Школа. Школьник. Труд
В Отчетном докладе XXV съезда Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев сказал: «Коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование системы народного образования и профессиональной подготовки. Это особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а стало быть, и подготовке человека к труду».
Органы народного образования, педагогические коллективы школ совместно с трудовыми коллективами предприятий, совхозов и колхозов Челябинской области под руководством партийных и советских органов проделали немалую работу по улучшению постановки трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Улучшилась материальная база трудового обучения. Например, количество мастерских, кабинетов обслуживающего труда, автодела, механизации сельского хозяйства, машинописи и основ делопроизводства при школах за годы 9-й пятилетки увеличилось на 355. Лучше решаются вопросы трудовой подготовки старшеклассников. Сегодня производственное обучение шоферов, трактористов, специалистов машинописи и основ делопроизводства организовано в 96 школах.
Старшеклассники школ № 91 и № 70 г. Челябинска в учебно-производственном цехе завода «Теплоприбор» получают рабочие профессии слесарей и токарей. А учащиеся 8–10 классов школ Тракторозаводского района проходят допрофессиональную подготовку по 12 специальностям в нашем первом межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профориентации. В десятой пятилетке предполагается открыть подобные комбинаты в городах Магнитогорске, Златоусте, Миассе и др.
Повышение качества трудовой подготовки школьников в значительной мере зависит не только от хорошей материальной базы, но и от наличия квалифицированных учителей труда. Учитель труда, как и учитель любого другого предмета, – это педагог, воспитатель, правильно понимающий роль труда в коммунистическом воспитании учащихся. В области за прошлую пятилетку на 16 процентов увеличилось количество учителей труда с соответствующим образованием, более половины прошли переподготовку на курсах повышения квалификации. Хочется подчеркнуть, что особо заметно улучшилась организация, содержание и формы методической работы среди учителей трудового обучения в гг. Копейске, Магнитогорске, Челябинске, Аргаяшском и Сосновском районах. Так, например, в центре внимания методического объединения учителей технического труда г. Копейска стоят такие актуальные вопросы, как вооружение учащихся трудовыми навыками, формирование у них коммунистического отношения к труду, совершенствование методов преподавания в зависимости от содержания изучаемого материала, возраста учащихся и уровня их развития, внеклассная работа по технике и труду, выявление и изучение лучшего педагогического опыта работы учителей и, наконец, обобщение и распространение его. В результате такой постановки методической работы, в школах города выросли подлинные мастера педагогического труда.
Сейчас в школах нашей области трудовое воспитание осуществляется по трем основным направлениям: психологическая подготовка к труду на пользу общества; трудовая подготовка, обеспечивающая формирование трудовых умений и навыков; профессиональная ориентация с учетом потребностей развития народного хозяйства нашего края, интересов школьников и их индивидуальных особенностей.
Поэтому важная задача каждого педагогического коллектива состоит в том, чтобы рационально организовать систематический и напряженный учебный труд школьников, труд, требующий усилий, настойчивости и дисциплины.
Заботой о том, чтобы эти простые истины вошли в плоть и кровь школьников, стали их убеждениями, должна была проникнута работа каждого учителя, каждой школы.
А у нас в этом важном деле есть и негативные стороны: не во всех школах области еще прививаются учащимся одолевать трудности, чувство ответственности, долга; педагогические коллективы, учителя трудового обучения школ утверждают гражданское достоинство своих воспитанников, формируют заинтересованность их в делах и свершениях советских людей, Родины, заинтересованность их в будущем. В результате у многих учащихся происходит качественный скачок от психологии школьника к психологии рабочего – самостоятельного создателя материальных благ.
За последние три года школы, где введено обучение автоделу и работе на тракторах, выпустили 63162 десятиклассника, имеющих механизаторские профессии, и 2405 – профессии шофера. Причем, почти четверть из них пошли работать по полученным специальностям в колхозы, совхозы, автотранспортные предприятия.
Из выпускников средней школы 1976 года 43 % – пошли работать на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы, 21,5 % – поступили учиться в ГОТУ и СПТУ, по окончании которых будут также трудиться в сфере материального производства и сфере обслуживания.
У нас наметилась определенная система общественно полезного труда школьников, способствующая всестороннему развитию у каждого учащегося его наклонностей и задатков, помогающая ему сформировать свою профессиональную направленность. Основные формы данной системы складываются из участия всех старшеклассников в составе учебных цехов предприятий, межшкольных учебно-производственных комбинатов, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, лагерей труда и отдыха, школьных мастерских, выполняющих заказы предприятий и т.д.
Одной из особо эффективных форм общественно полезного труда учащихся является организация ученических производственных бригад в сельских школах.
В прошлом учебном году из числа учащихся средних и восьмилетних школ области в производственных бригадах и звеньях работало более 20 тыс. школьников, вырастивших урожай зерновых, картофеля и овощных культур на 6813 гектарах. Урожайность культур во многих ученических бригадах оказалась выше, чем в базовых хозяйствах.
Большую работу провели животноводческие звенья школьных бригад. Они вырастили 7500 голов птицы, 1290 телят, 3860 поросят, остригли 29843 овцы, заготовили 1837 тонн веточного корма, 726 тонн витаминной муки, 1320 тонн сена и т.д.
Трудовое воспитание молодежи неразрывно связано с профессиональной ориентацией. XXV съезд партии нацеливает нас на то, чтобы больше внимания уделялось профориентации учащихся как научной и практической системе подготовки личности школьника к сознательному профессиональному самоопределению.
С ростом материального уровня жизни населения на первый план при выборе профессии все настойчивее выдвигаются факторы морального и духовного порядка. Социологические же исследования свидетельствуют о значительном расхождении между личными планами выпускников средних школ и потребностями промышленности и сельского хозяйства в квалифицированных кадрах. Совместная работа школы с предприятиями, общественными организациями как раз и должна способствовать тому, чтобы психологически подготовить школьников к участию в производительном труде, чтобы помочь каждому определить свое место в обществе, конкретно и с наибольшей для этого общества пользой применить свои знания и способности. Образец такой работы показывают педагогические коллективы школ г. Магнитогорска с металлургическим комбинатом.
С 1976 года было усилено внимание профессиональной ориентации школьников на сельскохозяйственные профессии. В результате только в этом году осталось работать в сельском хозяйстве 1998 выпускников средних школ (2,8 %), в том числе по полученным в школе профессиям – более 1000 чел.
Вместе с тем анализ состояния трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся убеждает нас, что здесь пока недостает четкой системы, есть еще разобщенность в работе школы, семьи и общественности, учителей и классных руководителей, комсомольской и пионерской организации.
Именно поэтому мы близко к сердцу принимаем указания XXV съезда КПСС о необходимости комплексного подхода к делам воспитания, при котором обеспечивалось бы тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания на основе глубокого педагогического анализа результативности используемых форм и методов.
Полит. информатор. – 1975. – № 24.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69