logo
Сборник статей

Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи

Переход к рыночной экономике требует кардинальных перемен в системе непрерывного экономического образования и воспитания под­растающего поколения. Предстоящие перемены в экономическом обра­зовании, очевидно, должны быть сопряжены, прежде всего, с реализаци­ей мер по оздоровлению экономики и ее радикальному обновлению.

Материалы многолетнего исследования по проблеме экономического образования и воспитания в различных учреждениях народного образования Челябинской области, в школах страны убеждают нас в том, что за последние годы проведена значительная работа по углуб­лению и совершенствованию экономической подготовки своих учеников. Мно­гие общеобразовательные школы добиваются значительных результатов в экономическом образовании и воспитании учащихся, формировании у них навыков экономного и бережного отношения к собственности, вооружении их экономическими знаниями, умениями, навыками. Но расточительность, неумение правильно рассчитывать экономический эффект, выделять главные звенья хозяйственной деятельности, эффективно организовать производство, непонимание многими новой эконо­мической реформы и другие подобные недостатки в значительной сте­пени определяются слабой экономической грамотностью.

Так, значительная часть школьников вообще не знакомы с такими категориями, как планирование, хозрасчет, себестоимость, качество продукции, производительность труда, многие не могут объяснить, что означают режим экономики, трудовая дисциплина, 80 % учеников 7–8 классов не в состоянии дать определение таким качествам, как деловитость, ответственность, дисциплинированность, организо­ванность. В процессе исследования было установлено также, что лишь незначительная часть учащихся 9–10 классов считают бережливость, экономность, экономическую расчетливость, деловитость необходимыми качествами личности человека.

Для того чтобы в дальнейшем будущие рабочие, фермеры, инже­неры, предприниматели, экономисты еще на школьной скамье получили представление об экономике как о непрерывно развивающейся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, представляется целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, экономическим содержанием по принципу от простого к сложному для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основа­ми экономической теории.

Систему непрерывного экономического образования и воспитания нужно строить в виде пирамиды, где на первом уровне – экономичес­кие навыки, умения и знания о человеке как экономическом субъекте (производителе, потребителе, хозяине и пр.) и семье как экономи­ческой ячейке общества. Второй уровень предполагает введение но­вой «зоны» экономической деятельности и знаний школы, предприятия, региона. Третий уровень включает изучение экономики отдельных от­раслей и крупных административно-территориальных образований. Чет­вертый уровень – это вооружение учеников знаниями, раскрывающими глубинные причинно-следственные связи в экономике России и за ру­бежом. Пятый уровень – профессиональная экономическая подготовка выпускников общеобразовательной шкалы по одной из экономических специальностей.

В процессе обучения основам наук имеется больше возможности для решения экономических, практических, творческих, стоящих перед современной средней школой в области экономической и трудовой подготовки выпускников. Эффективность систематической и целенаправленной работы школы во многом зависит от рационального применения различных и тесно связанных между собой форм и методов экономического воспитания как в процессе преподавания основ наук, трудового и профессионального обучения, так и во внеклассных мероприятиях, четко налаженного контроля, учета достигнутых результатов по экономическому образованию и воспитанию учащихся. От того, какими путями и с помощью каких методов идет и будет идти шкода в экономическом воспитании учащихся зависят, в конечном счете, текущие экономические реформы в нашей стране.

Сегодня задача заключается в том, чтобы уже в раннем возрас­те заложить в будущем гражданине основные черты хозяина предприя­тия и страны, основы экономического мышления и экономической пси­хологии, потребность и умение рачительно, честно и творчески тру­диться.

Экономическая подготовка учащихся, формирование и развитие у них чувства хозяина – не разовый, а постоянный процесс. Он начина­ется в семье, дошкольных учреждениях, школе, а затем продолжается в высших учебных заведениях, трудовых коллективах, идет всегда и везде.

Речь идет о формировании новой системы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи, основополагающими принципами которой должны стать преемственность всех ее звеньев, а также учет региональных и отраслевых условий, национальных особеннос­тей, культурно-исторических традиций, потребностей личности и об­щества. Предлагаемая концепция непрерывности экономической подго­товки учащейся молодежи требует развертывания многообразия видов формального и неформального экономического образования и воспита­ния.

Но центром экономического образования и воспитания подрастающего поколения является школа, которая посредством учебно-воспи­тательного процесса, общественно полезного, производительного труда воздействует на все стороны личности с целью подготовки ее к экономической и трудовой деятельности, к жизни.

Работа многих школ области показала, что экономическая подготовка в общеобразовательной школе может эффективно осуществляться следующими главными пунктами:

а) в процессе изучения основ наук и факультативных занятий;

б) в системе трудового и профессионального обучения с I по II класс;

в) в процессе общественно полезного, производительного труда учащихся, на учебных занятиях в 1–4 классах, в учебных мастерских для 5–9 классов, в ЛШ для 10–11 классов, на базе строительных отрядов, в ученических бригадах, в школьных лесничествах, на заводе, в совхозах, колхозах, на фермах, в микрорайоне;

г) в процессе внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

д) в процессе совместной работы школы, семьи и общественности. Систематическую работу по экономическому воспитанию целесообразно проводить в учебно-воспитательном процессе на основе групповых форм работы с учащимися как конкретную систему организации целенаправленной экономической деятель­ности в ее диалектическом единстве.

Уровень экономической подготовки школьников в процессе преподавания основ наук и факультативных курсов повышается при усло­вии рационального использования экономического потенциала прог­раммного материала, реализуемого в процессе изучения той или иной темы школьного предмета.

Формирование у учащихся экономических понятий, категорий, изучение законов на межпредметной основе в процессе преподавания основ наук, проведение в 1–4 классах «Экономических игр», в 5 классах «Бесед об экономике». Чтение специальных курсов в 6–9 клас­сах «Основы экономических знаний», в 9–10 классах «Основы теории и практики менеджмента» обеспечивает более глубокое и прочное ус­воение учениками учебного материала самих предметов, раскрытие сущности явления, активизирует экономическое мышление школьников, развивает интерес к проблемам экономики, способствует формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения.

Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь, однако внеклас­сная работа имеет свою специфику, свои задачи. Содержание и формы внеклассной работы определяется интересами и запросами самих уча­щихся и во многом зависят от характера работы школы по совершенст­вованию экономического образования и воспитания в целом.

Многие экономические положения и категории приобретает подлинно реальный смысл и конкретное практическое значение, прежде всего, в процессе трудового обучения и профессиональной ориентаций учащихся. При этом наибольший эффект достигается там, где экономи­ческое образование и воспитание сочетается с общественно полезным, производительным трудом, направленным на производство определен­ных потребительских стоимостей. Школьники на практике, включаясь в реальные производственно-экономические отношения, получают жиз­ненные представления о собственности, трудовой и производственной дисциплине, аренде, налоге, фондовой бирже, балансе, бартерной сделке, прибыли, розничной цене, выручке, рентабельности и новых экономических методах хозяйствования в трудовых объединениях школь­ников. Это расширяет и углубляет их экономические знания, способст­вует, формированию экономического мышления.

Организация экономического образования и воспитания в процес­се трудового обучения и профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда создает учащимся полную возмож­ность мыслить экономическими категориями и применять их на практи­ке, участвовать самим в организации труда, осуществлять экономичес­кий анализ производственной деятельности, вести борьбу за повыше­ние эффективности производства, качество выпускаемой продукции.

Эффективность экономического образования и воспитания в про­цессе трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся достигается при обеспечении формирования личности при соблюдении единства и взаимосвязи основных источников экономического и трудового влияния, постепенного усложнения экономического содержания труда в меру развития учащихся каждого возраста, использования в целях воспитания наиболее рациональных форм организации трудовой деятельности учеников, обеспечения динамичности, экономической целесообразности всего процесса трудовой подготовки и профессио­нальной ориентации учащихся в целом. Профессиональная ориентация учащихся будет более эффективной, если в процессе преподавания основ наук, внеклассной работы, трудового и профессионального обуче­ния, общественно полезного, производительного труда, семейного вос­питания будет показано школьникам, что независимо от профессии, которую они выберут, им обязательно потребуются экономические зна­ния в любой сфере деятельности, что экономические знания носят уни­версальный характер и что поэтому надо овладеть ими со школьной скамьи.

Эффективное использование наглядной агитации в школьных учеб­ных кабинетах, рекреациях значительно обогащает методику органи­зации экономического образования и воспитания учащихся, делает его более содержательным, увлекательным, интересным и результативным, поэтому необходимо на уроках шире использовать наглядность эконо­мического характера, познавательные задачи, практические работы (составление схем, диаграмм, экономических карт), привлечь учащих­ся к экономическим расчетам. Наглядное оформление в школе по эконо­мическому образованию и воспитанию (стенды, планшеты в учебных ка­бинетах, рекреациях, специальные отделы по вопросам экономики в школьных музеях, учебные пособия, таблицы, диаграммы, графики) должны отражать экономику не только родного края или шефствующего предприятия, но и заключать в себе оперативную информацию для учащихся в борьбе за режим экономики.

Эффективность экономического воспитания учащихся повышается, если школа вооружает родителей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи самые разнообразные. Это и советы родителям, как педагогически грамотно знакомить детей с семейным бюджетом. Как показывать им цену трудовой копейки, как научить ребят плани­ровать свои потребности и расходы, и рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к личному и домашнему имуществу, к собст­венности, как обучить детей умениям и навыкам рациональной органи­зации домашнего труда, хозяйскому отношению к природным богатствам.

Эффективность совместных усилий школы и семьи, направленных на решение задач экономического образования и воспитания учащихся, неизмеримо повысится при условии, если родители будут участвовать в тех или иных формах работы. Однако улучшение экономического вос­питания в семье, с одной стороны, требует совершенствования эконо­мической подготовки самих родителей, требует совершенствования экономической подготовки самих родителей, с другой – укрепление связи школы, семьи и производственных коллективов.

Успех в придании экономической направленности образованию и воспитанию может быть достигнут при условии, если учителя, руково­дители школ сами будут неуклонно повышать уровень своих экономи­ческих знаний, иметь четкое представление о внедрении новой систе­мы экономического стимулирования и управления производством, хоро­шо знать опыт работы окружающих школу промышленных, сельскохозяйст­венных, малых, кооперативных предприятий. Поэтому, как нам представ­ляется, в каждом школьном коллективе следует разработать и проводить в жизнь конкретную программу по ознакомлению учителей, учащих­ся с достижениями науки, передовой практики, технологии производст­ва, опытом внедрения мероприятий экономической реформы. А это тре­бует широкого развертывания методической работы. Нам видится, что в школьных, районных, городских методических объединениях по всем предметам и специальным экономическим дисциплинам систематически должны обсуждаться вопросы соединения обучения с экономическим об­разованием и воспитанием.

Для совершенствования экономической подготовки учащейся молодежи необходимо, прежде всего, улучшить подготовку будущего учителя к этой работе. Студентов необходимо приобщать к изучению экономи­ки и к осуществлению экономической подготовки подрастающего поколения с первого курса. Экономическое образование и воспитание долж­но быть объектом внимания всех преподавателей, кафедр и факультетов.

Экономическая подготовка в вузе определяется составом изучае­мых дисциплин. Можно выделить ряд направлений этой важной работы: экономическое образование и воспитание в процессе изучения социально-экономических дисциплин (чтение курсов «Экономичес­кая теория» и «Хозяйственная практика», «Экономика народного обра­зования», «Методика экономического образования и воспитания школь­ников», «Основы НОТ студента», «Экология и охрана природы», чтение преподавателями лекций, проведение семинаров и консультаций в об­щеобразовательных школах по экономическому образованию и воспитанию учащихся); профессиональная подготовка студентов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (прохождение непрерывной педагогической практики и учебно-воспитательной практики студента­ми всех факультетов с целью осуществления экономического образова­ния и воспитания учащихся, ведение студентами кружков и факульта­тивов по экономическим проблемам в школах, чтение студентами лек­ций по экономическому образованию и воспитанию в школьной аудитории, выполнение курсовых и дипломных работ по экономическому образованию и воспитанию школьников), в ходе изучения специальных дисциплин (биологии, географии, химии, физики, математики, истории, литерату­ры и т.д.), внеаудиторная трудовая экономическая деятельность студентов. И наконец, это и открытие новых кафедр и факультетов, на которых можно было бы подготовить будущего учителя для осуществления экономической подготовки учащейся молодежи в общеобразователь­ных школах, ЛГУ и средних специальных учебных заведениях.

Организация экономического образования и воспитания школьни­ков требует четких и целенаправленных действий каждого участника этого процесса. Опыт подсказывает, что этого можно достичь благодаря созданию специального центра в лице сектора в школьном совете, который объединит и скоординирует деятельность всех участников процесса экономической подготовки учащейся молодежи. Таким центром мог бы стать координационный сектор по трудовому, экономическому обра­зованию и воспитанию учащихся и профориентационной работе. В его задачи следовало бы включить: определение основных направлений экономической под­готовки, совместную работу школы, семьи и общественности, производственных коллективов, обозначение содержания форм и методов деятельности каждого звена.

Для осуществления экономической подготовки учащейся молодежи необходимо разработать и издать методические рекомендации и посо­бия по всем направлениям работы, которые должны быть написаны живо, увлекательно и вместе с тем достаточно хорошо отражать уровень современной экономической науки в условиях реформы всего народного хо­зяйства. Для лучшего усвоения материала в учебных рекомендациях и пособиях следует включать упражнения, задачи, творческие задания, деловые игры, вопросы по экономической тематике для развития творческой инициативы, смекалки, организаторских способностей учащихся.

Исключительно важно было бы создать в различных регионах страны школы с экономическим уклоном. Подобного типа школы с математи­ческим, биологическим, химическим уклоном уже давно существуют и дают неплохие результаты. Школы с экономическим уклоном послужили бы экспериментальной базой для лучшей отработки системы экономичес­кой подготовки подрастающего поколения к жизни, труду, высоко­эффективной экономической деятельности в народном хозяйстве нашей страны.

Целесообразно расширить издание научно-популярной, учебной, справочной и методической литературы по экономическому образованию и воспитанию учащихся для руководителей школ, органов народного об­разования, учителей, родителей, учащихся. Следовало бы ввести пос­тоянную рубрику «Экономика в школе» в журналах и газетах, издаваемых для школьников, учителей, родителей. Эта рубрика может сыграть организаторскую, методическую, координационную роль в деле экономической подготовки подрастающего поколения.

Экономизация школьного образования должна вестись, на наш взгляд, столь же широко и энергично, как и его компьютеризация; решение этой задачи может стать важным вкладом школы в ускорение социально-экономического процесса и экономической реформы в целом.

Учащаяся молодежь и рынок. – 1994.