Экономическое воспитание учащихся
Экономическое образование, подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся», является важнейшим направлением воспитания и подготовки работников к труду, выступает в качестве важного условия роста инициативы и активности трудящихся в управлении производством, осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хозяйства.
Сущность проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в плане экономического воспитания, необходимо рассматривать в комплексе – с педагогической, психологической и экономической сторон.
С точки зрения педагогики – это формирование качеств личности, проявляющихся в желании и умении быть максимально полезным обществу, в творческом дерзании, личной инициативе, организованности и ответственности перед коллективом за свои действия и поведение.
С точки зрения психологии – это формирование способности к высоко сознательным, волевым усилиям для достижения цели, которые особенно проявляются тогда, когда деятельность не увлекает личность ни своим содержанием, ни способом исполнения, а является общественно необходимой.
И, наконец, с точки зрения экономики – это формирование качеств личности, проявляющихся в трудолюбии, бережливости, стремлении сделать больше с наименьшими затратами.
Тем не менее до сих пор ни в педагогической науке, ни в практической деятельности школ не выработан системный подход к формированию социально значимых экономических качеств личности школьника, состоящих из тех свойств и отношений, которые определяют поведение и общественные поступки личности – сознательного, экономически грамотного и ответственного деятеля социального прогресса, поэтому в современных условиях особо важную роль призван играть системный подход к организации экономического воспитания, который предполагает комплексный, перспективный характер осуществляемых с этой целью мероприятий. Руководствуясь таким подходом, можно и должно создать научно обоснованную, применительную к данным конкретным условиям систему повседневной и вдумчивой работы в общеобразовательных школах по экономическому воспитанию. Это, на наш взгляд, одна из основных и первоочередных проблем, стоящих перед школой.
Экономическое воспитание – постоянный процесс, но основы его закладываются в детском возрасте в семье и школе. В школе оно представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие учителей (воспитателей) на сознание и поведение учащихся, на их мировоззрение, поступки, привычки, рассчитанное на экономическое образование учащихся в совокупности с формированием таких нравственных качеств личности, как экономность, бережливость, расчетливость, деловитость, трудовая активность, прилежание, исполнительность, ответственность.
Содержание экономического воспитания в общеобразовательной школе, на наш взгляд, имеет своеобразную структуру:
а) экономическое образование как основная теоретическая база и составная часть единой системы экономического воспитания;
б) определение содержания основных этапов в организации внеклассной работы школы по экономическому воспитанию;
в) рациональное использование государственных средств, отпускаемых на народное образование, как важнейшее условие для формирования экономических качеств личности советского школьника.
Экономическое образование в школе – составная часть всего учебно-воспитательного процесса, оно осуществляется в двух основных направлениях: первое – организация работы по экономическому образованию на уроке; второе – изучение основ экономики социалистического производства и научной организации труда в процессе ознакомления с работой предприятий, общественно полезного и производительного труда учащихся.
Опыт некоторых школ и отдельных учителей говорит о том, что у нас созданы все предпосылки для системного подхода к экономическому образованию в процессе обучения. Создание стройной системы – предмет специального исследования, но первые попытки свидетельствуют о том, что мы находимся на правильном пути. Лучшие педагоги области, отбирая из большого арсенала экономических сведений главное, строят свою работу по экономическому образованию в трех направлениях:
сравнительный анализ политической экономии социализма и капитализма;
изучение экономики социалистического производства;
последовательное знакомство с конкретной экономикой предприятия, учреждения, школы, семьи и т.д. на основе ранее полученных учащимися знаний, умений, навыков и жизненных наблюдений.
Но здесь перед учителем стоит целый ряд различных проблем и прежде всего – формирование экономических знаний и понятий у школьника, выбор методов и приемов сообщения учащимся на основе личного опыта и материала из окружающей среды. Использование наглядности, широкое привлечение к экономическим расчетам, постановка познавательных задач, практические работы – все эти методы берет на вооружение учитель, серьезно озабоченный экономическим воспитанием школьника.
Экономические знания могут остаться неиспользованными, если у учащихся не пробудить интерес и не вызвать потребность в их применении, если не включить школьника в организованную деятельность, дающую возможность на деле употребить знания, умения и навыки.
Иными словами, продолжением экономического образования учащихся должны стать система внеклассной работы в школе по изучению основ экономики производства, а также общественно полезный и производительный труд учащихся.
Существуют самые различные формы и методы внеклассной и внешкольной работы по экономическому воспитанию. Развитию экономических знаний, навыков экономического анализа, необходимых для работников народного хозяйства, способствует ознакомление школьников с хозяйственной деятельностью местных предприятий, непосредственное участие в общественно полезном и производительном труде, беседы, лекции, диспуты, работа кружков и факультативов.
Организация всей этой работы предусматривает прежде всего стройную систему и закономерность с учетом возрастных особенностей учащихся. Здесь перед школой стоят такие проблемы:
четкое планирование, решение организационных вопросов, связанных с материальной базой и объектами для практической деятельности учащихся, экономическая пропаганда;
практическое знакомство с экономикой предприятий, встречи, беседы, классные часы, активное участие в общественно полезном и, частично, производительном труде учащихся 4–7 классов;
организация производительного труда старшеклассников, практическое знакомство их с экономикой промышленного или сельскохозяйственного предприятия, стройки.
Одной из важнейших задач дальнейшего совершенствования народного образования в нашей стране является создание благоприятных материально-технических условий для перехода к среднему всеобучу. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности использования, постоянного расширения и сохранения основных фондов, изыскания определенных резервов экономии бюджетных ассигнований в системе народного образования. Для этого необходимо: во-первых, воспитывать стремление школьных коллективов к рациональному использованию государственных средств; во-вторых, постоянно вести воспитательную работу, направленную на сохранность, умение написать больше пособий, учебников и т.п.; в-третьих, воспитывать у учащихся рачительность, умение сделать больше с наименьшими затратами, бережливость.
Отсюда – необходимость в определении сущности режима экономии в школах и путей его внедрения, в изыскании новых форм организации соревнования ученических коллективов в борьбе за режим экономии.
Совершенствование материально-технической базы школы на основе режима экономии продиктовано не только хозяйственными интересами это является важной составной частью экономического воспитания школьника.
В настоящее время органы народного образования и школы с помощью научных учреждений имеют возможность и должны серьезно подойти к анализу и изысканию резервов экономии государственных средств. Это ни в коем случае не означает «экономию на школе», а прежде всего является конкретным наглядным уроком в общей системе экономического воспитания. Сохранность школьного здания, мебели и оборудования, экономия ученических тетрадей и письменных принадлежностей, сохранность учебников, наконец, рациональное использование учителем 45 минут урока – все это далеко не полный перечень резервов экономии государственных средств. Воспитание у учащихся бережливости, аккуратности, экономности, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность социалистической собственности характерны для школы № 74 и школы-интерната № 4 г. Челябинска, 26-й школы г. Миасса, Коркинской школы № 2, школы № 44 г. Копейска, Травниковской средней школы Чебаркульского района и др. Эти школы готовят учебно-материальную базу к новому учебному году не в течение полутора-двух летних месяцев, а круглый год – ежедневно, ежеурочно. Здесь считают сохранность школы и учебного оборудования одним из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса. Разумеется, это не отказ от обычного ремонта, а стремление постоянно сохранять в чистоте стены и в целости оборудование, мебель, пособия.
Важная роль в этом деле отводится ученическому пионерско-комсомольскому самоуправлению. Кроме того, положительных результатов можно добиться только при образцовом общем порядке в школе, четкости и отличной дисциплине учащихся.
Режим экономии, как один из важнейших воспитательных факторов, включает в себя:
участие школьников в ремонте школьного здания, формирование для этой цели строительных отрядов, организацию социалистического соревнования между ними, строгое определение объема выполненных работ, воспитание экономии и бережливости в процессе ремонтных работ (во времени, в расходовании материалов, по сбережению инструмента и т.д.);
сохранность в течение учебного года здания и мебели, определение количества сэкономленных за счет этого средств;
разнообразие форм производительного и общественно полезного труда учащихся: изготовление и ремонт мебели, учебного оборудования, наглядных пособий и приборов для своей школы в мастерских, изготовление продукции для шефов, подшефного детского сада, для соседней школы и т.п., сбор вторсырья, макулатуры, металлолома;
поощрение и пропаганда эффективного труда учащихся, воспитание заинтересованности в создании материальных ценностей и бережливом отношении к ним;
участие в распределении и расходовании средств, заработанных и сэкономленных учащимися в процессе производительного труда;
экономия электроэнергии и воды, сохранность учебников, экономное расходование тетрадей, бережное отношение к личным вещам, самообслуживание в школе и дома.
Проблема режима экономии при всей ее значимости и важности сама по себе является довольно узкой и зависящей от многих моментов в организации и осуществлении учебно-воспитательной работы. Здесь перед педагогическими коллективами стоит ряд существенных вопросов. Это и экономическое образование учителя, связь экономического воспитания с трудовым, и профориентация, руководство экономическим воспитанием в семье, и формирование трудовой активности учащихся и т.д., то есть весь комплекс проблем, от решения которых зависит формирование личности, идейно убежденного, бережливого и рачительного гражданина социалистического общества.
XXVI съезд КПСС и проблемы развития советской социологии: VI уральские социолог. чтения: Тез. докл. и выст. – Челябинск, 1986.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69