Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
Соавтор Н.Н. Терехина
Важным аспектом управления качеством образования является методическое сопровождение педагогической деятельности, содержание и формы которой определяются на основе изучения профессиональной компетентности и профессиональных потребностей педагогов и членов управленческого звена.
В этой связи перед районным управлением стоит 2 задачи:
Создание системы изучения профессиональных потребностей и профессиональных затруднений всех категорий педагогических работников района
Создание системы методического сопровождения, направленной на удовлетворение профессиональных запросов и решение возникающих проблем
Реализация первой задачи потребовала определения структуры информационного обеспечения управления методическим сопровождением, выделения параметров и критериев, описывающих объект изучения, отбор методов получения информации, определение вариантов управленческих решений по результатам анализа полученной информации.
В качестве объекта изучения в структуре выделены профессиональные качества:
руководителя образовательного учреждения;
заместителей руководителя по различным направлениям образовательной деятельности;
педагогов всех категорий (дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования);
специалистов образовательных учреждений (психологов, дефектологов, социальных педагогов и т.д.).
А также структурные подразделения образовательных учреждений, представленные как административными, так и общественно-профессиональными формированиями.
На основе существующей нормативной базы относительно требований к профессиональным качествам той или иной категории специалистов или структурных подразделений, а также с учетом актуальных проблем, выявленных в образовательной системе района, определены параметры и критерии, характеризующие их профессиональный уровень. Данный подход обеспечивает управление валидной информацией о состоянии изучаемого объекта.
Организация процедуры изучения объекта зависит от поставленной цели и степени разработанности стандартных требований к его качественным характеристикам. При наличии таковых используются контрольные методы, позволяющие выявить степень отклонения от заданных правил, норм, стандартов.
Отсутствие регламентированных требований определяет необходимость использования исследовательских методов, в том числе метода экспертных оценок.
В основе выбора методов организации процедуры изучения объекта лежат два основания: прямые и косвенные цели изучения и специфические особенности объекта.
При этом к прямым целям относится удовлетворение информационных потребностей субъекта управления, к косвенным – стимулирование повышения качества профессиональной деятельности, ее продуктов и результатов.
Предпочтительными методами организации процедуры изучения, выделенными в образовательной системе района (помимо традиционных, проходящих обычно в форме формализованных устных и письменных отчетов, являются: собеседования, смотры-конкурсы, в ходе которых в соответствии с разработанными положениями, изучаются созданные продукты деятельности и полученные результаты.
Одним из основных условий получения валидной и достаточной информации о профессиональных успехах, потребностях и проблемах является качественный инструментарий, позволяющий в соответствии с определенной целью, получить достоверную информацию. В этой связи отбор и использование инструментария осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
Использование стандартизированного инструментария.
Использование описанных в профессиональной литературе характеристик и требований относительно изучаемого объекта для создания инструментария в случае отсутствия его стандартизации на вышестоящих уровнях отраслевого управления.
Созданный инструментарий должен быть изучен экспертами, апробирован и утвержден приказом начальника районного управления.
Необходимыми компонентами в цепи действий по созданию инструментария являются:
установление критериев, по которым можно судить о достижении стандартов, либо прогнозируемых результатов (в случае инновационной деятельности);
ранжирование критериев (определение места в последовательности признаков, величин);
определение измерителей (средств и способов определения степени выраженности качественных и количественных характеристик).
Обработка данных, в зависимости от их объема и наличия соответствующего программного обеспечения, осуществляется «вручную», либо с использованием компьютера.
Полученная и проанализированная информация является основанием для принятия управленческого решения относительно формирования, функционирования и развития системы методического сопровождения в районной образовательной системе, а также психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Основные компоненты информационного обеспечения управления педагогическим персоналом и виды управленческих решений по результатам работы с информацией представлены в таблице (см. таблицу).
В системе методического сопровождения традиционно выделяются следующие элементы:
Организационно-функциональная структура.
Дидактические формы деятельности.
Системообразующим основанием являются цели и задачи методического сопровождения. Организационно-функциональная структура методического сопровождения на уровне района динамична и определяется в соответствии с задачами, стоящими перед образовательной системой, которые, в свою очередь, определяются из анализа специально собранной информации.
Таблица
Информационное обеспечение управления педагогическим персоналом
Объект изучения | Предмет изучения | Методы изучения | Виды управленческих решений | ||
Вид документа | Дидактические формы методического сопровождения | Психологи-ческое со-провожде-ние | |||
Руководитель
Заместитель руководителя | Уровень профессиональной компетентности Уровень профессиональной продуктивности Уровень управленческой состоятельности Личностные качества | Собеседование
Изучение документов
Анкетирование
Психологическое тестирование | Приказ:
| Теоретические и практические занятия по определенным проблемам
Групповое и индивидуальное консультирова-ние | Индивиду-альные консульта-ции
Тренинги |
Специалисты ОУ | Уровень профессиональной компетентности Уровень профессиональной продуктивности | В рамках проведения смотров-конкурсов:
| Приказ:
| Индивидуальные и групповые консультации
Деятельность консультационного пункта Стажерская практика Наставничество |
Тренинги
Практико-ориенти-рованные семинары |
Педагоги | Уровень сформированности профессиональ-ных умений Творческий потенциал педагога Созданные учебно-методические условия Результаты деятельности | В рамках проведения смотров-конкурсов:
| Приказ:
|
|
|
Общественно-профессиональные объединения | Содержание деятельности Продукты деятельности МО | Изучение документов Собеседова-ние | Приказ о поощрении и организации изучения позитивного опыта | Организация изучения |
|
Админист-ративные формирования | Содержание деятельности Условия деятельности Продукты деятельности | Изучение документов Собеседование Изучение условий |
|
|
|
Инвариантной частью организационной структуры являются: научно-методический совет, районные методические объединения педагогов, методические советы учителей-предметников. Задачей указанных структурных элементов является содействие педагогам района в освоении содержания образования, формировании учебно-методических комплексов, направленных на реализацию государственных образовательных стандартов, изучение результатов образования.
Ориентация на удовлетворение образовательных потребностей населения и необходимость обучения в соответствии с уровнем возможностей учащихся требует создания адекватных условий (педагогических, психологических, информационных, методических) зачастую, недостаточно разработанных в науке и практике. Это потребовало объединения усилий лучших специалистов различных профилей: педагогов, психологов, дефектологов, медицинских работников и т.д. Выявленные потребности практической деятельности и поставленные цели, связанные с разработкой и стандартизацией на районном уровне новых документов, регламентирующих условия обучения, учебно-методических комплексов, лежащих за пределами требований ГОСТов, методических рекомендаций по освоению инноваций и т.д. определили создание относительно новой для общеобразовательной практики административной формы в структуре методического сопровождения – районной кафедры. Например, недостаточная разработанность документального обеспечения, методики обучения детей, имеющих задержку психического развития в общеобразовательных школах и методического сопровождения коррекционной деятельности обусловили необходимость создания районной кафедры специального (коррекционного) обучения. Продуктом работы кафедры являются документы, определяющие содержание деятельности каждого специалиста, принимающего участие в образовании детей, методические рекомендации педагогам по организации и осуществлению коррекционной работы, диагностические материалы для осуществления изучения условий, в которых разворачивается образовательный процесс, и изучения его эффективности. Важным аспектом деятельности кафедры является разработка содержания 70-часового научно-практического семинара для педагогов, работающих в классах специального коррекционного образования. Осуществленная в течение нескольких лет работа кафедры способствовала росту профессиональной квалификации учителей района и созданию качественных педагогических, психологических, коррекционных условий, что в конечном итоге привело к повышению эффективности процессов обучения и коррекции, заключающейся в компенсации недостатков развития детей и выводу их в общеобразовательные классы.
В основе определения той или иной дидактической формы методической работы также лежит анализ информации, из которой определяются конкретные профессиональные потребности и затруднения различных категорий педагогического персонала.
В зависимости от масштаба и глубины выявленных проблем используются:
Научно-практические конференции по актуальным для образовательной системы проблемам.
Теоретические семинары и семинары-практикумы для конкретных категорий педагогов.
Профессиональные смотры-конкурсы.
Групповое или индивидуальное консультирование.
Мастер-класс лучших педагогов района.
Стажировка и наставничество.
Психологические тренинги.
Эффективность используемых форм определяется на основе данных об изменениях в профессиональном статусе педагогов, изменении в их мотивационных установках и практической деятельности, повышении качества продуктов деятельности.
Библиографический список
Теоретическое обеспечение практики стандартизации в образовании / В.Н. Кеспиков, С.Г. Молчанов, М.А. Беребин. – Челябинск, 1995.
Поташник М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – Москва, 2001.
Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И. Шамова // Советская педагогика. – 1984. – №9.
Шамова Т.И. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы / Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарева. – М., 1985.
Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Рос. пед. агентство, 1998.
Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3.
Новые информационные технологии. – 2002. – Вып.12.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69