logo
Сборник статей

Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе

Соавторы В.В. Латюшин, Н.К. Окунева, А.А. Саламатов

Качество образования неразрывно связано с его воспитательным потенциа­лом. Школа призвана не только вооружить учащихся знаниями по основам наук, от­вечающими требованиям времени, но и подготовить их к трудовому образу жизни, осознанному выбору продолжения обра­зования и будущей профессии. Не слу­чайно в Концепции модернизации рос­сийского образования на период до 2010 г. указывается на необходимость усиле­ния роли дисциплин, обеспечивающих ус­пешную социализацию подрастающего поколения. Приоритетной среди них, не­сомненно, является технология. Она несет в себе созидательное начало, откры­вает перед учащимися возможность при­менения знаний и умений для создания полезных и нужных не только себе, но и другим людям вещей. Тем более что в на­ши дни из документов, регламентирую­щих деятельность школы, исчезают такие важнейшие понятия, как «труд» и «трудо­вое воспитание».

Трудовое становление личности в лю­бых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей вос­питания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторичную в про­шлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизнен­ная, ориентированная на достижение лич­ного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересы общества и попи­раться нравственные нормы.

Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважения и интереса к труду в сфере ма­териального производства, техническому творчеству. А ведь в стране уже сегодня ощущается нехватка технического персо­нала, прежде всего квалифицированных рабочих, которая с восстановлением ее экономики будет все более обостряться.

Несмотря на серьезные потери, кото­рые понесло трудовое воспитание в пере­ходный период, налицо и определенные достижения. Усилиями ученых-педагогов П.Р. Атутова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.М. Казакевича, И.А. Сасовой, О.А. Кожиной и других при активном участии ряда организаторов об­разования и учителей-практиков были разработаны Концепция и программно-методическое обеспечение новой обра­зовательной области «Технология» и нача­то ее внедрение в школах.

Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становлении учащихся. К задачам формирования потребности в труде, трудолюбия, добросовестности в работе ныне добавляются развитие тех­нологической культуры, предпринима­тельской инициативы, конкурентоспособ­ности и расчета на собственные силы.

Технологическая подготовка основы­вается на включении учащихся в разнооб­разные виды деятельности: учебную, са­мообслуживания, общественно полезную, в том числе и созидательную, производ­ственно-предпринима­тель­скую и поиско­во-исследовательскую. Все они являются ее составными частями. Важно подчерк­нуть также интегративный характер и практико-прикладную направленность образовательной области «Технология».

Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от объеди­нения усилий образовательных учрежде­ний, семьи и общественности. Ослабле­ние его, особенно в городских условиях, с неизбежностью ведет к быстрому росту в детской среде тунеядческих настроений, презрительного отношения к труду, осо­бенно физическому, различных правона­рушений.

Отказ от социально-экономических фантазий и заблуждений недавнего про­шлого выдвигает на первый план общече­ловеческие нравственные нормы и ценно­сти, особое место среди которых занима­ет трудовая мораль. С ее требованиями, изложенными в доступной детскому пони­манию форме, надо знакомить уже до­школьников. Такую работу, например, це­ленаправленно проводят воспитатели детского сада № 476 г. Челябинска. В за­нимательном, часто сказочном изложе­нии малышам объясняют, почему люди должны трудиться, быть трудолюбивыми, умелыми, бережливыми. Детей привлека­ют к выполнению посильных трудовых обязанностей, рассказывают о доступных их пониманию массовых профессиях, о том, как создаются окружающие их вещи.

В дошкольном образовательном уч­реждении № 2 с. Михайловское Челябин­ской области в работе по трудовому вос­питанию малышей особая роль отводится экскурсиям на местные предприятия. После каждой из них проводится ролевая игра, в которой они воспроизводят уви­денное.

Несоизмеримо большими возможнос­тями для трудового воспитания детей располагает школа. Во многих городских и сельских школах нашей области сложи­лась достаточно эффективная система подготовки учащихся к труду. При этом в начальных классах делается упор на озна­комление их с обработкой простейших конструкционных материалов, приучение к аккуратности и ответственности в рабо­те, формирование привычки к самообслу­живанию. В средних классах к ручным умениям добавляются машинные, расши­ряется перечень и усложняется характер объектов труда, набор изучаемых техно­логий, происходит знакомство с основны­ми отраслями народного хозяйства и ве­дущими профессиями. В старшей школе с учетом пожеланий учащихся и их родите­лей углубленно изучаются различные технологии, а в ряде школ, имеющих необхо­димые условия, дополнительно осущест­вляется и начальная профессиональная подготовка.

На занятиях по технологии особое вни­мание уделяется развитию у школьников самостоятельности в работе: умению ее планировать, разрабатывать технологи­ческую документацию, осуществлять са­моконтроль качества выполняемых опе­раций и изделий. Этому во многом спо­собствует использование метода проек­тов, хотя его широкому применению пре­пятствует нехватка учебного времени, а также слабая разработанность этой проб­лемы в методической литературе.

Значительное место в трудовой дея­тельности учащихся отводится изучению традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, бисероплетения, лоскутной пластики и др. О результативности этого ее направления в технологии убедительно свидетельствуют конкурсы и выставки детских творческих работ.

Своеобразными экспериментальными площадками по совершенствованию трудовой подготовки учащихся стали в области общеобразовательные школы технологического профиля и межшколь­ные учебные комбинаты. По широте пред­ставленных направлений и уровню постановки учебно-воспитательного процесса заметно выделяется в областном центре школа-лицей № 142. Здесь на десяти про­филях осуществляется углубленная тех­нологическая и по желанию учащихся на­чальная профессиональная подготовка. При этом особый упор сделан на расши­рении и углублении взаимосвязей обще­образовательной и технологической составляющей учебно-воспитательного процесса с целью осознанного професси­онального самоопределения выпускни­ков. Важно и то, что в этой и других техно­логических школах при отборе направле­ний приоритет принадлежит профилям реально востребуемым на рынке труда (дерево- и металлообработка, автодело, швейное производство, электрорадио-технология, компьютерное делопроиз­водство и др.).

Практико-ориентированный характер образования традиционно присущ сель­ской школе с ее близостью к природе, труду на земле. Хотя за последние годы ослабли связи большинства сельских школ с местными хозяйствами, педагоги­ческие коллективы прилагают немало усилий для того, чтобы сохранить на допрофессиональном, а в ряде случаев и профессиональном уровне изучение ос­новных направлений сельскохозяйствен­ного производства и вовлечение учащих­ся в производительный труд. При этом в новых условиях на первый план выступает задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального крестьянского (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и экономической основе.

Все это в полной мере представлено в деятельности Ржавской агроэкологической средней школы нашей области. Во многом еще и потому, что она тесно вза­имодействует с Челябинским агроинженерным институтом и агротехническим лицеем г. Верхнеуральска, Магнитогор­ским университетом и тамошним лицеем № 17. Наряду с полноценным общим об­разованием ее учащиеся по желанию по­лучают ориентированную на труд в селе профессиональную подготовку: мастер сельскохозяйственного производства (фермер), тракторист-машинист широко­го профиля, водитель грузового автомо­биля категории «С», портной легкого пла­тья, а также знание основ предпринима­тельской деятельности. При этом теоретический материал изучается в не­разрывной связи с практикой, поскольку школа обладает хорошей материально-технической базой и землей.

Трудовому воспитанию школьников от­водится важное место и в системе допол­нительного образования. Это прежде все­го вовлечение их в техническое творчест­во и общественно полезный труд во внеучебное время. Благодаря осуществ­ляемой в последние три года целевой «Программе занятости молодежи и под­ростков Челябинской области» по этим направлениям удалось добиться опреде­ленных положительных сдвигов. Крупные предприятия – Саткинский хлебокомби­нат, Каштымский радиозавод, совхоз «Каштакский» и другие выделяют в летний период специальные рабочие места для учащихся, создаются подростковые тру­довые отряды и бригады, организуются археологические и геологические экспе­диции и т.д.

В течение нескольких лет при админис­трации Челябинской области действует Межведомственный совет по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, который разраба­тывает концептуальные основы трудового воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения. Функционирует также областной центр профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов.

Улучшению трудовой подготовки школьников области способствует нача­тая в 1996 г. в Челябинском госпедуниверситете подготовка учителей по специаль­ности «Технология и предпринимательст­во». На этом факультете сейчас обучается более 600 студентов. Уже в годы учебы они активно используют получаемые знания и навыки для организации техни­ческого и декоративно-прикладного твор­чества школьников, вовлечения их в общественно полезный труд, профессио­нальной ориентации.

Существует мнение, что осуществляе­мая ныне профилизация старшей школы сможет существенно улучшить профори­ентацию учащихся. Однако связь между углубленным изучением того или иного академического учебного предмета и вы­бором конкретной профессии весьма проблематична. Более того, поскольку профильное обучение предполагается ввести в основном за счет резкого сокра­щения времени, отведенного на изучение технологии, состояние подготовки уча­щихся к труду, и без того во многом остав­ляющее желать лучшего, может лишь ухудшиться. Ведь технология – это серд­цевина трудового воспитания и профори­ентации.

В интересах успешного развития об­щества и экономики страны необходимо обеспечить подготовке молодого поколе­ния к труду достойное место в школе.

Школа и производство. – 2004. – № 1.