Особенности преподавания экономики в школе
Соавтор С.С. Косенко
Необходимость введения предмета «Экономика» в систему образования вызвана изменениями в политической и экономической жизни России, социальной адаптацией выпускников школы к условиям рыночной экономики. Включение его в федеральный базисный план сдерживается отсутствием достаточного количества квалифицированных преподавателей и качественных учебно-методических материалов. В то же время рекомендовано включать экономику в региональные базисные учебные планы по мере готовности регионов. Существует три основных подхода внедрения экономики в учебный процесс общеобразовательных школ:
экономика включена в основное расписание, по окончании курса оценка выставляется в аттестат.
экономика не является обязательным предметом и преподается в качестве спецкурса или факультатива для всех желающих. Это связано с отсутствием свободных часов в учебном плане, слабой обеспеченностью школьными учебниками по экономике, недостаточным количеством подготовленных преподавателей по этому предмету и т.д.
сочетаются первый и второй варианты: в младшем и среднем звене преобладает факультативный подход, в старшем – предметный.
Кроме того, можно классифицировать еще два способа отражения экономических знаний в процессе обучения школьников:
экономизация общеобразовательных дисциплин, как правило, математики, технологии, географии, истории, обществоведения;
непрофессиональная подготовка в специальных школах, профильных классах.
Однако сложное общее экономическое положение в стране, невозможность в краткие сроки обеспечить должное финансирование общеобразовательной сферы, создать необходимую материальную базу для учебного процесса, накопившиеся годами педагогические и материально-технические проблемы, а самое главное, отсутствие гибкого механизма реформирования учебного процесса чрезвычайно затрудняют дальнейшее развитие экономического образования в общеобразовательной школе.
Перед экономическим образованием в школе стоят следующие задачи:
1) формирование экономической ответственности личности;
выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов;
выработка навыков осознанного чтения газет и просмотра новостей;
выработка навыков хозяйственной деятельности в разных экономических условиях, в том числе навыков ведения домашнего хозяйства.
Успех обучения всегда зависит от мотивации учебной деятельности. Для реализации целей экономического обучения необходимо формировать внутренние, личностные, учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и на содержание учебной деятельности.
Практика ведения уроков экономики показывает, что, несмотря на большую заинтересованность учащихся экономикой, часто возникают следующие проблемы: неумение слушать другого, принимать чужую точку зрения, аргументированно вести дискуссии; незнание принципов конспектирования текста; неумение использовать свои интеллектуальные возможности. Поиск путей решения этих проблем привел к отказу от традиционного объяснительно-иллюстративного метода (пересказа учебников, показа стандартных алгоритмов) и внедрению на уроках экономики интенсивных форм обучения.
Идея такого обучения заключается в том, что не объем знаний или количество информации являются целью, а то, как ученик умеет управляться с этой информацией: сопоставлять и применять ее в жизни. Действия учителя в этом случае направлены на активизацию мыслительной деятельности школьника и поддержание интереса к теме.
Содержательная стадия может включать работу ученика с текстом. Процесс чтения должен быть активным и сопровождаться действиями учащегося.
Читая текст учебника, ученики делают пометки:
V – известная информация;
+ – новая информация, которую нужно прибавить к тому, что знаю;
- – не согласен;
? – не понял.
Может быть и две пометки, например +, -.
Текст должен быть небольшим. Обсуждение следует начинать с известной информации, потом работать с новой, далее снимать неясности, в заключение составлять опорные схемы. При составлении опорной схемы фиксируются только те выборы и мнения, с которыми согласны все, то есть опорный конспект или таблица – это мнение всей группы. При этом происходит активное переосмысление собственного представления с учетом вновь приобретенных знаний.
Это не единственно возможный алгоритм урока экономики. В зависимости от многих факторов, можно использовать различные методы групповой работы. Учитель выступает как координатор учебного процесса, его организатор. Работа в классе возможна в разных вариантах:
комментированный пересказ;
дискуссии;
обобщение материала – работа в малых группах.
После получения новой информации важно обсудить, насколько первоначальное представление соответствовало или противоречило реальному состоянию дел. Рассматриваются все мысли, записанные на доске в начале урока. После того как ученики соотнесли свои новые представления с тем, что они думали раньше, необходимо откорректировать ассоциограмму и занести ее в тетрадь. Таким образом, полученная информация должна подкрепиться организацией структурирования этой информации.
При изучении новых экономических понятий целесообразно использовать сэнквейм – это методический прием, имеющий несколько функциональных задач: эмоциональную, творческую, развития речи, развивающую ассоциативные связи. Термин происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящие из 5 строк (табл.).
Таблица
Применение методического приема «сэнквейм»
в теме «Общие основы экономики»
Заголовок (ключевое слово урока) | Экономика |
2 прилагательных | Рыночная, государственная |
3 глагола | Дает работу, собирает налоги, повышает цены |
Фраза, несущая определенный смысл | Все это делают люди |
Слово- резюме | Жизнь |
Принципиально важно создать на уроке ситуацию успешности для каждого ученика. С этой целью можно использовать бизнес-тренинги.
Бизнес-тренинг из раздела менеджмента «Стили управления» учит правильно выбирать стиль руководства процессом в рамках ситуативного подхода. Изначально перед тремя командами стоит простая и всем понятная задача – построить город. Каждая команда получает клей, ножницы, бумагу, а также карточку с определенными условиями. Для первой команды: «Условие: вам нужно назначить директора. Всем процессом должен управлять он один». Для второй команды: «Условие: все вопросы должны решаться голосованием». Для третьей команды: «Условие: каждый делает, что хочет. Участникам не разрешается советоваться друг с другом».
Тренинг заканчивается презентацией города. Учитель задает следующие вопросы. Для первой команды: «Все ли мнения учитывались? Комфортно ли им было, когда их мнения не учитывали?» Для второй команды: «Все ли они успели? Стоило ли голосовать по мелочам? Все ли мнения учтены?» Для третьей команды: «Получился ли целостный результат? Какие преимущества и недостатки в процессе работы вы бы отметили?» Все плюсы и минусы заносятся в таблицу и формулируются выводы о зависимости стиля управления от ситуации. Например, в стандартной ситуации, когда время ограничено, голосование не требуется. И, наоборот, в сложной ситуации, когда требуется поддержка всего коллектива, стоит проголосовать. Стиль абсолютной свободы подходит для творческих профессий, но не приемлем для коллективного целенаправленного действия. Выводы по теме фиксируются в тетрадях.
В изучении экономики большое значение имеют практические работы. Важно, чтобы их содержание отвечало интересам учеников. Поэтому мы предлагаем следующие темы:
Покупка в кредит. Сравнение цен и процентов по кредитам.
Анализ потребительских свойств и цен на моющие средства.
Расчет платы за коммунальные услуги. Рассмотрение возможностей уменьшения оплаты.
Анализ кассовых чеков (сменный отчет). Средний чек. Интенсивность потока покупателей.
5. Расчет налогового вычета на приобретение жилья.
Полученные знания важно закрепить дома, для этих целей можно использовать кроссворды, пятистишия, эссе (например, на темы: «Как вы относитесь к видеопиратству? Нарушаются ли при этом права собственности?», «Какими личностными качествами должен обладать современный деловой человек?», «Нравственность в сфере экономической деятельности»).
Применение этих технологий позволяет сделать экономику интересным и доступным предметом, в рамках которого:
1)формируется экономическая ответственность учащихся;
развивается экономическое мышление, умение работать с текстом, способность анализировать и систематизировать полученную информацию;
появляются знания о рациональных способах хозяйственной деятельности в разных экономических условиях.
Учебная деятельность вызывает познавательный интерес. Именно на его основе у учащихся формируются мотивы учения, тесно связанные с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения.
Библиографический список
Берман, Л.Э. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе / Л.Э. Берман // www.vmoisto.narod.ru/ber.htra.
Кайзер, Ф.Й. Методика преподавания экономических дисциплин: основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения, с примерами / Ф.Й. Кайзер, X. Камински. – СПб.: НПО «Мир и Семья», 2002. – 230 с.
Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон. – М.: Дело, 2002. – 701 с.
Преображенская, Е.В. Домашняя экономика: тетр. / Е.В. Преображенская. – Саратов: Лицей, 2002. – 90 с.
Райзберг, Б.А. Основы экономики: учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: Инфра-М, 2000. – 407 с.
Эколого-экономическое образование: проблемы
и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Саламатов. – Челябинск, 2005.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69