logo
Сборник статей

Школа. Школьник. Труд

В Отчетном докладе XXV съез­да Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев сказал: «Коммунистическое воспитание предполагает постоянное совер­шенствование системы народного образования и профессиональной подготовки. Это особенно важно сейчас, в условиях научно-техниче­ской революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а ста­ло быть, и подготовке человека к труду».

Органы народного образования, педагогические коллективы школ совместно с трудовыми коллекти­вами предприятий, совхозов и кол­хозов Челябинской области под руководством партийных и совет­ских органов проделали немалую работу по улучшению постановки трудового воспитания и профессио­нальной ориентации учащихся. Улучшилась материальная база трудового обучения. Например, ко­личество мастерских, кабинетов обслуживающего труда, автодела, механизации сельского хозяйства, машинописи и основ делопроизвод­ства при школах за годы 9-й пяти­летки увеличилось на 355. Лучше решаются вопросы трудовой подготовки старшеклассников. Сегод­ня производственное обучение шоферов, трактористов, специалистов машинописи и основ делопроизводства организовано в 96 шко­лах.

Старшеклассники школ № 91 и № 70 г. Челябинска в учебно-производственном цехе завода «Теплоприбор» получают рабочие профессии слесарей и токарей. А учащиеся 8–10 классов школ Тракторозаводского района прохо­дят допрофессиональную подготов­ку по 12 специальностям в нашем первом межшкольном учебно-производственном комбинате трудово­го обучения и профориентации. В десятой пятилетке предполагается открыть подобные комбинаты в го­родах Магнитогорске, Златоусте, Миассе и др.

Повышение качества трудовой подготовки школьников в значительной мере зависит не только от хорошей материальной базы, но и от наличия квалифицированных учителей труда. Учитель труда, как и учитель любого другого предме­та, – это педагог, воспитатель, пра­вильно понимающий роль труда в коммунистическом воспитании уча­щихся. В области за прошлую пя­тилетку на 16 процентов увеличи­лось количество учителей труда с соответствующим образованием, более половины прошли перепод­готовку на курсах повышения ква­лификации. Хочется подчеркнуть, что особо заметно улучшилась ор­ганизация, содержание и формы методической работы среди учите­лей трудового обучения в гг. Копейске, Магнитогорске, Челябин­ске, Аргаяшском и Сосновском районах. Так, например, в центре внимания методического объеди­нения учителей технического труда г. Копейска стоят такие актуаль­ные вопросы, как вооружение уча­щихся трудовыми навыками, фор­мирование у них коммунистиче­ского отношения к труду, совер­шенствование методов преподава­ния в зависимости от содержания изучаемого материала, возраста учащихся и уровня их развития, внеклассная работа по технике и труду, выявление и изучение луч­шего педагогического опыта рабо­ты учителей и, наконец, обобщение и распространение его. В резуль­тате такой постановки методиче­ской работы, в школах города вы­росли подлинные мастера педаго­гического труда.

Сейчас в школах нашей области трудовое воспитание осуществляется по трем основным направле­ниям: психологическая подготовка к труду на пользу общества; тру­довая подготовка, обеспечиваю­щая формирование трудовых уме­ний и навыков; профессиональная ориентация с учетом потребностей развития народного хозяйства на­шего края, интересов школьников и их индивидуальных особеннос­тей.

Поэтому важная задача каждо­го педагогического коллектива сос­тоит в том, чтобы рационально ор­ганизовать систематический и на­пряженный учебный труд школь­ников, труд, требующий усилий, настойчивости и дисциплины.

Заботой о том, чтобы эти про­стые истины вошли в плоть и кровь школьников, стали их убеждения­ми, должна была проникнута ра­бота каждого учителя, каждой школы.

А у нас в этом важном деле есть и негативные стороны: не во всех школах области еще приви­ваются учащимся одолевать трудности, чувство от­ветственности, долга; педагогиче­ские коллективы, учителя трудово­го обучения школ утверждают гражданское достоинство своих воспитанников, формируют заин­тересованность их в делах и свер­шениях советских людей, Родины, заинтересованность их в будущем. В результате у многих учащихся происходит качественный скачок от психологии школьника к психо­логии рабочего – самостоятельно­го создателя материальных благ.

За последние три года школы, где введено обучение автоделу и работе на тракторах, выпустили 63162 десятиклассника, имеющих механизаторские профессии, и 2405 – профессии шофера. При­чем, почти четверть из них пошли работать по полученным специаль­ностям в колхозы, совхозы, автотранспортные предприятия.

Из выпускников средней школы 1976 года 43 % – пошли работать на промышленные пред­приятия, в колхозы и совхозы, 21,5 % – поступили учиться в ГОТУ и СПТУ, по окончании ко­торых будут также трудиться в сфере материального производства и сфере обслуживания.

У нас наметилась определенная система общественно полезного труда школьников, способствую­щая всестороннему развитию у каждого учащегося его наклоннос­тей и задатков, помогающая ему сформировать свою профессиональ­ную направленность. Основные формы данной системы складыва­ются из участия всех старшеклассников в составе учебных цехов предприятий, межшкольных учеб­но-производственных комбинатов, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, ла­герей труда и отдыха, школьных мастерских, выполняющих заказы предприятий и т.д.

Одной из особо эффективных форм общественно полезного тру­да учащихся является организация ученических производственных бригад в сельских школах.

В прошлом учебном году из чис­ла учащихся средних и восьмилетних школ области в производст­венных бригадах и звеньях работа­ло более 20 тыс. школьников, вы­растивших урожай зерновых, картофеля и овощных культур на 6813 гектарах. Урожайность куль­тур во многих ученических брига­дах оказалась выше, чем в базо­вых хозяйствах.

Большую работу провели жи­вотноводческие звенья школьных бригад. Они вырастили 7500 голов птицы, 1290 телят, 3860 поросят, остригли 29843 овцы, заготовили 1837 тонн веточного корма, 726 тонн витаминной муки, 1320 тонн сена и т.д.

Трудовое воспитание молодежи неразрывно связано с профессиональной ориентацией. XXV съезд партии нацеливает нас на то, чтобы больше внимания уделялось профориентации учащихся как на­учной и практической системе под­готовки личности школьника к соз­нательному профессиональному са­моопределению.

С ростом материального уровня жизни населения на первый план при выборе профессии все настой­чивее выдвигаются факторы мо­рального и духовного порядка. Со­циологические же исследования свидетельствуют о значительном расхождении между личными пла­нами выпускников средних школ и потребностями промышленности и сельского хозяйства в квалифицированных кадрах. Совместная работа школы с предприятиями, общественными организациями как раз и должна способствовать то­му, чтобы психологически подгото­вить школьников к участию в производительном труде, чтобы по­мочь каждому определить свое место в обществе, конкретно и с наибольшей для этого общества пользой применить свои знания и способности. Образец такой рабо­ты показывают педагогические коллективы школ г. Магнитогорска с металлургическим комбинатом.

С 1976 года было усилено вни­мание профессиональной ориента­ции школьников на сельскохозяй­ственные профессии. В результате только в этом году осталось рабо­тать в сельском хозяйстве 1998 вы­пускников средних школ (2,8 %), в том числе по полученным в школе профессиям – более 1000 чел.

Вместе с тем анализ состояния трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации уча­щихся убеждает нас, что здесь по­ка недостает четкой системы, есть еще разобщенность в работе шко­лы, семьи и общественности, учи­телей и классных руководителей, комсомольской и пионерской орга­низации.

Именно поэтому мы близко к сердцу принимаем указания XXV съезда КПСС о необходимости комплексного подхода к делам вос­питания, при котором обеспечива­лось бы тесное единство идейно-политического, трудового и нрав­ственного воспитания на основе глубокого педагогического анализа результативности используемых форм и методов.

Полит. информатор. – 1975. – № 24.