logo
Сборник статей

Информационное обеспечение управления методическим сопровождением

Соавтор Н.Н. Терехина

Важным аспектом управления качеством образования является методическое сопровождение педагогической деятельности, содержание и формы которой определяются на основе изучения профессиональной компетентности и профессиональных потребностей педагогов и членов управленческого звена.

В этой связи перед районным управлением стоит 2 задачи:

  1. Создание системы изучения профессиональных потребностей и профессиональных затруднений всех категорий педагогических работников района

  2. Создание системы методического сопровождения, направленной на удовлетворение профессиональных запросов и решение возникающих проблем

Реализация первой задачи потребовала определения структуры информационного обеспечения управления методическим сопровождением, выделения параметров и критериев, описывающих объект изучения, отбор методов получения информации, определение вариантов управленческих решений по результатам анализа полученной информации.

В качестве объекта изучения в структуре выделены профессиональные качества:

А также структурные подразделения образовательных учреждений, представленные как административными, так и общественно-профессиональными формированиями.

На основе существующей нормативной базы относительно требований к профессиональным качествам той или иной категории специалистов или структурных подразделений, а также с учетом актуальных проблем, выявленных в образовательной системе района, определены параметры и критерии, характеризующие их профессиональный уровень. Данный подход обеспечивает управление валидной информацией о состоянии изучаемого объекта.

Организация процедуры изучения объекта зависит от поставленной цели и степени разработанности стандартных требований к его качественным характеристикам. При наличии таковых используются контрольные методы, позволяющие выявить степень отклонения от заданных правил, норм, стандартов.

Отсутствие регламентированных требований определяет необходимость использования исследовательских методов, в том числе метода экспертных оценок.

В основе выбора методов организации процедуры изучения объекта лежат два основания: прямые и косвенные цели изучения и специфические особенности объекта.

При этом к прямым целям относится удовлетворение информационных потребностей субъекта управления, к косвенным – стимулирование повышения качества профессиональной деятельности, ее продуктов и результатов.

Предпочтительными методами организации процедуры изучения, выделенными в образовательной системе района (помимо традиционных, проходящих обычно в форме формализованных устных и письменных отчетов, являются: собеседования, смотры-конкурсы, в ходе которых в соответствии с разработанными положениями, изучаются созданные продукты деятельности и полученные результаты.

Одним из основных условий получения валидной и достаточной информации о профессиональных успехах, потребностях и проблемах является качественный инструментарий, позволяющий в соответствии с определенной целью, получить достоверную информацию. В этой связи отбор и использование инструментария осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

Необходимыми компонентами в цепи действий по созданию инструментария являются:

  1. установление критериев, по которым можно судить о достижении стандартов, либо прогнозируемых результатов (в случае инновационной деятельности);

  2. ранжирование критериев (определение места в последовательности признаков, величин);

  3. определение измерителей (средств и способов определения степени выраженности качественных и количественных характеристик).

Обработка данных, в зависимости от их объема и наличия соответствующего программного обеспечения, осуществляется «вручную», либо с использованием компьютера.

Полученная и проанализированная информация является основанием для принятия управленческого решения относительно формирования, функционирования и развития системы методического сопровождения в районной образовательной системе, а также психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Основные компоненты информационного обеспечения управления педагогическим персоналом и виды управленческих решений по результатам работы с информацией представлены в таблице (см. таблицу).

В системе методического сопровождения традиционно выделяются следующие элементы:

Системообразующим основанием являются цели и задачи методического сопровождения. Организационно-функциональная структура методического сопровождения на уровне района динамична и определяется в соответствии с задачами, стоящими перед образовательной системой, которые, в свою очередь, определяются из анализа специально собранной информации.

Таблица

Информационное обеспечение управления педагогическим персоналом

Объект

изучения

Предмет изучения

Методы

изучения

Виды управленческих решений

Вид

документа

Дидактические формы методического сопровождения

Психологи-ческое со-провожде-ние

Руководитель

Заместитель руководителя

Уровень профессиональной компетентности

Уровень профессиональной продуктивности

Уровень управленческой состоятельности

Личностные качества

Собеседование

Изучение документов

Анкетирование

Психологическое тестирование

Приказ:

  • О стажировке

  • О направле-нии на курсы повышения квалификации

  • О повторном контроле

  • О поощрении

Теоретические и практические занятия по определенным проблемам

Групповое и индивидуальное консультирова-ние

Индивиду-альные консульта-ции

Тренинги

Специалисты ОУ

Уровень профессиональной компетентности

Уровень профессиональной продуктивности

В рамках проведения смотров-конкурсов:

  • Собеседование

  • Изучение продуктов деятельнос-ти

  • Изучение результатов

Приказ:

  • Об обобще-нии ППО

  • О поощрении

  • Об открытии консультационного пункта по определенным направлениям деятельности

Индивидуальные и групповые консультации

Деятельность

консультационного пункта

Стажерская практика

Наставничество

Тренинги

Практико-ориенти-рованные семинары

Педагоги

Уровень сформированности профессиональ-ных умений

Творческий потенциал педагога

Созданные учебно-методические условия

Результаты деятельности

В рамках проведения смотров-конкурсов:

  • Собеседо-вание

  • Наблюде-ние образо-вательного процесса

  • Изучение созданного учебно-методического комплекса

Приказ:

  • О поощрении

  • О выдвиже-нии для участия в творческих профессиональных смотрах-конкурсах областного и городского уровня

  • Обмен опытом в рамках районного методического объединения

  • Публикации в районных методических сборниках

Общественно-профессиональные объединения

Содержание

деятельности

Продукты деятельности МО

Изучение документов

Собеседова-ние

Приказ о поощрении и организации изучения позитивного опыта

Организация изучения

Админист-ративные

формирования

Содержание деятельности

Условия деятельности

Продукты деятельности

Изучение документов

Собеседование

Изучение условий

Инвариантной частью организационной структуры являются: научно-методический совет, районные методические объединения педагогов, методические советы учителей-предметников. Задачей указанных структурных элементов является содействие педагогам района в освоении содержания образования, формировании учебно-методических комплексов, направленных на реализацию государственных образовательных стандартов, изучение результатов образования.

Ориентация на удовлетворение образовательных потребностей населения и необходимость обучения в соответствии с уровнем возможностей учащихся требует создания адекватных условий (педагогических, психологических, информационных, методических) зачастую, недостаточно разработанных в науке и практике. Это потребовало объединения усилий лучших специалистов различных профилей: педагогов, психологов, дефектологов, медицинских работников и т.д. Выявленные потребности практической деятельности и поставленные цели, связанные с разработкой и стандартизацией на районном уровне новых документов, регламентирующих условия обучения, учебно-методических комплексов, лежащих за пределами требований ГОСТов, методических рекомендаций по освоению инноваций и т.д. определили создание относительно новой для общеобразовательной практики административной формы в структуре методического сопровождения – районной кафедры. Например, недостаточная разработанность документального обеспечения, методики обучения детей, имеющих задержку психического развития в общеобразовательных школах и методического сопровождения коррекционной деятельности обусловили необходимость создания районной кафедры специального (коррекционного) обучения. Продуктом работы кафедры являются документы, определяющие содержание деятельности каждого специалиста, принимающего участие в образовании детей, методические рекомендации педагогам по организации и осуществлению коррекционной работы, диагностические материалы для осуществления изучения условий, в которых разворачивается образовательный процесс, и изучения его эффективности. Важным аспектом деятельности кафедры является разработка содержания 70-часового научно-практического семинара для педагогов, работающих в классах специального коррекционного образования. Осуществленная в течение нескольких лет работа кафедры способствовала росту профессиональной квалификации учителей района и созданию качественных педагогических, психологических, коррекционных условий, что в конечном итоге привело к повышению эффективности процессов обучения и коррекции, заключающейся в компенсации недостатков развития детей и выводу их в общеобразовательные классы.

В основе определения той или иной дидактической формы методической работы также лежит анализ информации, из которой определяются конкретные профессиональные потребности и затруднения различных категорий педагогического персонала.

В зависимости от масштаба и глубины выявленных проблем используются:

Эффективность используемых форм определяется на основе данных об изменениях в профессиональном статусе педагогов, изменении в их мотивационных установках и практической деятельности, повышении качества продуктов деятельности.

Библиографический список

  1. Теоретическое обеспечение практики стандартизации в образовании / В.Н. Кеспиков, С.Г. Молчанов, М.А. Беребин. – Челябинск, 1995.

  2. Поташник М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – Москва, 2001.

  3. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И. Шамова // Советская педагогика. – 1984. – №9.

  4. Шамова Т.И. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы / Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарева. – М., 1985.

  5. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Рос. пед. агентство, 1998.

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3.

Новые информацион­ные техноло­гии. – 2002. – Вып.12.