результатом глубокой в всесторонней работы школы по подготовке учащихся к труду является тот факт, что 50 % выпускники заняты в сфере промышленного производства, из них 68,7 % – на шефствующем предприятии. Успехи школы, несомненно, обязаны тому, что к вопросу профориентации в школе подходят комплексно, организуя воспитательную работу на всех ступенях обучения. Другим условием успешной работы по профориентации учащихся мы считаем тесное содружество школы, УПК и шефствующего предприятия при ведущей и организующей роли школы. Ни УПК, ни школа самостоятельно не в силах решить проблему подготовки рабочих кадров. Лишь объединяя усилия заинтересованных организаций, можно добиться решения данной проблемы и обеспечить подготовку достойной смены рабочего класса.
Сб. Политехническое образование и всестороннее развитие личности учащихся: материалы семинара. – М.: АПН СССР, 1981.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69