Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
Соавторы В.В. Латюшин, Н.К. Окунева, А.А. Саламатов
Качество образования неразрывно связано с его воспитательным потенциалом. Школа призвана не только вооружить учащихся знаниями по основам наук, отвечающими требованиям времени, но и подготовить их к трудовому образу жизни, осознанному выбору продолжения образования и будущей профессии. Не случайно в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывается на необходимость усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения. Приоритетной среди них, несомненно, является технология. Она несет в себе созидательное начало, открывает перед учащимися возможность применения знаний и умений для создания полезных и нужных не только себе, но и другим людям вещей. Тем более что в наши дни из документов, регламентирующих деятельность школы, исчезают такие важнейшие понятия, как «труд» и «трудовое воспитание».
Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторичную в прошлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизненная, ориентированная на достижение личного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересы общества и попираться нравственные нормы.
Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважения и интереса к труду в сфере материального производства, техническому творчеству. А ведь в стране уже сегодня ощущается нехватка технического персонала, прежде всего квалифицированных рабочих, которая с восстановлением ее экономики будет все более обостряться.
Несмотря на серьезные потери, которые понесло трудовое воспитание в переходный период, налицо и определенные достижения. Усилиями ученых-педагогов П.Р. Атутова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.М. Казакевича, И.А. Сасовой, О.А. Кожиной и других при активном участии ряда организаторов образования и учителей-практиков были разработаны Концепция и программно-методическое обеспечение новой образовательной области «Технология» и начато ее внедрение в школах.
Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становлении учащихся. К задачам формирования потребности в труде, трудолюбия, добросовестности в работе ныне добавляются развитие технологической культуры, предпринимательской инициативы, конкурентоспособности и расчета на собственные силы.
Технологическая подготовка основывается на включении учащихся в разнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественно полезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую и поисково-исследовательскую. Все они являются ее составными частями. Важно подчеркнуть также интегративный характер и практико-прикладную направленность образовательной области «Технология».
Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от объединения усилий образовательных учреждений, семьи и общественности. Ослабление его, особенно в городских условиях, с неизбежностью ведет к быстрому росту в детской среде тунеядческих настроений, презрительного отношения к труду, особенно физическому, различных правонарушений.
Отказ от социально-экономических фантазий и заблуждений недавнего прошлого выдвигает на первый план общечеловеческие нравственные нормы и ценности, особое место среди которых занимает трудовая мораль. С ее требованиями, изложенными в доступной детскому пониманию форме, надо знакомить уже дошкольников. Такую работу, например, целенаправленно проводят воспитатели детского сада № 476 г. Челябинска. В занимательном, часто сказочном изложении малышам объясняют, почему люди должны трудиться, быть трудолюбивыми, умелыми, бережливыми. Детей привлекают к выполнению посильных трудовых обязанностей, рассказывают о доступных их пониманию массовых профессиях, о том, как создаются окружающие их вещи.
В дошкольном образовательном учреждении № 2 с. Михайловское Челябинской области в работе по трудовому воспитанию малышей особая роль отводится экскурсиям на местные предприятия. После каждой из них проводится ролевая игра, в которой они воспроизводят увиденное.
Несоизмеримо большими возможностями для трудового воспитания детей располагает школа. Во многих городских и сельских школах нашей области сложилась достаточно эффективная система подготовки учащихся к труду. При этом в начальных классах делается упор на ознакомление их с обработкой простейших конструкционных материалов, приучение к аккуратности и ответственности в работе, формирование привычки к самообслуживанию. В средних классах к ручным умениям добавляются машинные, расширяется перечень и усложняется характер объектов труда, набор изучаемых технологий, происходит знакомство с основными отраслями народного хозяйства и ведущими профессиями. В старшей школе с учетом пожеланий учащихся и их родителей углубленно изучаются различные технологии, а в ряде школ, имеющих необходимые условия, дополнительно осуществляется и начальная профессиональная подготовка.
На занятиях по технологии особое внимание уделяется развитию у школьников самостоятельности в работе: умению ее планировать, разрабатывать технологическую документацию, осуществлять самоконтроль качества выполняемых операций и изделий. Этому во многом способствует использование метода проектов, хотя его широкому применению препятствует нехватка учебного времени, а также слабая разработанность этой проблемы в методической литературе.
Значительное место в трудовой деятельности учащихся отводится изучению традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, бисероплетения, лоскутной пластики и др. О результативности этого ее направления в технологии убедительно свидетельствуют конкурсы и выставки детских творческих работ.
Своеобразными экспериментальными площадками по совершенствованию трудовой подготовки учащихся стали в области общеобразовательные школы технологического профиля и межшкольные учебные комбинаты. По широте представленных направлений и уровню постановки учебно-воспитательного процесса заметно выделяется в областном центре школа-лицей № 142. Здесь на десяти профилях осуществляется углубленная технологическая и по желанию учащихся начальная профессиональная подготовка. При этом особый упор сделан на расширении и углублении взаимосвязей общеобразовательной и технологической составляющей учебно-воспитательного процесса с целью осознанного профессионального самоопределения выпускников. Важно и то, что в этой и других технологических школах при отборе направлений приоритет принадлежит профилям реально востребуемым на рынке труда (дерево- и металлообработка, автодело, швейное производство, электрорадио-технология, компьютерное делопроизводство и др.).
Практико-ориентированный характер образования традиционно присущ сельской школе с ее близостью к природе, труду на земле. Хотя за последние годы ослабли связи большинства сельских школ с местными хозяйствами, педагогические коллективы прилагают немало усилий для того, чтобы сохранить на допрофессиональном, а в ряде случаев и профессиональном уровне изучение основных направлений сельскохозяйственного производства и вовлечение учащихся в производительный труд. При этом в новых условиях на первый план выступает задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального крестьянского (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и экономической основе.
Все это в полной мере представлено в деятельности Ржавской агроэкологической средней школы нашей области. Во многом еще и потому, что она тесно взаимодействует с Челябинским агроинженерным институтом и агротехническим лицеем г. Верхнеуральска, Магнитогорским университетом и тамошним лицеем № 17. Наряду с полноценным общим образованием ее учащиеся по желанию получают ориентированную на труд в селе профессиональную подготовку: мастер сельскохозяйственного производства (фермер), тракторист-машинист широкого профиля, водитель грузового автомобиля категории «С», портной легкого платья, а также знание основ предпринимательской деятельности. При этом теоретический материал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладает хорошей материально-технической базой и землей.
Трудовому воспитанию школьников отводится важное место и в системе дополнительного образования. Это прежде всего вовлечение их в техническое творчество и общественно полезный труд во внеучебное время. Благодаря осуществляемой в последние три года целевой «Программе занятости молодежи и подростков Челябинской области» по этим направлениям удалось добиться определенных положительных сдвигов. Крупные предприятия – Саткинский хлебокомбинат, Каштымский радиозавод, совхоз «Каштакский» и другие выделяют в летний период специальные рабочие места для учащихся, создаются подростковые трудовые отряды и бригады, организуются археологические и геологические экспедиции и т.д.
В течение нескольких лет при администрации Челябинской области действует Межведомственный совет по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, который разрабатывает концептуальные основы трудового воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения. Функционирует также областной центр профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов.
Улучшению трудовой подготовки школьников области способствует начатая в 1996 г. в Челябинском госпедуниверситете подготовка учителей по специальности «Технология и предпринимательство». На этом факультете сейчас обучается более 600 студентов. Уже в годы учебы они активно используют получаемые знания и навыки для организации технического и декоративно-прикладного творчества школьников, вовлечения их в общественно полезный труд, профессиональной ориентации.
Существует мнение, что осуществляемая ныне профилизация старшей школы сможет существенно улучшить профориентацию учащихся. Однако связь между углубленным изучением того или иного академического учебного предмета и выбором конкретной профессии весьма проблематична. Более того, поскольку профильное обучение предполагается ввести в основном за счет резкого сокращения времени, отведенного на изучение технологии, состояние подготовки учащихся к труду, и без того во многом оставляющее желать лучшего, может лишь ухудшиться. Ведь технология – это сердцевина трудового воспитания и профориентации.
В интересах успешного развития общества и экономики страны необходимо обеспечить подготовке молодого поколения к труду достойное место в школе.
Школа и производство. – 2004. – № 1.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69