logo
Сборник статей

Экономическое воспитание учащихся

Экономическое образование, подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «Об улучшении эконо­мического образования трудящих­ся», является важнейшим на­правлением воспитания и подго­товки работников к труду, высту­пает в качестве важного условия роста инициативы и активности трудящихся в управлении произ­водством, осуществлении наме­ченной XXIV съездом КПСС про­граммы развития народного хозяйства.

Сущность проблем, стоящих пе­ред общеобразовательной школой в плане экономического воспита­ния, необходимо рассматривать в комплексе – с педагогической, пси­хологической и экономической сторон.

С точки зрения педагогики – это формирование качеств личности, проявляющихся в желании и уме­нии быть максимально полезным обществу, в творческом дерзании, личной инициативе, организован­ности и ответственности перед коллективом за свои действия и поведение.

С точки зрения психологии – это формирование способности к высоко сознательным, волевым уси­лиям для достижения цели, кото­рые особенно проявляются тогда, когда деятельность не увлекает личность ни своим содержанием, ни способом исполнения, а явля­ется общественно необходимой.

И, наконец, с точки зрения эко­номики – это формирование ка­честв личности, проявляющихся в трудолюбии, бережливости, стрем­лении сделать больше с наимень­шими затратами.

Тем не менее до сих пор ни в педагогической науке, ни в практической деятельности школ не выработан системный подход к формированию социально значи­мых экономических качеств лич­ности школьника, состоящих из тех свойств и отношений, которые определяют поведение и общест­венные поступки личности – соз­нательного, экономически грамот­ного и ответственного деятеля со­циального прогресса, поэтому в современных услови­ях особо важную роль призван иг­рать системный подход к органи­зации экономического воспитания, который предполагает комплекс­ный, перспективный характер осу­ществляемых с этой целью меро­приятий. Руководствуясь таким подходом, можно и должно создать научно обоснованную, применительную к данным конкретным условиям систему повседневной и вдумчивой работы в общеобразова­тельных школах по экономическо­му воспитанию. Это, на наш взгляд, одна из основных и перво­очередных проблем, стоящих пе­ред школой.

Экономическое воспитание – постоянный процесс, но основы его закладываются в детском воз­расте в семье и школе. В школе оно представляет собой целена­правленное и систематическое воздействие учителей (воспитате­лей) на сознание и поведение уча­щихся, на их мировоззрение, по­ступки, привычки, рассчитанное на экономическое образование уча­щихся в совокупности с форми­рованием таких нравственных ка­честв личности, как экономность, бережливость, расчетливость, де­ловитость, трудовая активность, прилежание, исполнительность, от­ветственность.

Содержание экономического вос­питания в общеобразовательной школе, на наш взгляд, имеет свое­образную структуру:

а) экономическое образование как основная теоретическая база и составная часть единой системы экономического воспитания;

б) определение содержания основных этапов в организации внеклассной работы школы по экономическому воспитанию;

в) рациональное использование государственных средств, отпускаемых на народное образование, как важнейшее условие для формирования экономических качеств личности советского школьника.

Экономическое образование в школе – составная часть всего учебно-воспитательного процесса, оно осуществляется в двух основ­ных направлениях: первое – орга­низация работы по экономическо­му образованию на уроке; вто­рое – изучение основ экономики социалистического производства и научной организации труда в про­цессе ознакомления с работой предприятий, общественно полез­ного и производительного труда учащихся.

Опыт некоторых школ и отдель­ных учителей говорит о том, что у нас созданы все предпосылки для системного подхода к экономиче­скому образованию в процессе обучения. Создание стройной си­стемы – предмет специального ис­следования, но первые попытки свидетельствуют о том, что мы на­ходимся на правильном пути. Луч­шие педагоги области, отбирая из большого арсенала экономических сведений главное, строят свою работу по экономическому образо­ванию в трех направлениях:

  1. сравнительный анализ поли­тической экономии социализма и капитализма;

  2. изучение экономики социали­стического производства;

  3. последовательное знакомство с конкретной экономикой предприятия, учреждения, школы, семьи и т.д. на основе ранее полученных учащимися знаний, уме­ний, навыков и жизненных наблюдений.

Но здесь перед учителем стоит целый ряд различных проблем и прежде всего – формирование эко­номических знаний и понятий у школьника, выбор методов и прие­мов сообщения учащимся на основе личного опыта и ма­териала из окружающей среды. Использо­вание наглядности, широкое при­влечение к экономиче­ским расчетам, постановка позна­вательных задач, практические ра­боты – все эти методы берет на вооружение учитель, серьезно озабоченный экономическим воспита­нием школьника.

Экономические знания могут ос­таться неиспользованными, если у учащихся не пробудить интерес и не вызвать потребность в их применении, если не включить школь­ника в организованную деятель­ность, дающую возможность на деле употребить знания, умения и навыки.

Иными словами, продолжением экономического образования учащихся должны стать система вне­классной работы в школе по изу­чению основ экономики производ­ства, а также общественно полез­ный и производительный труд уча­щихся.

Существуют самые различные формы и методы внеклассной и внешкольной работы по экономи­ческому воспитанию. Развитию экономических знаний, навыков эко­номического анализа, необходи­мых для работников народного хо­зяйства, способствует ознакомле­ние школьников с хозяйственной деятельностью местных предприя­тий, непосредственное участие в общественно полезном и произво­дительном труде, беседы, лекции, диспуты, работа кружков и фа­культативов.

Организация всей этой работы предусматривает прежде всего стройную систему и закономер­ность с учетом возрастных особен­ностей учащихся. Здесь перед школой стоят такие проблемы:

Одной из важнейших задач даль­нейшего совершенствования народного образования в нашей стране является создание благоприятных материально-технических условий для перехода к среднему всеобу­чу. В связи с этим возникает про­блема повышения эффективности использования, постоянного рас­ширения и сохранения основных фондов, изыскания определенных резервов экономии бюджетных ас­сигнований в системе народного образования. Для этого необходи­мо: во-первых, воспитывать стрем­ление школьных коллективов к ра­циональному использованию госу­дарственных средств; во-вторых, постоянно вести воспитательную работу, направленную на сохран­ность, умение написать больше пособий, учебников и т.п.; в-третьих, воспитывать у учащихся рачитель­ность, умение сделать больше с наименьшими затратами, бережли­вость.

Отсюда – необходимость в опре­делении сущности режима эконо­мии в школах и путей его внедре­ния, в изыскании новых форм ор­ганизации соревнования учениче­ских коллективов в борьбе за ре­жим экономии.

Совершенствование материаль­но-технической базы школы на ос­нове режима экономии продикто­вано не только хозяйственными интересами это является важной составной частью экономического воспитания школьника.

В настоящее время органы на­родного образования и школы с помощью научных учреждений имеют возможность и должны серьезно подойти к анализу и изысканию резервов экономии го­сударственных средств. Это ни в коем случае не означает «эконо­мию на школе», а прежде всего является конкретным наглядным уроком в общей системе экономического воспитания. Сохранность школьного здания, мебели и оборудования, экономия ученических тетрадей и письмен­ных принадлежностей, сохран­ность учебников, наконец, рацио­нальное использование учителем 45 минут урока – все это далеко не полный перечень резервов эконо­мии государственных средств. Воспитание у учащихся береж­ливости, аккуратности, экономно­сти, привлечение широкой массы учащихся к борьбе за сохранность социалистической собственности характерны для школы № 74 и школы-интерната № 4 г. Челябин­ска, 26-й школы г. Миасса, Коркинской школы № 2, школы № 44 г. Копейска, Травниковской сред­ней школы Чебаркульского района и др. Эти школы готовят учебно-материальную базу к новому учеб­ному году не в течение полутора-двух летних месяцев, а круглый год – ежедневно, ежеурочно. Здесь считают сохранность школы и учебного оборудования одним из показателей эффективности учеб­но-воспитательного процесса. Разумеется, это не отказ от обычного ремонта, а стремление постоянно сохранять в чистоте стены и в це­лости оборудование, мебель, посо­бия.

Важная роль в этом деле отво­дится ученическому пионерско-комсомольскому самоуправлению. Кроме того, положительных результатов можно добиться только при образцовом общем порядке в школе, четкости и отличной дис­циплине учащихся.

Режим экономии, как один из важнейших воспитательных факто­ров, включает в себя:

Проблема режима экономии при всей ее значимости и важно­сти сама по себе является доволь­но узкой и зависящей от многих моментов в организации и осу­ществлении учебно-воспитатель­ной работы. Здесь перед педагоги­ческими коллективами стоит ряд существенных вопросов. Это и эко­номическое образование учителя, связь экономического воспитания с трудовым, и профориентация, ру­ководство экономическим воспита­нием в семье, и формирование тру­довой активности учащихся и т.д., то есть весь комплекс про­блем, от решения которых зависит формирование личности, идейно убежденного, бережливого и рачи­тельного гражданина социалисти­ческого общества.

XXVI съезд КПСС и про­бле­мы раз­ви­тия совет­ской социо­ло­гии: VI ураль­ские со­ци­олог. чтения: Тез. докл. и вы­ст. – Че­­ля­бинск, 1986.