logo
Сборник статей

Особенности преподавания экономики в школе

Соавтор С.С. Косенко

Необходимость введения предмета «Экономика» в систему об­разования вызвана изменениями в политической и экономической жизни России, социальной адаптацией выпускников школы к услови­ям рыночной экономики. Включение его в федеральный базисный план сдерживается отсутствием достаточного количества квалифици­рованных преподавателей и качественных учебно-методических ма­териалов. В то же время рекомендовано включать экономику в ре­гиональные базисные учебные планы по мере готовности регионов. Существует три основных подхода внедрения экономики в учебный процесс общеобразовательных школ:

Кроме того, можно классифицировать еще два способа отраже­ния экономических знаний в процессе обучения школьников:

Однако сложное общее экономическое положение в стране, не­возможность в краткие сроки обеспечить должное финансирование общеобразовательной сферы, создать необходимую материальную базу для учебного процесса, накопившиеся годами педагогические и материально-технические проблемы, а самое главное, отсутствие гибкого механизма реформирования учебного процесса чрезвычайно затрудняют дальнейшее развитие экономического образования в об­щеобразовательной школе.

Перед экономическим образованием в школе стоят следующие задачи:

1) формирование экономической ответственности личности;

  1. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов;

  2. выработка навыков осознанного чтения газет и просмотра но­востей;

  3. выработка навыков хозяйственной деятельности в разных экономических условиях, в том числе навыков ведения домашнего хозяйства.

Успех обучения всегда зависит от мотивации учебной деятель­ности. Для реализации целей экономического обучения необходимо формировать внутренние, личностные, учебно-познавательные моти­вы, направленные непосредственно на содержание учебного материа­ла и на содержание учебной деятельности.

Практика ведения уроков экономики показывает, что, несмотря на большую заинтересованность учащихся экономикой, часто возни­кают следующие проблемы: неумение слушать другого, принимать чужую точку зрения, аргументированно вести дискуссии; незнание принципов конспектирования текста; неумение использовать свои интеллектуальные возможности. Поиск путей решения этих проблем привел к отказу от традиционного объяснительно-иллюстративного метода (пересказа учебников, показа стандартных алгоритмов) и вне­дрению на уроках экономики интенсивных форм обучения.

Идея такого обучения заключается в том, что не объем знаний или количество информации являются целью, а то, как ученик умеет управляться с этой информацией: сопоставлять и применять ее в жи­зни. Действия учителя в этом случае направлены на активизацию мы­слительной деятельности школьника и поддержание интереса к теме.

Содержательная стадия может включать работу ученика с тек­стом. Процесс чтения должен быть активным и сопровождаться дей­ствиями учащегося.

Читая текст учебника, ученики делают пометки:

V – известная информация;

+ – новая информация, которую нужно прибавить к тому, что знаю;

- не согласен;

? не понял.

Может быть и две пометки, например +, -.

Текст должен быть небольшим. Обсуждение следует начинать с известной информации, потом работать с новой, далее снимать неясности, в заключение составлять опорные схемы. При со­ставлении опорной схемы фиксируются только те выборы и мнения, с которыми согласны все, то есть опорный конспект или таблица – это мнение всей группы. При этом происходит активное переосмысление собственного представления с учетом вновь приобретенных знаний.

Это не единственно возможный алгоритм урока экономики. В зависимости от многих факторов, можно использовать различные ме­тоды групповой работы. Учитель выступает как координатор учебно­го процесса, его организатор. Работа в классе возможна в разных ва­риантах:

  1. комментированный пересказ;

  2. дискуссии;

  3. обобщение материала – работа в малых группах.

После получения новой информации важно обсудить, насколько первоначальное представление соответствовало или противоречило реальному состоянию дел. Рассматриваются все мысли, записанные на доске в начале урока. После того как ученики соотнесли свои но­вые представления с тем, что они думали раньше, необходимо откор­ректировать ассоциограмму и занести ее в тетрадь. Таким образом, полученная информация должна подкрепиться организацией струк­турирования этой информации.

При изучении новых экономических понятий целесообразно ис­пользовать сэнквейм – это методический прием, имеющий несколько функциональных задач: эмоциональную, творческую, раз­вития речи, развивающую ассоциативные связи. Термин происхо­дит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоя­щие из 5 строк (табл.).

Таблица

Применение методического приема «сэнквейм»

в теме «Общие основы экономики»

Заголовок

(ключевое слово урока)

Экономика

2 прилагательных

Рыночная, государственная

3 глагола

Дает работу, собирает налоги, повышает цены

Фраза, несущая определенный смысл

Все это делают люди

Слово- резюме

Жизнь


Принципиально важно создать на уроке ситуацию успешности для каждого ученика. С этой целью можно использовать бизнес-тре­нинги.

Бизнес-тренинг из раздела менеджмента «Стили управления» учит правильно выбирать стиль руководства процессом в рамках си­туативного подхода. Изначально перед тремя командами стоит про­стая и всем понятная задача – построить город. Каждая команда по­лучает клей, ножницы, бумагу, а также карточку с определенными условиями. Для первой команды: «Условие: вам нужно назначить ди­ректора. Всем процессом должен управлять он один». Для второй ко­манды: «Условие: все вопросы должны решаться голосованием». Для третьей команды: «Условие: каждый делает, что хочет. Участникам не разрешается советоваться друг с другом».

Тренинг заканчивается презентацией города. Учитель задает следующие вопросы. Для первой команды: «Все ли мнения учитыва­лись? Комфортно ли им было, когда их мнения не учитывали?» Для второй команды: «Все ли они успели? Стоило ли голосовать по мело­чам? Все ли мнения учтены?» Для третьей команды: «Получился ли целостный результат? Какие преимущества и недостатки в процессе работы вы бы отметили?» Все плюсы и минусы заносятся в таблицу и формулируются выводы о зависимости стиля управления от ситуа­ции. Например, в стандартной ситуации, когда время ограничено, го­лосование не требуется. И, наоборот, в сложной ситуации, когда тре­буется поддержка всего коллектива, стоит проголосовать. Стиль аб­солютной свободы подходит для творческих профессий, но не прием­лем для коллективного целенаправленного действия. Выводы по теме фиксируются в тетрадях.

В изучении экономики большое значение имеют практические работы. Важно, чтобы их содержание отвечало интересам учеников. Поэтому мы предлагаем следующие темы:

  1. Покупка в кредит. Сравнение цен и процентов по кредитам.

  2. Анализ потребительских свойств и цен на моющие средства.

  1. Расчет платы за коммунальные услуги. Рассмотрение воз­можностей уменьшения оплаты.

  2. Анализ кассовых чеков (сменный отчет). Средний чек. Интен­сивность потока покупателей.

5. Расчет налогового вычета на приобретение жилья.

Полученные знания важно закрепить дома, для этих целей мож­но использовать кроссворды, пятистишия, эссе (например, на темы: «Как вы относитесь к видеопиратству? Нарушаются ли при этом пра­ва собственности?», «Какими личностными качествами должен обла­дать современный деловой человек?», «Нравственность в сфере эко­номической деятельности»).

Применение этих технологий позволяет сделать экономику ин­тересным и доступным предметом, в рамках которого:

1)формируется экономическая ответственность учащихся;

  1. развивается экономическое мышление, умение работать с текстом, способность анализировать и систематизировать получен­ную информацию;

  2. появляются знания о рациональных способах хозяйственной деятельности в разных экономических условиях.

Учебная деятельность вызывает познавательный интерес. Имен­но на его основе у учащихся формируются мотивы учения, тесно свя­занные с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения.

Библиографический список

  1. Берман, Л.Э. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе / Л.Э. Берман // www.vmoisto.narod.ru/ber.htra.

  2. Кайзер, Ф.Й. Методика преподавания экономических дисциплин: основы концепции, направленной на активизацию процесса обу­чения, с примерами / Ф.Й. Кайзер, X. Камински. – СПб.: НПО «Мир и Семья», 2002. – 230 с.

  3. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон. – М.: Дело, 2002. – 701 с.

  4. Преображенская, Е.В. Домашняя экономика: тетр. / Е.В. Преоб­раженская. – Саратов: Лицей, 2002. – 90 с.

  5. Райзберг, Б.А. Основы экономики: учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: Инфра-М, 2000. – 407 с.

Эколого-экономическое образование: проблемы

и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Саламатов. – Челябинск, 2005.