Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
Соавтор А.А. Саламатов
На современном этапе развития России образование и наука становятся все более мощной движущей силой экономического роста страны, что делает их одним из важнейших факторов благополучия каждого гражданина. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «... развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора ... обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание...» [3, с.99–100], Переход России к рыночной экономике требует модернизации всей системы образования, и в частности, кардинальных перемен в системе непрерывного экономического образования и воспитания подрастающего поколения.
Значимость и необходимость экономических знаний в условиях перехода к рыночным отношениям очевидна. Если в советское время экономические проблемы и на производстве, и в социальной сфере решались в центре, действовала уравнительная система оплаты труда, то теперь материальное благополучие каждого из нас во многом зависит от интенсивности и эффективности труда.
Введение рыночных механизмов в долгосрочном плане неизбежно ведет к росту экономической эффективности. Но на это требуются годы. Вместе с тем конкретному человеку наших дней понимание основ этих механизмов необходимо сегодня, так как без такого понимания он не столько выигрывает, сколько проигрывает от наличия этих механизмов.
Здесь уместен пример, приведенный в статье профессора Л.Л. Любимова, где речь идет не только и не столько об обманутых миллионах граждан и организаторах финансовых пирамид (здесь все ясно: эти организаторы принадлежат к криминальному миру), а о банках, в том числе государственных, принимающих пенсионные сбережения ветеранов и дававших им в 2001 г. 8 % на годовой депозит, но инфляция составила 18 %, следовательно, каждый пенсионер-вкладчик был ограблен на 10 %. Ведь он не знает (его не учили), что номинальный банковский процент должен быть равен норме инфляции плюс реальный процент. Он привык (его научили в советские времена) доверять государственному банку и не доверять любому финансовому частнику. Он не знает, что в его случае справедливый процент должен быть больше 18 % (больше нормы инфляции). К сожалению, этого не знают и новые поколения [4, с. 16].
Но хотелось бы начать рассмотрение данной проблемы с того, что уже сделано, каких положительных результатов удалось добиться в сфере экономической подготовки подрастающего поколения в последнее время.
Материалы исследований по проблеме экономического образования и воспитания в различных учреждениях образования Челябинской области, в школах страны убеждают нас в том, что за последние годы проведена значительная работа по углублению и совершенствованию экономической подготовки учащихся. Многие общеобразовательные школы, лицеи, колледжи и учреждения дополнительного образования добиваются значительных результатов в экономическом образовании и воспитании учащихся, формировании у них навыков экономного и бережного отношения к собственности, вооружении их экономическими знаниями, умениями и навыками.
Сегодня сложился четкий подход к экономической подготовке, и экономика стала важной составной частью среднего образования. Так, по всей России, в том числе в Челябинской области, открыты школы с углубленным изучением экономики. Этих школ пока считанные единицы, но положительные сдвиги в этом направлении, понимание их необходимости для развития российской экономики позволяют надеяться на увеличение их числа. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях преподаются различные профильные и специализированные курсы, в том числе практико-ориентированные: «Основы бизнеса», «История отечественного предпринимательства», «Курс начинающего инвестора», «Ценные бумаги», «Основы налогообложения», «Эконометрика», «Основы потребительских знаний», «Планирование карьеры», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга». «Бухгалтерский учет», «Финансовый анализ» и др.
Переход общеобразовательных учреждений на 12-летнее образование будет, вероятно, способствовать дальнейшему расширению и увеличению числа курсов по экономическому образованию и воспитанию школьников, что неизбежно. Это объективная реальность, связанная с увеличивающимся с каждым днем социальным заказом государства и общества на экономически грамотных граждан. Однако одна из главных целей перехода к 12-летнему среднему образованию – равномерное распределение и уменьшение учебной нагрузки на школьников. Именно поэтому, на наш взгляд, упор нужно делать на создание профильных экономических школ, готовящих потенциальных специалистов в области экономики, а в обычных общеобразовательных учреждениях добиваться увеличения экономической грамотности школьников не за счет безмерного увеличения числа экономических курсов и, как следствие, повторного увеличения нагрузки, а за счет научно обоснованной «экономизации» практически всех школьных курсов.
Экономическое образование и воспитание в учреждениях начального и среднего специального образования имеют особенности, связанные с подготовкой специалистов экономического и неэкономического профиля, что требует индивидуально-дифференцированного подхода к разработке рабочих программ, методике преподавания. Для организации учебного процесса преподавателями начального и среднего профессионального образования в настоящее время подготовлены примерные учебные программы к государственным образовательным стандартам, разработаны рабочие программы по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов. При преподавании экономики используются деловые и ролевые игры, бинарные уроки, уроки с приглашением специалистов-практиков, конференции, уроки-презентации, модульные уроки. Процесс обучения максимально приближен к решению практических актуальных задач.
Необходимо отметить, что за последние годы издано большое число наименований учебно-методических комплексов, учебных и методических пособий по экономической подготовке на всех уровнях образования, публикуется множество статей в научных журналах, таких, как «Экономика в школе», «Вопросы экономики», «Школьный экономический журнал». «Общество и экономика» и др.
Однако, несмотря на возросшее понимание необходимости экономической подготовки подрастающего поколения, в обществе до сих пор наблюдается расточительность, неумение правильно рассчитать экономический эффект, выделить главные звенья хозяйственной деятельности, эффективно организовать производство, непонимание многими экономических реформ и т.д. До сих пор на наших предприятиях царит бесхозяйственность и безответственность, наша продукция неконкурентоспособна на внешнем рынке, так как выпускающий ее человек не отвечает за конечный результат, его качество. На наш взгляд, эти и другие подобные недостатки в значительной степени определяются экономической невоспитанностью и слабой экономической грамотностью выпускников общеобразовательных учреждений.
Человек уже со школьной скамьи должен понимать, что в условиях рыночных отношений заработная плата, цены на услуги различных видов деятельности, как, впрочем, и другие цены, определяются взаимодействием покупателей и продавцов. Наниматели, купив трудовые ресурсы, предпочитают платить более высокую заработную плату тем работникам, которые производят больше или лучшие продукты за данное время. Учащиеся, понимающие это, будут больше ценить навыки, полученные после окончания школы, колледжа или специальных курсов профессиональной подготовки. Вне зависимости от сферы деятельности, которой посвятят себя сегодняшние ученики, они скорее всего продолжат образование для профессионального роста и увеличения своего дохода в будущем.
Таким образом, школа является центром непрерывного экономического образования и воспитания подрастающего поколения, которая посредством учебно-воспитательного процесса воздействует на все стороны личности с целью подготовки ее к экономической деятельности и к жизни.
Непрерывную экономическую подготовку следует осуществлять с учетом особенностей экономического образования и воспитания на данном этапе, а также современного состояния экономики нашей страны, которые заключаются в:
возрастающей потребности общества в экономических знаниях и экономистах-профессионалах с новой культурой экономического мышления;
появлении в связи с переходом к рыночной экономике большого количества новых профессий, не имеющих еще корней в профессиональной культуре российского общества;
кардинальном повышении роли экономических знаний в современной жизни.
Для того чтобы будущие рабочие, фермеры, инженеры, предприниматели, экономисты еще на школьной скамье получили представление об экономике как о непрерывно развивающейся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, представляется целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, экономическим содержанием по принципу от простого к сложному для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории.
Речь идет о формировании новой системы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи, основополагающими принципами которой в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основе идей Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. должны стать преемственность всех ее звеньев, а также учет региональных и отраслевых условий, национальных особенностей, культурно-исторических традиций, потребностей личности и общества.
Систему непрерывного экономического образования и воспитания нужно строить в виде пирамиды, где на первом уровне – экономические умения и навыки, знания о человеке как экономическом субъекте (производителе, потребителе, хозяине и пр.) и семье как экономической ячейке общества. Второй уровень предполагает введение новой «зоны» знаний и экономической деятельности школы, предприятия, региона. Третий уровень включает изучение экономики отдельных отраслей и крупных административно-территориальных образований. Четвертый уровень – это вооружение учеников знаниями, раскрывающими глубинные причинно-следственные связи в экономике России и за рубежом. Пятый уровень – профессиональная экономическая подготовка выпускников общеобразовательных учреждений по одной из экономических специальностей.
Работа многих школ области показала, что экономическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может эффективно осуществляться следующими главными путями:
в процессе изучения школьных дисциплин на уроках и факультативных занятиях;
в процессе дополнительного образования;
в системе трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся;
в процессе совместной работы школы, семьи и общественности.
Рассмотрим более подробно каждое из направлений осуществления непрерывного экономического образования и воспитания подрастающего поколения.
Как не парадоксально это звучит, но обладание природными богатствами негативно сказывалось на развитии российского экономического образования, оно не входило в ряд первостепенных задач, стоящих перед всей системой образования. Это богатство формировало знаменитую «широту российской души» – отсутствие привычки на чем-либо экономить, считать деньги и другие ресурсы. Европейские же страны исторически всегда жили в крайне скудных условиях: мало земли, леса, полезных ископаемых и т.д. Но именно эти исторические условия сформировали у них привычку постоянно считать деньги, учитывать свои возможности, бережно расходовать ресурсы.
Когда же в начале 90-х гг. Россия стала входить в мировую экономику, и цены на все товары стали приближаться к общемировым, тогда и сказалось в полной мере отсутствие экономической грамотности россиян. Почти вся наша продукция на мировых рынках и на внутреннем оказалась неконкурентоспособной именно по экономическим параметрам. Показательны здесь будут примеры, приведенные в одной из своих статей академиком A.M. Новиковым. Он пишет: «Отечественный автомобиль «Волга» считается самым дорогим в мире среди автомобилей своего класса. Но вовсе не по комфорту, а потому, что он потребляет огромное, неимоверное, с точки зрения «жадных» европейцев, количество бензина. Ведь в былые годы бензина в стране было сколько угодно, стоил он как газированная вода, об экономичности тогда никто и не думал.
Другой пример: пассажирские самолеты. Возьмем наш ТУ-154 и американский БОИНГ-737. Это два самолета примерно одного поколения, одного класса, примерно одинаковые по комфорту и надежности. Более того, аэродинамические качества самолета Туполева значительно лучше – по крайней мере, в нем пассажиров никогда не болтает, чего не скажешь про Боинг. Но вот экономические показатели... Расход керосина на 30 % больше, а топливо все дорожает и дорожает. А главное: плановый среднесуточный налет ТУ-154 – 5 часов (остальное время – регламентные, подготовительные, ремонтные работы). Среднесуточный же налет Боинга-737 – 15 часов. О таких показателях у нас до последнего времени никто не задумывался – наша промышленность могла сделать самолетов сколько угодно. Но сегодня об этом приходится думать: самолет стоит очень дорого. Он должен окупаться в эксплуатации. А Боинг окупится в три раза быстрее, чем наш ТУ. Поэтому не только зарубежные, но и отечественные авиакомпании отказываются покупать наши российские лайнеры, а покупают иностранные лайнеры» [5, с. 12–13].
Из всего этого A.M. Новиков приходит к выводу, являющему собой печальный парадокс: «нищий» Запад живет в богатстве, а богатейшая Россия – в нищете. По оценкам западных экспертов, если в России ввести за счет финансовых рычагов режим достаточно строгой экономии энергетических, водных и других ресурсов, то без всякого ущерба для производства и для бытовых нужд населения их расход может быть сокращен вдвое. Поэтому непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения должно стать одной из первостепенных задач российской системы образования.
Ключевую роль в формировании экономической грамотности подрастающего поколения должна сыграть организация экономического образования и воспитания в процессе изучения школьных дисциплин и дополнительного образования. «Экономизация» системы образования позволяет рассматривать экономические вопросы с позиций изучаемого предмета, без отрыва от реалий сегодняшней жизни. Систематическую работу целесообразно проводить в учебно-воспитательном процессе на основе групповой и индивидуальной форм работы с учащимися и рассматривать ее не как сумму разрозненных воспитательных мероприятий, а как комплексную систему организации целенаправленной экономической деятельности в ее диалектическом единстве.
Уровень экономической подготовки школьников в процессе изучения школьных дисциплин на уроках и факультативных занятиях повышается при условии рационального использования экономического потенциала программного материала, реализуемого в процессе изучения той или иной темы школьного предмета.
Формирование у учащихся экономических понятий, категорий, изучение законов на межпредметной основе в процессе изучения школьных дисциплин, проведение в 1–4 классах экономических игр, в 5–7 классах бесед об экономике, чтение курса в 8–9 классах «Основы экономических знаний», в 10–11 классах – «Основы теории и практики менеджмента» обеспечивают более глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала самих предметов, раскрытие сущности явления, активизируют экономическое мышление школьников, развивают интерес к проблемам экономики.
Экономическое образование и воспитание должны пронизывать все учебные дисциплины как гуманитарного, так и естественнонаучного профиля. Необходима «экономизация» всего школьного образования. Изучаемые в общеобразовательных учреждениях дисциплины обладают огромным потенциалом в осуществлении экономической подготовки учащихся.
Учащиеся 1–4 классов могут начать знакомство с азами экономики на уроках русского языка, детской литературы, математики, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда. Основная форма экономического образования на данном этапе – игра, в процессе которой ребята приобретают простейшие навыки потребителя. Им психологически легче и комфортнее усваивать знания в игре, соревновании, в общении со сказкой, головоломкой, устным народным творчеством. Специфика экономического образования и воспитания младших школьников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, преобладанием предметно-действенного типа мышления. Так, на уроках русского языка учитель начальных классов может пояснять лексические значения экономических терминов, их грамматические значения в составе предложений: предложить детям мини-сочинения на темы: «Если бы у меня было много денег...», «Кого можно назвать богатым человеком?» и т.д.
На уроках художественного труда ребята могут знакомиться с режимом рациональной и бережной эксплуатации орудий труда. Для этого используются шаблоны с изображением геометрических фигур, которые необходимо расположить так, чтобы отходов при вырезании было как можно меньше.
На уроках детской литературы произведения «Чужая калитка», «Бумажный змей» Е. Пермяка, «Синие листья», «Три товарища» В. Осеевой, «Так не так», «Самосвал» А. Барто и др. можно предложить проанализировать с экономической точки зрения.
На уроках математики должны предлагаться задачи экономического содержания, дидактические игры, ребусы, кроссворды. При этом в процессе их решения нужно обращать внимание на развитие творческого мышления, умение находить экономически выгодное решение проблемы, самое рациональное из всех возможных [7].
В 5–11 классах экономическое образование школьников уже может опираться на знания по общеобразовательным дисциплинам. Основой для знакомства с миром экономики являются различные аспекты личной экономической жизни: ребята оценивают значение экономии времени для личности и общества, обучаются планировать личные дела и контролировать соблюдение плана, ищут и находят варианты рационального использования личного времени.
В процессе изучения школьных дисциплин (биологии, географии, обществознания и др.) подростки приобретают систематические знания о природных богатствах, важных для человека и общества, где они должны проникнуться идеей разумного, бережного отношения к природе; получить элементарные представления о видах собственности (частной, личной, общественной) и законах ее сохранения и использования; о семейных расходах и доходах, их планировании; о карманных деньгах и рациональном их расходовании; о стоимости школьного имущества, учебников; о расходах на ремонт школы, ее оборудования; о правовой ответственности за порчу этого оборудования и т.д.
Реализуя на данном этапе экономическое образование, учитель, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, вводит ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям. Нужно знакомить детей с экономической азбукой, т.е. с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций побуждать их к освоению экономических понятий и категорий: «собственность», «производство», «торговля», «товар», «рынок», «деньги», «цена» и др.
Важно именно в этом возрасте сформировать полноценные базовые знания о личной, семейной и социальной экономике с целью воспитания поколения, которое будет принимать активное участие в экономических преобразованиях. Школьники должны осознать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда, научиться распределять выполняемые работы по времени, организовывать рабочее место. Необходимо, чтобы подростки получили представление о рациональных приемах, повышающих качество и производительность труда, овладели основами экономической культуры. Так, например, на уроках математики учителем могут ставиться такие вопросы: «Какой способ решения задачи экономичнее (хотя бы по затратам времени)?», «Какой способ доказательства теоремы рациональнее?»; на уроках химии – «Какие химические реакции позволят получать одно и то же вещество дешевле?» и т.п.
На уроках и факультативных занятиях по обществознанию и граждановедению учащиеся могут ознакомиться с видами сбережений, способами защиты их от инфляции, с частным предпринимательством, семейными вкладами в собственное дело, спецификой ценных бумаг. Важно обсудить возможности заработка подростков, моральной и правовой оценки разных форм «добывания» денег, предупредить излишнее увлечение вещизмом и возможные последствия этого явления. Полезно познакомить ребят с опытом зарубежных сверстников.
Приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла в экономическом образовании школьников. В этой статье основная наша задача – показать направления в изыскании возможностей тех или иных курсов, на первый взгляд не вполне подходящих для осуществления экономической подготовки.
Эффективность систематической и целенаправленной работы школы в области экономического образования учащихся во многом зависит от рационального применения различных и тесно связанных между собой форм и методов обучения и воспитания как в процессе изучения школьных дисциплин, так и в дополнительном образовании школьников.
В настоящее время решение большинства задач в области экономического образования и воспитания невозможно без использования компьютера, который позволяет активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, свести к минимуму рутинную работу, дает возможность анализа большого количества вариантов, а также ввести в учебный процесс формы контроля, нетипичные для общеобразовательных учреждений, такие, например, как компьютерное тестирование.
Современные технологии обучения должны быть системами особых уникальных образовательных ситуаций, где осуществляется развитие способностей учащегося, его личности, происходит формирование его мировоззрения. С этой точки зрения необходимо введение в образовательный процесс активных методов обучения. В их основе – ряд психолого-педагогических принципов: имитационное моделирование трудового процесса и его условий, совместная деятельность, диалоговое общение участников игры, проблемность содержания игры. В ходе такой подготовки ученики основной школы определяют свое место в экономическом пространстве, осознают моральную и правовую ответственность за расточительное отношение к материальным и духовным ценностям.
Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках и во внеурочное время, существует тесная взаимосвязь, однако дополнительное образование имеет свою специфику и задачи. Содержание и формы внеклассной работы определяются интересами и запросами самих учащихся и во многом зависят от характера работы школы по совершенствованию экономического образования и воспитания в целом.
Основная особенность дополнительного образования – наличие возможностей для обеспечения полноценного освоения учебного материала по экономике с помощью эмоциональных впечатлений от реальных ситуаций. В настоящее время многие работники образования сходятся в едином мнении, что для эффективного осуществления экономической подготовки учащихся в процессе дополнительного образования первоочередной задачей должна стать разработка регионального компонента практического преподавания экономики. К примеру, не так уж сложно выбрать наиболее подходящие для этого предприятие, заключить с ними договор, выделить инструкторов, которые провели бы занятия с учителями, а потом и с ребятами на производстве, определить дни посещения предприятия и темы, с которыми школьники могли бы знакомиться на практике.
Трудно перечислить все объекты, которые могли бы вызвать интерес подростков, но, без всякого сомнения, посещение автомобильных, химических, хлебопекарных заводов, швейных фабрик, предприятий коммунального хозяйства дало бы подросткам и тему для общения, и пищу для размышлений. Параллельно с этими посещениями хорошо бы показать в Интернете аналогичные производства в различных странах, их организацию и экономику в различных отраслях.
В режиме дополнительного образования может реализовываться и предпринимательская подготовка учащихся. Так, на базе образовательных учреждений, клубов, образовательных круизов, фестивалей, конкурсов предпринимательских проектов, предметных олимпиад и т.д. целесообразно развивать способности, знания, умения и навыки проектно-практической деятельности, формирование «предпринимательского» мышления, а для увлеченных подростков – проводить подготовку специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, масс-медиа, банковского дела.
Рыночная экономика требует и практичности обучения. В настоящее время общепризнано, что выпускники российских образовательных учреждений вполне конкурентоспособны на зарубежных рынках труда: Европа и Америка заполнена российскими музыкантами и художниками, российские программисты и математики считаются лучшими в мире. Но возникает вопрос: почему, не имея проблем со знаниями, мы не можем производить конкурентоспособную продукцию? Ответ очевиден: российская школа не сумела воспитать у подрастающих поколений ответственность за конечный результат. Приведем еще пару примеров из наблюдений академика A.M. Новикова: «Когда-то в Запорожье был сконструирован автомобиль «Таврия», который отличался и своим сверхпередовым по тем временам дизайном, и рядом конструктивных новшеств. В дальнейшем все мировое автомобилестроение пошло по этому пути. Но из-за безответственности работников всех уровней 13 лет ушло на то, чтобы запустить этот автомобиль в серийное производство. Конструкция к тому времени сильно устарела, про качество изготовления и говорить не приходилось.
Другой пример. По уровню научно-технологических разработок отечественные магнитные пленки для аудио-и видеомагнитофонов по всем показателям лучше зарубежных. Но изготовить их на заводе с требуемым качеством можно было только при условии, что к каждому рабочему месту был приставлен представитель научно-исследовательского института, где эти пленки разрабатывались. Стоило хоть одному из них отлучиться, шел сплошной брак» [5, с. 9].
Отсутствие ответственности за конечный результат в России объясняется многими причинами, в том числе исторического характера, ведь отрицательные последствия нашей общей экономической безграмотности на всех уровнях ощущались и раньше. Так, производительность труда в СССР была в четыре раза ниже, чем в США, материалоемкость нашей техники на 15–20 % выше, а моторесурс до капитального ремонта – на столько же ниже. Вместо строительства добротных дорог мы усиливали проходимость машин и т.д. По той же причине наши товары на международном рынке были и остаются неконкурентоспособными и по качеству, и по себестоимости [2, с. 195]. Постоянная погоня за количеством в ущерб качеству в советские времена привела к экономическому развращению от рядового рабочею до высших эшелонов власти. Пришло время модернизировать систему непрерывной экономической подготовки подрастающего поколения, привнося элементы экономического образования в трудовое обучение, обеспечивая практическую связь образования с жизнью.
В процессе трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся многие экономические положения и категории приобретают подлинный реальный смысл и конкретное практическое значение. В новых рыночных условиях школьники на практике, включаясь в реальные производственно-экономические отношения, могут получить жизненные представления о собственности, трудовой и производственной дисциплине, аренде, налоге, фондовой бирже, балансе, бартерной сделке, прибыли, розничной цене, выручке, рентабельности и новых экономических методах хозяйствования.
Организация экономического образования и воспитания в процессе трудового обучения и профессиональной ориентации создает учащимся полную возможность мыслить экономическими категориями и применять их на практике, участвовать самим в организации труда, осуществлять экономический анализ производственной деятельности, вести борьбу за повышение эффективности производства, качество выпускаемой продукции. Это расширяет и углубляет их экономические знания, способствует формированию экономического мышления.
Эффективность экономического образования и воспитания в процессе трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся достигается при обеспечении формирования личности, соблюдении единства и взаимосвязи основных источников экономического и трудового влияния (постепенного усложнения экономического содержания труда в меру развития учащихся каждого возраста, использования в целях воспитания наиболее рациональных форм организации трудовой деятельности учеников, обеспечения динамичности, экономической целесообразности всего процесса трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся в целом).
Рыночные отношения нового типа, в которые вступила Россия, диктуют необходимость изменения целей, задач трудового воспитания. Эти отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере: тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекватные условия жизни. Но любые способности реализуются только через труд. В связи с этим рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудового воспитания. Особую значимость приобретают те качества личности, которые раньше не были востребованы: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность.
Профессиональная ориентация учащихся будет более эффективной, если в процессе изучения школьных дисциплин, дополнительного образования, трудового и профессионального обучения, общественно полезного, производительного труда, семейного воспитания будет показано школьникам, что независимо от профессии, которую они выберут, им обязательно потребуются экономические знания в любой сфере деятельности, что экономические знания носят универсальный характер и поэтому овладевать ими нужно со школьной скамьи.
Эффективность экономического воспитания учащихся повышается, если школа вооружает родителей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи самые разнообразные. Это и советы родителям, как педагогически грамотно знакомить детей с семейным бюджетом, как показывать им цену трудовой копейки, как научить ребят планировать свои потребности и расходы, и рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к личному и домашнему имуществу, к собственности, как обучить детей умениям и навыкам рациональной организации домашнего труда, хозяйскому отношению к природным богатствам.
В этом смысле неоценимую помощь могут оказать и средства массовой информации, в которых экономическая тематика в настоящее время заняла существенное место. В язык общения россиян вошло много понятий, с которыми в прошлом они не сталкивались: «рынок», «бизнес», «акция» и т.д. На наш взгляд, СМИ обладают огромными возможностями в области экономического образования и воспитания подрастающего поколения и должны способствовать повышению интереса к экономике и пониманию ее роли в жизни страны. Конечно, создание отдельного образовательного телевизионного канала, в котором освещались бы помимо всего прочего и вопросы экономического образования, в настоящее время задача неосуществимая. Хотя это был бы идеальный вариант. Но существует и другой выход, не требующий огромных финансовых затрат, связанных с созданием каких-либо новых передач или специального канала. Так, например, в некоторых уже существующих передачах в обсуждение экономических вопросов наряду со взрослыми могли бы привлекаться учащиеся старших классов и студенты. Это позволило бы более детально обозначить для подрастающего поколения связь образованности и менталитета граждан с состоянием экономики как страны в целом, так и региона их проживания в частности.
Для совершенствования экономической подготовки учащейся молодежи необходимо, прежде всего, улучшить подготовку будущего учителя к этой работе. Студентов необходимо приобщить к изучению экономики и осуществлению экономической подготовки подрастающего поколения с первого курса. Экономическое образование и воспитание должно быть объектом внимания всех преподавателей, кафедр и факультетов. Можно выделить ряд направлений этой важной работы:
– экономическое образование и воспитание в процессе изучения социально-экономических дисциплин (чтение курсов «Экономика», «Основы НОТ студента», «Основы экологии», чтение преподавателями лекций, проведение семинаров и консультаций в общеобразовательных учреждениях по экономическому образованию и воспитанию учащихся);
– профессиональная подготовка студентов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (прохождение непрерывной учебно-воспитательной и педагогической практики студентами всех факультетов с целью осуществления экономического образования и воспитания учащихся, ведение студентами факультативов по экономическим проблемам в школах, чтение лекций по экономическому образованию и воспитанию в школьной аудитории, выполнение курсовых и дипломных работ по этой теме);
– в процессе изучения специальных дисциплин (биологии, географии, химии, физики, математики, истории, литературы и т.д.);
– внеаудиторная трудовая экономическая деятельность студентов;
– открытие новых кафедр, факультетов, на которых можно было бы подготовить будущего учителя для осуществления экономической подготовки учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
На наш взгляд, для осуществления экономической подготовки подрастающего поколения необходимо разработать и издать методические рекомендации и пособия по всем перечисленным направлениям работы, которые должны быть написаны живо, увлекательно и вместе с тем достаточно хорошо отражать уровень современной экономической науки в условиях рыночных отношений. Для лучшего усвоения материала в учебные рекомендации и пособия следует включить упражнения, задачи, творческие задания, деловые игры, вопросы по экономической тематике для развития творческой инициативы, практической смекалки, организаторских способностей учащихся.
От того, какими путями и с помощью каких методов идет и будет идти российская школа в экономическом образовании и воспитании учащихся, зависят, в конечном счете, темпы экономической реформы в нашей стране. Решение проблемы непрерывной экономической подготовки подрастающего поколения станет важным вкладом всей системы российского образования в ускорение экономической реформы и улучшение социально-экономических условий жизни населения.
Библиографический список
Волкова, М.М. Система непрерывного экономического образования: концепция, управление, практика / М.М. Волкова. – СПб., 2000. – 84 с.
Захаркин, Д. Экономику некому преподавать / Д. Захаркин // Нар. образование. – 2001. – № 10. – С. 195.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Прил. к журн. «Директор школы». – 2002. – № 1. – С. 97–126.
Любимов, Л.Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе / Л.Л. Любимов // Экономика в школе. – 2002. – №3. – С. 14–28.
Новиков, A.M. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? / А.М. Новиков // Нар. образование. – 2001. – № 1. – С. 8– 14.
Терюкова, Т. Развитие экономических знаний школьников / Т. Терюкова // Экономика в школе. – 2000. – № 2. – С. 16–23.
Чернер, С. Экономическая подготовка школьников - основа их трудовой успешности / С. Чернер // Нар. образование. – 2001. – № 10. – С. 174–177.
Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3.
Экономическое образование. – 2002. – Вып.15
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69