logo
Сборник статей

Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания

Школа является ведущим учреждением, обеспечивающим ком­муни­сти­че­ское воспитание и всестороннее развитие подрастающего поколения. Отсюда и наглядная агитация – идейная сердцевина художественного оформления школы – призвана выполнить веду­щую роль в агитационно-изобразительных воздействиях, с которы­ми сталкиваются дети.

В системе средств экономического воспитания подрастающего поколения наглядная агитация занимает важное место. После XXVII съезда партии роль наглядной агитации в коммунистическом воспитании подрастающего поколения значительно возросла. Она обогатилась по содержанию и формам, стала более злободневной, конкретной, оперативной и действенной.

Материалы печати, а также специальные наблюдения учебно-воспитательного процесса показывают, что важнейшим фактором, стимулирующим учителя на использование агитационно-изобрази­тельного искусства по экономическому воспитанию школьников является общественно-экономи­че­ская жизнь страны, экономическая деятельность КПСС и Советского правительства, с которыми тесно связана вся жизнь школы. Из анализа содержания наглядной аги­тации видно, что она с достаточной полнотой может иллюстриро­вать, разъяснять, дополнять важнейшие стороны содержания эко­номического воспитания, осуществляемого школой в соответствии с установками Министерства просвещения СССР. Наглядная аги­тация как средство экономического воспитания учащихся может эф­фективно использоваться:

– в процессе преподавания основ наук и факультативных курсов;

– в процессе трудового обучения на занятиях в 1–3 классах, в учебных мастерских на занятиях в 4–8 классах, в УПК на заняти­ях в 9–10 кл.;

– во внеклассной и внешкольной работе со школьниками;

– в процессе подготовки учащихся к работе в ученических произ­водственных бригадах, строительных отрядах, школьных лесниче­ств, в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

– в процессе общественно полезного производительного труда;

– при совместной работе школы и семьи в подготовке детей к жиз­ни, труду.

Изучение опыта школ показывает, что в воспитательном процес­се используются разнообразные источники массовой информации. При этом ни один из этих источников не выступает самостоятельным, изолированным средством, а сопутствует учебно-воспитательному процессу в качестве его компонента, решающего основную педаго­гическую задачу.

Наглядное оформление в школе по экономическому воспитанию должно:

– помочь ученикам быстрее и глубже познать такие важные экономические понятия, как режим экономии, производительность тру­да, себестоимость, качество продукции, хозрасчет, норма выработки и другие;

– подсказывать учителям, пионерской и комсомольской организациям, ученическому самоуправлению в пропаганде и внедрении в повсе­дневную жизнь каждого школьника режима дня, как средст­ва бережного отношения к своему времени и времени окружаю­щих.

– способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективного хозяина, развивать черты бережливости, экономного, рачительного отношения к социалистической собственности, стремление прини­мать участие в увеличении народного достояния;

– содействовать воспитанию у школьников качеств рачительного хозяйского отношения к результатам труда, сохранению и приумно­жению общественного богатства, умению правильно сочетать личные интересы с интересами коллектива, государства;

– прививать детям любовь к труду в сфере материального произ­водства, интереса к рабочим и сельскохозяйственным профессиям.

Через стенды, планшеты, диаграммы, таблицы, схемы, различ­ного рода наглядный материал можно дать каждому школьнику представление:

– об экономической стратегии и политике КПСС;

– о внешнеэкономической деятельности партии и Советского пра­вительства;

– об экономической деятельности партийных и советских орга­нов в области (крае), городе, районе по претворению решений съездов партии и Пленумов ЦК КПСС по вопросам экономического развития народного хозяйства;

– о практической деятельности промышленных (сельскохозяйст­венных) предприятий района по выполнению годового и пятилет­него планов;

– об экономическом вкладе школьников в выполнение пятилетнего плана через общественно полезный производительный труд в школьных мастерских, УПК, ПТО, ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, на заводе, в совхозе (колхозе), в микрорайоне, в процессе сбора металлолома и макулатуры;

– о внедрении в школе и семье режима экономии, основ научной организации труда школьников.

Использование наглядной агитации значительно обогащает ме­тодику организации экономической воспитательной работы с уча­щимися, делает ее более содержательной, увлекательной, интерес­ной.

Вопросы экономического образования и воспитания:

тез. докл. VIII межвуз. семи­нара. – Челя­бинск, 1986.