Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников может проводиться в следующих направлениях: в ходе изучения предметов школьного цикла, а также факультативных курсов, вводимых в процессе обучения по интересам учащихся; в процессе трудового обучения; во внеклассной и внешкольной работе с учащимися; в процессе общественно полезного, производительного труда учащихся. Оно должно способствовать выработке у учащихся экономического мышления, ясного представления о характере экономических закономерностей, возникновения и развития социалистического общества, о роли труда в его становлении и на этой основе формирования качеств личности советского человека, необходимых в производственно-экономической деятельности и в экономических отношениях вне сферы материального производства, в повседневной жизни. Экономическое воспитание, говоря словами Л.И. Брежнева, должно давать ответы на вопросы: Как лучше, эффективнее организовать работу на каждом участке? Как использовать достижения научно-технического прогресса, и опять-таки не вообще, а конкретно, применительно к данному рабочему месту? Что и как нужно сделать для повышения производительности труда, строжайшей экономии материальных и трудовых ресурсов на данном производстве, в данной отрасли?
Пристальное внимание следует уделять развитию у школьников понимания важности экономии рабочего времени, материалов, электроэнергии, и других затрат на производство единицы продукции. Понятия «себестоимость», «производительность труда», «качество продукции», «норма», «расценка», «план», «организация и управление труда» должны быть постоянно в центре внимания при трудовом обучении, при изучении химии, физики, математики, обществоведения и других дисциплин.
В процессе изучения химии, начиная с бесед о правильном расходовании химикалий, о бережном отношении к оборудованию химического кабинета, учитель постоянно напоминает о таких сложных вопросах, как мучные принципы химического производства. Большую помощь для углубления экономических знаний учащихся оказывают расчетные задачи производственного характера, решая которые школьники приходят к выводу о том, как важно для химического производства и народного хозяйства в целом не только произвести тот или иной продукт, но и осуществить его получение способом, дающим наибольший экономический эффект. Необходимо на ярких и убедительных примерах показать ученикам решающее влияние достижений науки и техники на повышение производительности труда и рентабельности предприятий, дать им представление об экономическом эффекте, достигаемом в результате быстрого внедрения в производство научных открытий в технических изобретений.
Конкретные экономические вопросы рассматриваются на уроках географии. Уже в V классе при изучении темы «Атмосфера» учащимся раскрывается экономическая сторона борьбы за чистоту мирового воздушного бассейна; в VI классе говорится о значении полезных ископаемых для экономики нашей страны, о рациональном использований природных богатств. Большое значение для экономического воспитания приобретает изучение в VII классе вопросов охраны недр, почвы, воздуха, воды, растительного и животного мира. Продолжается эта работа в VIII классе, где доказывается необходимость рационального использования и бережного отношения к природным ресурсам.
В процессе изучения отдельных предметов школьники должны быть основательно ознакомлены с основными профессиями, специальностями, с учетом потребностей в рабочей силе данного экономического района. В результате к окончанию VIII класса у них должны проявиться склонности и интерес к приобретению той или иной профессии, специальности. В IX–X классах экономическое воспитание принимает более глубокий, систематический и целеустремленный характер. Это связано прежде всего с продолжением изучения экономической географии, а также с изучением курса истории СССР. Безусловно, важнейшим является здесь раскрытие положения о величайших преимуществах социалистического способа производства над капиталистическим. Овладение на уроках истории основами экономических знаний о социалистическом производстве призвано способствовать экономической образованности завтрашних тружеников страны.
На завершающем этапе обучения молодых людей в школе важную роль в общей системе формирования диалектико-материалистических взглядов на производство, законы его развития играет курс обществоведения, включающий систематическое изучение трех составных частей марксизма-ленинизма. Вполне очевидно, что процесс экономического воспитания молодых людей не исчерпывается только изучением законов категорий политической экономии. Значительные возможности для осуществления этой работы заложены в марксистско-ленинской философии и в теории научного коммунизма. Более того, в условиях, когда школа расширила свою важнейшую социальную функцию – готовить молодежь к труду в сфере материального производства, акцента на экономические знания системы всего курса обществоведения должны быть расставлены более четко. Высокой эффективности усвоения курса обществоведения способствует то, что при его научении учащиеся могут практически опираться на всю систему знаний, которые дает обучение в школе и самостоятельное образование.
Сегодня актуальна проблема совершенствования экономического воспитания в системе трудового воспитания на базе соединения обучения с производительным трудом, в условиях политехнической направленности всего процесса трудового воспитания. Отсюда следует необходимость осуществления трудового воспитания в системе экономических отношений промышленного и сельскохозяйственного производства. В ученических производственных бригадах, в строительных отрядах, в школьных лесничествах, УПК, на уроках в школьных мастерских учащиеся получают знания о социалистическом народном хозяйстве, об отраслях производства, о профессиях и видах трудовой деятельности людей. Экономические знания в системе политехнического образования реализуются на основе углубления межпредметных связей, раскрытия научных основ техники и технологий, развития технического мышления, конструкторских способностей, сноровки в труде, воспитания трудолюбия. Поэтому важным местом с рассматриваемой точки зрения являются занятия, связанные с производительным трудом. Одна из главных задач таких занятий состоит в ознакомлении учащихся с новыми техническими явлениями, возникающими в условиях работы на основе широко го разделения труда.
Так, организация производительного труда в процессе трудового обучения в школе № 118 г. Челябинска ведется поточным методом. При изготовлении, например, лопат ученики IV–V классов делают разметку, резание, огибание; ученики VI класса начинают сборку изделия, а VII–VIII класса заканчивают изделие: производят сверление, токарную и фрезерную обработку. Здесь приходится решать ряд технологических проблем и даже конструировать специальные приспособления; появляются межпредметные связи, и ребята вынуждены применять знания, полученные на уроках физики, математики и других дисциплин.
Успешное осуществление экономического воспитания предполагает решение следующих вопросов: наличие исправного инструмента, оборудования, защитных средств; рациональная размещение оборудования и инструмента на рабочих местах, применение чертежей, эскизов, технологических карт и карточек-заданий; рациональные разметка и раскрой материала: культура труда и качество работы; бережное отношение к инструменту и оборудованию; экономное расходование времени. В школе № 118 четко спланировали объекты труда, обеспечили с помощью шефов необходимые материалы, организовали труд учащихся, произвели учет изготовленной продукции. На занятиях учитель труда C.И. Иванов знакомит учащихся с Основными положениями экономической политики КПСС и Советского государства, курсом партии, взятым на одиннадцатую пятилетку, ходом выполнения плана трудящимися города, рассказывает о конкретных задачах хозяйственного развития школы в базового предприятия. Учитель работает также над формированием у ребят понятия о производительности труда и условиях ее повышения. Удачно в логике изложения учебного материала он приводит примеры о реноме экономии как методе социалистического хозяйствования, показывает возможности и необходимость участия школьников во всенародной борьбе за режим экономии. Звучит мысль о том, что ресурсы природы не бесконечны и поэтому нужно бережно и разумно относиться к ним. При разметке и раскрое материала большое внимание учитель уделяет воспитанию умения выполнять работу с необходимой точностью, экономно расходовать материал и время. Производительный труд в этой школе помогает формировать у школьников и высокие нравственные качества. Многие выпускники VШ класса получили навыки в работе по таким специальностям, как слесарь, токарь, столяр, поступают в средние ПТУ, где учатся с большим желанием. По окончании ПТУ ребята пополняют ряды рабочего класса и вносят достойный вклад в выполнение нашим краем планов одиннадцатой пятилетки.
Одной из наиболее эффективных форм для политехнической, экономической, трудовой подготовки и развития творческих способностей учащихся является ученическая производственна бригада. Нередко у части школьников складывается представление о сельскохозяйственном труде как о труде неинтересном, малоинтеллектуальном. Опытничество в бригаде помогает разрушить это представление, так как пробуждает познавательный интерес, вырабатывает у учащихся самостоятельный поиск, следовательно, обогащает знания, умения и навыки. Оно способствует воспитанию коммунистического отношения ктруду, формирует привычку работать в коллективе. Способствует ознакомлению учащихся с научными основами сельскохозяйственного производства, вооружает их умением творчески использовать знания основ наук для решения практических задач по повышению урожайности сельскохозяйственных культур с минимальными затратами средств.
Учащиеся Тимирязевской школы Чебаркульского района хорошо усвоили тот факт, что без правильно обработанной земли, без внесенных в срок удобрений, без севооборота нельзя получить высокого урожая, что себестоимость продукции при этом будет высокой. И любой доставленный опыт, как бы он хорошо не был выдержан, не имеет достаточной ценности, если не учитывалась экономическая сторона эксперимента. Учащиеся ставят опыты, как правило, трижды повторяя их с учетом всех требований научного эксперимента и экономическими расчетами и выводами. По итогам трехлетних исследований выявлена оптимальная доза мочевины под урожай силосной кукурузы, что дает хороший экономический эффект, подсчитанный учащимися.
Осуществление экономического воспитания учащихся зависит от многих значительных моментов в организации и осуществлении учебно-воспитательной работы. Это прежде всего экономическая грамотность самого учителя, умеющего отобрать из обширного круга научных знаний по своему предмету главное и акцентировать внимание учащихся на экономических вопросах в системе политехнического образования. Рациональное использование государственных средств, отпускаемых на народное образование, является важным условием организации экономического воспитания учащихся. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности использования, сохранения и расширения основных фондов общеобразовательных школ. Связующим звеном в этом направлении является режим экономии в школе, сущность которого сводится к сохранности школьного здания, оборудования, экономии учебно-письменных принадлежностей, изготовлению силами учащихся учебно-наглядных пособий, оснащению учебных кабинетов и т.п.
Уже в стенах школы учащиеся должны в определенной мере овладеть экономическими законами, познать их теоретически и уметь использовать практически в той степени, в какой это возможно, исходя из условий функционирования детского коллектива и его связей с окружающей средой. Еще в школе жизнь детей должна быть насыщена трудовой деятельностью. Познав цену серьезных трудовых усилий, они ощутят истинную стоимость любой вещи, научатся быть бережливыми, будут знать цену книге, тетради, линейке, в классах исчезнут испачканные стены, изрезанные парты. Пятилетка рачительного хозяйствования требует от работников школ поиска новых решений, умения привить школьникам хозяйственные навыки, помогать видеть материальные ценности, овеществленный труд во всем том, что окружает детей.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69