logo
Сборник статей

Семья и школа: экономическое воспитание

Проблема экономического воспитания и образования в школе приобрела особое значение. Этому способствовали документы XXVI съезда партии, Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита­тельной работы», Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении работы по экономии и ра­циональному использованию сырье­вых, топливно-энергетических и дру­гих материальных ресурсов». Письмо Министерства просвещения СССР «О дальнейшем совершенствовании эко­номического образования и воспита­ния учащихся общеобразовательных школ» представляет собой обшир­ную программу распространения эко­номических знаний и экономического воспитания каждого молодого человека.

Наша страна располагает огром­ными материальными и финансовы­ми ресурсами. И эти ресурсы с каждым годом увеличиваются.

Особое значение сегодня приобре­тает проблема их эффективного и рационального использования. Ком­мунистическая партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу об обучении и воспитании подрастающего поколения. Об этом убедительно свидетельствует систе­матический и неуклонный рост рас­ходов государственного бюджета на эти цели.

В 1980 г. расходы государственно­го бюджета СССР только по статье «Просвещение» достигли около 17 мил­лиардов рублей, а в Челябинской области – до 137 миллионов рублей. Если расходы на одного ученика в 1949 г. в нашей области составляли 27 рублей, то в 1980 г. – около 200 рублей. В широких масштабах в жизнь вошла школа продленного дня, где в 1980 году в области обучались 120 006, или каждый четвертый уче­ник 1–10 классов школы. Заметим, что на каждого ученика школы или группы продленного дня государство дополнительно выделяет еще 65 рублей в год. Укрепилась и материаль­ная база школ. За пятилетие построе­но 76 школ более чем на 50 000 уче­нических мест. Значительно улучше­на техническая оснащенность учебно-педагоги­ческо­го процесса. Более 95 % средних школ перешли на кабинетную систему занятий.

Однако бесплатность всех видов образования, огромное количество школ с высоким уровнем техниче­ского оснащения и оформления, бес­платность питания для некоторой ча­сти школьников, переход к бесплат­ным учебникам – все это в ряде случаев порождает неправильное представление у некоторых школьни­ков и их родителей об экономиче­ских возможностях государства, что нередко проявляется в неуважитель­ном отношении к имуществу и обору­дованию школы. Все это еще раз подчеркивает необходимость осуще­ствления в рамках школы широкой программы экономического воспита­ния. В некоторых школах сложилась определенная система экономическо­го воспитания. Эта система состоит из таких направлений, как: экономическое образование в ходе изучения предметов школьного цикла и преж­де всего основ наук, а также и фа­культативных курсов, вводимых в процессе обучения по интересам уча­щихся; экономическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе с учащимися; трудовое обучение в процессе общественно полезного и производительного труда учащихся; воспитательное воздействие на уча­щихся режима экономии в школе; экономическое воспитание в семье.

Вечерний Челя­бинск. – 1981 г. – 21 нояб.