logo
Сборник статей

Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений

Известная восточная мудрость говорит, что человек за жизнь дол­жен сделать минимум хотя бы одно из трех дел: вырастить двух-трех сыновей, вырыть два колодца в пустыне и вырастить хотя бы одно дерево.

С раннего возраста в школе воспитывается у ребенка личная ответственность за бережное отношение к природе. Педагоги помогают уче­никам в доступной фор­ме самостоятельно ра­зобраться во флоре и фауне родного края. И дети уже с первых лет обучения в школе включаются в посиль­ную общественно-полезную деятельность. Вот как строит, например, свою работу учи­тель школы № 91 Г.Ф. Сергеева. Вопросам экономического воспитания она посвя­щает внеурочные заня­тия. Интересно прошел классный час на тему «Мы и природа». Цель его – привлечь внима­ние детей к охране ле­сов, полей, рек, озер. «На просторах Совет­ского Союза, – расска­зывает учитель во вводной беседе, – раскинулись леса и пусты­ни, болота и высокие горы, степи и моря».

Советские люди раз­умно используют природу того края, в кото­ром живут, бережно ее охраняют, и поэтому природа щедро дарит им свои богатства. Они принадлежат трудовому народу. Наш край нес­метно богат.

Попутно задаются вопросы: какие деревья встречаются в нашей местности? Какие жи­вотные обитают на Ура­ле? Какую пользу при­носит лес?

Всем своим рассказом она подводит к выводу о том, почему нужно беречь растительность, не ломать деревья и кустарники, не обижать животных и птиц.

Дети узнали, что правительство нашей страны приняло закон об охра­не природы. По этому закону запрещается са­мовольная рубка леса, охота на редких живот­ных, загрязнение водое­мов. А для разведения животных и редких ра­стений имеются специальные парки и запо­ведники. В СССР их на­считывается более 190. Это, например, заповед­ник «Беловежская пуща». В Воронежской области в заповеднике разводят бобров. Уральцы гор­дятся Ильменским запо­ведником. А в заключе­ние работы на занятии ребята записали памят­ку: «Знай, люби и охра­няй природу».

К проведению класс­ного часа «Соберём макулатуру – сохраним лес» учитель из этой же школы Л.Н. Будина готовила детей за­ранее, давая конкрет­ные задания. Одни готовили сообщения, другие газету и альбом, третьи –демонстрационный материал.

Цель классного часа – привлечь детей к активному участию в сборе вторсырья, воспитать понимание необходимо­сти сохранения родной природы.

Главное, что было достигнуто на этом классном часе – самостоятельные выводы ребят. Так, один школьник говорит: «Знаете ли вы, что один гектар леса за один час вырабатывает столько кислорода, сколько нужно для жиз­ни 200 человек, что лес, как фильтр, очищает воздух от заводского газа и дыма, что лес – это поставщик меда, ведь одно дерево липы даёт столько же меда, сколько один гектар гречихи».

Лесные деревья – дуб, бук, береза, сосна, рябина, орех, калина приносят большую пользу как лекарственные расте­ния. В производстве используют кору, почки, корни, плоды деревьев и т. д. Ель – главное сы­рье для бумажной про­мышленности – нужна и для постройки кораб­лей, и для столярных из­делий, для изготовления музыкальных инструмен­тов. А лиственница си­бирская – это стойкое, не гниющее дерево, хо­рошо используется в любом строительстве. А осина? Ведь без этого дерева мы были бы без спичек. Вот какие ценные деревья сберегает наша макулатура. Соби­рая её, мы сберегаем леса...

На классный час был приглашен представи­тель Главвторсырья. Он сообщил, что одна тон­на макулатуры после переработки дает 750 килограммов новой бу­маги. ЦК ВЛКСМ и Союзглаввторсырье ежегодно проводят Всесо­юзное соревнование пионеров и школьников по сбору макулатуры «Миллион – Родине»! Собрать одну тонну макулатуры – значит из­готовить 25 тысяч но­вых тетрадей или спа­сти 80 сосен! А чтобы обеспечить всю страну тетрадями, промышлен­ность должна получить 200 тысяч тонн старой бумаги. В нашей стране более 40 миллионов учеников. Если каждый будет сдавать в течение учебного года хотя бы по килограмму за чет­верть, то в заготови­тельные организации по­ступит 160 тысяч тонн. При этом сохранится от вырубки около милли­она кубометров леса.

Далее старшая пио­нервожатая сказала, что за I полугодие детьми школы собрано 25 тонн старой бумаги. Назвала и лучших сборщиков. Заготовительная контора перечисляет школе за каждую тонну макулату­ры 20 рублей. За 25 тонн старой бумаги по­лагается 500 рублей. А эти деньги можно ис­пользовать для органи­зации праздников в школе, походов, оформ­ления пионерской ком­наты, зала боевой славы, награждения луч­ших пионерских отря­дов.

После этого классного часа совет дружины объявил решение: всем октябрятам, пионерам принять активное уча­стие во Всесоюзном со­ревновании по сбору бумажной макулатуры, просить дирекцию шко­лы выдавать новые учебники в первую оче­редь тем ученикам, ко­торые активно собира­ют макулатуру и береж­но обращаются с учебниками.

Благодатным материалом по экономическому воспитанию являются также уроки природоведения. Вопрос об охране природы, любви и бережном отношении к ней проходит красной нитью на каждом уроке природоведения в школе-интернате № 4. Особенно ярко он звучит на таких уроках, как «Растения нашего леса», «Освоение земных недр», «Вода на службе человека» и других. Учителя на этих уроках показывают детям, что любовь к природе неот­делима от ее охраны.

В формировании лич­ности все зависит от то­го, как человек прожи­вет детство. И отношение к родной природе – необычайно действен­ный инструмент воспи­тания. Учителя знают, что природу надо изу­чать с азов, как азбуку, не страшась повторений. Ее, как и любой школьный предмет, ну­жно усваивать, закреп­лять в сознании.

Вечерний Челя­бинск. – 1981 г. – 13 нояб.