Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
Известная восточная мудрость говорит, что человек за жизнь должен сделать минимум хотя бы одно из трех дел: вырастить двух-трех сыновей, вырыть два колодца в пустыне и вырастить хотя бы одно дерево.
С раннего возраста в школе воспитывается у ребенка личная ответственность за бережное отношение к природе. Педагоги помогают ученикам в доступной форме самостоятельно разобраться во флоре и фауне родного края. И дети уже с первых лет обучения в школе включаются в посильную общественно-полезную деятельность. Вот как строит, например, свою работу учитель школы № 91 Г.Ф. Сергеева. Вопросам экономического воспитания она посвящает внеурочные занятия. Интересно прошел классный час на тему «Мы и природа». Цель его – привлечь внимание детей к охране лесов, полей, рек, озер. «На просторах Советского Союза, – рассказывает учитель во вводной беседе, – раскинулись леса и пустыни, болота и высокие горы, степи и моря».
Советские люди разумно используют природу того края, в котором живут, бережно ее охраняют, и поэтому природа щедро дарит им свои богатства. Они принадлежат трудовому народу. Наш край несметно богат.
Попутно задаются вопросы: какие деревья встречаются в нашей местности? Какие животные обитают на Урале? Какую пользу приносит лес?
Всем своим рассказом она подводит к выводу о том, почему нужно беречь растительность, не ломать деревья и кустарники, не обижать животных и птиц.
Дети узнали, что правительство нашей страны приняло закон об охране природы. По этому закону запрещается самовольная рубка леса, охота на редких животных, загрязнение водоемов. А для разведения животных и редких растений имеются специальные парки и заповедники. В СССР их насчитывается более 190. Это, например, заповедник «Беловежская пуща». В Воронежской области в заповеднике разводят бобров. Уральцы гордятся Ильменским заповедником. А в заключение работы на занятии ребята записали памятку: «Знай, люби и охраняй природу».
К проведению классного часа «Соберём макулатуру – сохраним лес» учитель из этой же школы Л.Н. Будина готовила детей заранее, давая конкретные задания. Одни готовили сообщения, другие газету и альбом, третьи –демонстрационный материал.
Цель классного часа – привлечь детей к активному участию в сборе вторсырья, воспитать понимание необходимости сохранения родной природы.
Главное, что было достигнуто на этом классном часе – самостоятельные выводы ребят. Так, один школьник говорит: «Знаете ли вы, что один гектар леса за один час вырабатывает столько кислорода, сколько нужно для жизни 200 человек, что лес, как фильтр, очищает воздух от заводского газа и дыма, что лес – это поставщик меда, ведь одно дерево липы даёт столько же меда, сколько один гектар гречихи».
Лесные деревья – дуб, бук, береза, сосна, рябина, орех, калина приносят большую пользу как лекарственные растения. В производстве используют кору, почки, корни, плоды деревьев и т. д. Ель – главное сырье для бумажной промышленности – нужна и для постройки кораблей, и для столярных изделий, для изготовления музыкальных инструментов. А лиственница сибирская – это стойкое, не гниющее дерево, хорошо используется в любом строительстве. А осина? Ведь без этого дерева мы были бы без спичек. Вот какие ценные деревья сберегает наша макулатура. Собирая её, мы сберегаем леса...
На классный час был приглашен представитель Главвторсырья. Он сообщил, что одна тонна макулатуры после переработки дает 750 килограммов новой бумаги. ЦК ВЛКСМ и Союзглаввторсырье ежегодно проводят Всесоюзное соревнование пионеров и школьников по сбору макулатуры «Миллион – Родине»! Собрать одну тонну макулатуры – значит изготовить 25 тысяч новых тетрадей или спасти 80 сосен! А чтобы обеспечить всю страну тетрадями, промышленность должна получить 200 тысяч тонн старой бумаги. В нашей стране более 40 миллионов учеников. Если каждый будет сдавать в течение учебного года хотя бы по килограмму за четверть, то в заготовительные организации поступит 160 тысяч тонн. При этом сохранится от вырубки около миллиона кубометров леса.
Далее старшая пионервожатая сказала, что за I полугодие детьми школы собрано 25 тонн старой бумаги. Назвала и лучших сборщиков. Заготовительная контора перечисляет школе за каждую тонну макулатуры 20 рублей. За 25 тонн старой бумаги полагается 500 рублей. А эти деньги можно использовать для организации праздников в школе, походов, оформления пионерской комнаты, зала боевой славы, награждения лучших пионерских отрядов.
После этого классного часа совет дружины объявил решение: всем октябрятам, пионерам принять активное участие во Всесоюзном соревновании по сбору бумажной макулатуры, просить дирекцию школы выдавать новые учебники в первую очередь тем ученикам, которые активно собирают макулатуру и бережно обращаются с учебниками.
Благодатным материалом по экономическому воспитанию являются также уроки природоведения. Вопрос об охране природы, любви и бережном отношении к ней проходит красной нитью на каждом уроке природоведения в школе-интернате № 4. Особенно ярко он звучит на таких уроках, как «Растения нашего леса», «Освоение земных недр», «Вода на службе человека» и других. Учителя на этих уроках показывают детям, что любовь к природе неотделима от ее охраны.
В формировании личности все зависит от того, как человек проживет детство. И отношение к родной природе – необычайно действенный инструмент воспитания. Учителя знают, что природу надо изучать с азов, как азбуку, не страшась повторений. Ее, как и любой школьный предмет, нужно усваивать, закреплять в сознании.
Вечерний Челябинск. – 1981 г. – 13 нояб.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69