Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
Переход к рыночной экономике требует кардинальных перемен в системе непрерывного экономического образования и воспитания подрастающего поколения. Предстоящие перемены в экономическом образовании, очевидно, должны быть сопряжены, прежде всего, с реализацией мер по оздоровлению экономики и ее радикальному обновлению.
Материалы многолетнего исследования по проблеме экономического образования и воспитания в различных учреждениях народного образования Челябинской области, в школах страны убеждают нас в том, что за последние годы проведена значительная работа по углублению и совершенствованию экономической подготовки своих учеников. Многие общеобразовательные школы добиваются значительных результатов в экономическом образовании и воспитании учащихся, формировании у них навыков экономного и бережного отношения к собственности, вооружении их экономическими знаниями, умениями, навыками. Но расточительность, неумение правильно рассчитывать экономический эффект, выделять главные звенья хозяйственной деятельности, эффективно организовать производство, непонимание многими новой экономической реформы и другие подобные недостатки в значительной степени определяются слабой экономической грамотностью.
Так, значительная часть школьников вообще не знакомы с такими категориями, как планирование, хозрасчет, себестоимость, качество продукции, производительность труда, многие не могут объяснить, что означают режим экономики, трудовая дисциплина, 80 % учеников 7–8 классов не в состоянии дать определение таким качествам, как деловитость, ответственность, дисциплинированность, организованность. В процессе исследования было установлено также, что лишь незначительная часть учащихся 9–10 классов считают бережливость, экономность, экономическую расчетливость, деловитость необходимыми качествами личности человека.
Для того чтобы в дальнейшем будущие рабочие, фермеры, инженеры, предприниматели, экономисты еще на школьной скамье получили представление об экономике как о непрерывно развивающейся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, представляется целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, экономическим содержанием по принципу от простого к сложному для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории.
Систему непрерывного экономического образования и воспитания нужно строить в виде пирамиды, где на первом уровне – экономические навыки, умения и знания о человеке как экономическом субъекте (производителе, потребителе, хозяине и пр.) и семье как экономической ячейке общества. Второй уровень предполагает введение новой «зоны» экономической деятельности и знаний школы, предприятия, региона. Третий уровень включает изучение экономики отдельных отраслей и крупных административно-территориальных образований. Четвертый уровень – это вооружение учеников знаниями, раскрывающими глубинные причинно-следственные связи в экономике России и за рубежом. Пятый уровень – профессиональная экономическая подготовка выпускников общеобразовательной шкалы по одной из экономических специальностей.
В процессе обучения основам наук имеется больше возможности для решения экономических, практических, творческих, стоящих перед современной средней школой в области экономической и трудовой подготовки выпускников. Эффективность систематической и целенаправленной работы школы во многом зависит от рационального применения различных и тесно связанных между собой форм и методов экономического воспитания как в процессе преподавания основ наук, трудового и профессионального обучения, так и во внеклассных мероприятиях, четко налаженного контроля, учета достигнутых результатов по экономическому образованию и воспитанию учащихся. От того, какими путями и с помощью каких методов идет и будет идти шкода в экономическом воспитании учащихся зависят, в конечном счете, текущие экономические реформы в нашей стране.
Сегодня задача заключается в том, чтобы уже в раннем возрасте заложить в будущем гражданине основные черты хозяина предприятия и страны, основы экономического мышления и экономической психологии, потребность и умение рачительно, честно и творчески трудиться.
Экономическая подготовка учащихся, формирование и развитие у них чувства хозяина – не разовый, а постоянный процесс. Он начинается в семье, дошкольных учреждениях, школе, а затем продолжается в высших учебных заведениях, трудовых коллективах, идет всегда и везде.
Речь идет о формировании новой системы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи, основополагающими принципами которой должны стать преемственность всех ее звеньев, а также учет региональных и отраслевых условий, национальных особенностей, культурно-исторических традиций, потребностей личности и общества. Предлагаемая концепция непрерывности экономической подготовки учащейся молодежи требует развертывания многообразия видов формального и неформального экономического образования и воспитания.
Но центром экономического образования и воспитания подрастающего поколения является школа, которая посредством учебно-воспитательного процесса, общественно полезного, производительного труда воздействует на все стороны личности с целью подготовки ее к экономической и трудовой деятельности, к жизни.
Работа многих школ области показала, что экономическая подготовка в общеобразовательной школе может эффективно осуществляться следующими главными пунктами:
а) в процессе изучения основ наук и факультативных занятий;
б) в системе трудового и профессионального обучения с I по II класс;
в) в процессе общественно полезного, производительного труда учащихся, на учебных занятиях в 1–4 классах, в учебных мастерских для 5–9 классов, в ЛШ для 10–11 классов, на базе строительных отрядов, в ученических бригадах, в школьных лесничествах, на заводе, в совхозах, колхозах, на фермах, в микрорайоне;
г) в процессе внеклассной и внешкольной работы с учащимися;
д) в процессе совместной работы школы, семьи и общественности. Систематическую работу по экономическому воспитанию целесообразно проводить в учебно-воспитательном процессе на основе групповых форм работы с учащимися как конкретную систему организации целенаправленной экономической деятельности в ее диалектическом единстве.
Уровень экономической подготовки школьников в процессе преподавания основ наук и факультативных курсов повышается при условии рационального использования экономического потенциала программного материала, реализуемого в процессе изучения той или иной темы школьного предмета.
Формирование у учащихся экономических понятий, категорий, изучение законов на межпредметной основе в процессе преподавания основ наук, проведение в 1–4 классах «Экономических игр», в 5 классах «Бесед об экономике». Чтение специальных курсов в 6–9 классах «Основы экономических знаний», в 9–10 классах «Основы теории и практики менеджмента» обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала самих предметов, раскрытие сущности явления, активизирует экономическое мышление школьников, развивает интерес к проблемам экономики, способствует формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения.
Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь, однако внеклассная работа имеет свою специфику, свои задачи. Содержание и формы внеклассной работы определяется интересами и запросами самих учащихся и во многом зависят от характера работы школы по совершенствованию экономического образования и воспитания в целом.
Многие экономические положения и категории приобретает подлинно реальный смысл и конкретное практическое значение, прежде всего, в процессе трудового обучения и профессиональной ориентаций учащихся. При этом наибольший эффект достигается там, где экономическое образование и воспитание сочетается с общественно полезным, производительным трудом, направленным на производство определенных потребительских стоимостей. Школьники на практике, включаясь в реальные производственно-экономические отношения, получают жизненные представления о собственности, трудовой и производственной дисциплине, аренде, налоге, фондовой бирже, балансе, бартерной сделке, прибыли, розничной цене, выручке, рентабельности и новых экономических методах хозяйствования в трудовых объединениях школьников. Это расширяет и углубляет их экономические знания, способствует, формированию экономического мышления.
Организация экономического образования и воспитания в процессе трудового обучения и профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда создает учащимся полную возможность мыслить экономическими категориями и применять их на практике, участвовать самим в организации труда, осуществлять экономический анализ производственной деятельности, вести борьбу за повышение эффективности производства, качество выпускаемой продукции.
Эффективность экономического образования и воспитания в процессе трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся достигается при обеспечении формирования личности при соблюдении единства и взаимосвязи основных источников экономического и трудового влияния, постепенного усложнения экономического содержания труда в меру развития учащихся каждого возраста, использования в целях воспитания наиболее рациональных форм организации трудовой деятельности учеников, обеспечения динамичности, экономической целесообразности всего процесса трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся в целом. Профессиональная ориентация учащихся будет более эффективной, если в процессе преподавания основ наук, внеклассной работы, трудового и профессионального обучения, общественно полезного, производительного труда, семейного воспитания будет показано школьникам, что независимо от профессии, которую они выберут, им обязательно потребуются экономические знания в любой сфере деятельности, что экономические знания носят универсальный характер и что поэтому надо овладеть ими со школьной скамьи.
Эффективное использование наглядной агитации в школьных учебных кабинетах, рекреациях значительно обогащает методику организации экономического образования и воспитания учащихся, делает его более содержательным, увлекательным, интересным и результативным, поэтому необходимо на уроках шире использовать наглядность экономического характера, познавательные задачи, практические работы (составление схем, диаграмм, экономических карт), привлечь учащихся к экономическим расчетам. Наглядное оформление в школе по экономическому образованию и воспитанию (стенды, планшеты в учебных кабинетах, рекреациях, специальные отделы по вопросам экономики в школьных музеях, учебные пособия, таблицы, диаграммы, графики) должны отражать экономику не только родного края или шефствующего предприятия, но и заключать в себе оперативную информацию для учащихся в борьбе за режим экономики.
Эффективность экономического воспитания учащихся повышается, если школа вооружает родителей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи самые разнообразные. Это и советы родителям, как педагогически грамотно знакомить детей с семейным бюджетом. Как показывать им цену трудовой копейки, как научить ребят планировать свои потребности и расходы, и рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к личному и домашнему имуществу, к собственности, как обучить детей умениям и навыкам рациональной организации домашнего труда, хозяйскому отношению к природным богатствам.
Эффективность совместных усилий школы и семьи, направленных на решение задач экономического образования и воспитания учащихся, неизмеримо повысится при условии, если родители будут участвовать в тех или иных формах работы. Однако улучшение экономического воспитания в семье, с одной стороны, требует совершенствования экономической подготовки самих родителей, требует совершенствования экономической подготовки самих родителей, с другой – укрепление связи школы, семьи и производственных коллективов.
Успех в придании экономической направленности образованию и воспитанию может быть достигнут при условии, если учителя, руководители школ сами будут неуклонно повышать уровень своих экономических знаний, иметь четкое представление о внедрении новой системы экономического стимулирования и управления производством, хорошо знать опыт работы окружающих школу промышленных, сельскохозяйственных, малых, кооперативных предприятий. Поэтому, как нам представляется, в каждом школьном коллективе следует разработать и проводить в жизнь конкретную программу по ознакомлению учителей, учащихся с достижениями науки, передовой практики, технологии производства, опытом внедрения мероприятий экономической реформы. А это требует широкого развертывания методической работы. Нам видится, что в школьных, районных, городских методических объединениях по всем предметам и специальным экономическим дисциплинам систематически должны обсуждаться вопросы соединения обучения с экономическим образованием и воспитанием.
Для совершенствования экономической подготовки учащейся молодежи необходимо, прежде всего, улучшить подготовку будущего учителя к этой работе. Студентов необходимо приобщать к изучению экономики и к осуществлению экономической подготовки подрастающего поколения с первого курса. Экономическое образование и воспитание должно быть объектом внимания всех преподавателей, кафедр и факультетов.
Экономическая подготовка в вузе определяется составом изучаемых дисциплин. Можно выделить ряд направлений этой важной работы: экономическое образование и воспитание в процессе изучения социально-экономических дисциплин (чтение курсов «Экономическая теория» и «Хозяйственная практика», «Экономика народного образования», «Методика экономического образования и воспитания школьников», «Основы НОТ студента», «Экология и охрана природы», чтение преподавателями лекций, проведение семинаров и консультаций в общеобразовательных школах по экономическому образованию и воспитанию учащихся); профессиональная подготовка студентов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (прохождение непрерывной педагогической практики и учебно-воспитательной практики студентами всех факультетов с целью осуществления экономического образования и воспитания учащихся, ведение студентами кружков и факультативов по экономическим проблемам в школах, чтение студентами лекций по экономическому образованию и воспитанию в школьной аудитории, выполнение курсовых и дипломных работ по экономическому образованию и воспитанию школьников), в ходе изучения специальных дисциплин (биологии, географии, химии, физики, математики, истории, литературы и т.д.), внеаудиторная трудовая экономическая деятельность студентов. И наконец, это и открытие новых кафедр и факультетов, на которых можно было бы подготовить будущего учителя для осуществления экономической подготовки учащейся молодежи в общеобразовательных школах, ЛГУ и средних специальных учебных заведениях.
Организация экономического образования и воспитания школьников требует четких и целенаправленных действий каждого участника этого процесса. Опыт подсказывает, что этого можно достичь благодаря созданию специального центра в лице сектора в школьном совете, который объединит и скоординирует деятельность всех участников процесса экономической подготовки учащейся молодежи. Таким центром мог бы стать координационный сектор по трудовому, экономическому образованию и воспитанию учащихся и профориентационной работе. В его задачи следовало бы включить: определение основных направлений экономической подготовки, совместную работу школы, семьи и общественности, производственных коллективов, обозначение содержания форм и методов деятельности каждого звена.
Для осуществления экономической подготовки учащейся молодежи необходимо разработать и издать методические рекомендации и пособия по всем направлениям работы, которые должны быть написаны живо, увлекательно и вместе с тем достаточно хорошо отражать уровень современной экономической науки в условиях реформы всего народного хозяйства. Для лучшего усвоения материала в учебных рекомендациях и пособиях следует включать упражнения, задачи, творческие задания, деловые игры, вопросы по экономической тематике для развития творческой инициативы, смекалки, организаторских способностей учащихся.
Исключительно важно было бы создать в различных регионах страны школы с экономическим уклоном. Подобного типа школы с математическим, биологическим, химическим уклоном уже давно существуют и дают неплохие результаты. Школы с экономическим уклоном послужили бы экспериментальной базой для лучшей отработки системы экономической подготовки подрастающего поколения к жизни, труду, высокоэффективной экономической деятельности в народном хозяйстве нашей страны.
Целесообразно расширить издание научно-популярной, учебной, справочной и методической литературы по экономическому образованию и воспитанию учащихся для руководителей школ, органов народного образования, учителей, родителей, учащихся. Следовало бы ввести постоянную рубрику «Экономика в школе» в журналах и газетах, издаваемых для школьников, учителей, родителей. Эта рубрика может сыграть организаторскую, методическую, координационную роль в деле экономической подготовки подрастающего поколения.
Экономизация школьного образования должна вестись, на наш взгляд, столь же широко и энергично, как и его компьютеризация; решение этой задачи может стать важным вкладом школы в ускорение социально-экономического процесса и экономической реформы в целом.
Учащаяся молодежь и рынок. – 1994.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69