Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
Соавтор И.А. Сасова
В зависимости от опыта учителя, а также с учетом местных условий и возможностей урок на одну и ту же тему может быть организован и проведен по-разному. Важно только, чтобы при этом были выполнены основные требования к усвоению конкретного материала и достигнута поставленная цель.
Следует помнить, что в курсе «Основы производства. Выбор профессии» школьники встречаются со значительным количеством экономических понятий. Поэтому, готовясь к урокам, учителю следует проанализировать, какие понятия для подростков являются новыми и ранее не изучались в школе; какие знакомы им из печати, радио- и телепередач или из встреч с передовиками производства и др.; какие изучались в основах наук, использовались в трудовом обучении и общественно полезном, производительном труде. В зависимости от того, насколько знакомо экономическое понятие школьникам, учитель разрабатывает методику его формирования.
При изучении понятий, наиболее сложных для восприятия, можно использовать рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией диафильмов, диапозитивов, фрагментов кинофильмов, таблиц и схем. Для усвоения экономических понятий, уже знакомых школьникам, целесообразно применить метод беседы. Овладение этой группой экономических понятий наиболее успешно происходит в процессе выполнения практических занятий и решения задач производственного содержания. Экономические понятия, изучавшиеся школьниками в общеобразовательных предметах ранее, должны широко применяться для анализа, сравнения, обобщения в практической деятельности учащихся.
Ниже для сравнения приведены схемы двух уроков на одну и ту же тему: «Организация труда на предприятии».
Цель: ознакомить учащихся с формами организации и оплаты труда на предприятии, путями повышения производительности труда; формировать познавательную и трудовую активность; развивать умение анализировать процесс и результаты трудовой деятельности каждого работающего и коллектива в целом.
Оснащение занятия. Диапозитивы «Бригадный хозяйственный расчет в строительстве», диафильм «Техническое совершенствование производства и производительность труда».
План занятия
Вариант 1.
1. Беседа с учащимися о бригадных формах организации труда. В ходе беседы должны быть освещены особенности бригадной формы организации труда: добровольность объединения в бригаду, общая заинтересованность и ответственность за результаты труда, товарищеская взаимопомощь, взаимозаменяемость и взаимоконтроль. Материал по бригадным формам организации труда необходимо связать с трудовой деятельностью учащихся. С этой целью школьникам предлагается рассказать о формах организации их производительного труда (на занятиях трудового обучения, во внеурочное время, в лагерях труда и отдыха, трудовых объединениях и др.).
2. Самостоятельное ознакомление учащихся с оплатой труда при коллективных формах его организации (с. 47 учебного пособия). Беседа с учащимися по этому материалу. В ходе беседы школьники должны прийти к выводу о необходимости распределения заработанных бригадой средств с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Им предлагается рассказать о распределении заработанных средств в процессе производительного труда. Закрепление знаний учащихся по данному разделу рекомендуется проводить по следующим вопросам: в чем сущность социалистического распределения по труду? Почему в оплате труда недопустима уравниловка? В чем преимущества в оплате труда в бригадах по единому наряду? Как распределяется коллективный заработок между членами бригады?
3. Беседа с учащимися о сущности понятия «производительность труда». Учащиеся уже знакомы с понятием, поэтому учитель подчеркивает, что производительность труда выражается в количестве продукции, произведенной работником в единицу времени, или в затрате рабочего времени на изготовление единицы продукции. Используя фрагменты диафильма «Техническое совершенствование производства и производительность труда», учитель раскрывает пути повышения производительности труда. Затем предлагает учащимся ответить на вопросы: в чем вы видите резервы повышения производительности труда и качества продукции на предприятии? Что нужно сделать, чтобы привести их в действие? Какие вы видите пути снижения трудоемкости продукции, изготовленной на базовом предприятии (в процессе вашего производительного труда)?
4. Беседа с учащимися об организации рабочего места. Проводится с привлечением знаний, полученных учащимися в процессе трудового обучения в V– VII классах. Анализ (совместно с учащимися) эргономических характеристик отдельных образцов изделий, инструментов, приспособлений. Определение их соответствия росту, физическим возможностям учащихся.
Вариант 2. (Занятие проводят на базовом предприятии).
Подготовка занятия. Предварительно всех учащихся разбивают на группы по 3–5 человек. Каждая группа получает индивидуальное задание (одно из тех, что представлены далее в таблице). По окончании занятия на предприятии все группы представляют краткие письменные отчеты по теме задания. Такая форма проведения занятия позволяет вовлечь всех учащихся класса в активную работу, способствует показу практической необходимости экономических знаний.
Задания и вопросы:
1. Коллективные формы организации труда на предприятии. Их преимущества.
2. Основные принципы хозяйственного расчета на предприятии.
3. Оплата труда рабочих на предприятии.
Основные мероприятия по повышению производительности труда и их эффективность.
Конкретные и наиболее характерные приемы работы передовиков производства, повышающие производительность труда.
6. Организация рабочих мест передовиков производства. Использование приспособлений для повышения производительности и качества труда.
Форма записи отчета.
Запись рассказа представителя предприятия. Выводы о возможности использования основных принципов бригадных форм в производительном труде школьников.
Запись рассказа бригадира хозрасчетной бригады. Выводы о преимуществах хозрасчета в повышении производительности труда и воспитании хозяйского отношения к материальным ценностям.
Запись форм учета личного вклада каждого рабочего в результат общего труда. Способ определения КТУ и обсуждение вклада каждого работника. Отражение роста производительности труда в цехе, участке, у конкретного рабочего. Описание путей повышения производительности труда, запись беседы с передовиками труда. На основании чего они добиваются повышения производительности труда? Какие приемы работы передовиков производства можно использовать в производительном труде учащихся?
Запись наблюдений за работой передовиков и новаторов труда. Характеристика состояния их рабочего места. Экономический анализ роли организации рабочего места в повышении производительности труда.
При проведении занятия по данному варианту учителю необходимо ознакомиться с организацией труда на конкретном предприятии, определить маршрут движения учащихся на предприятии, выяснить круг лиц, с которыми будут встречаться учащиеся во время занятия.
Особое внимание надо обратить на подготовку всех участников проведения занятия; отметить, на какие вопросы они должны ответить подробно, о чем рассказать учащимся, что показать. Оправдывает себя заранее подготовленный краткий перечень вопросов, которые должен осветить каждый производственник во время занятия со школьниками. Это исключает дублирование, делает занятие более целенаправленным, позволяет учащимся собрать материал для выполнения заданий.
План проведения занятия
Сообщение представителя администрации базового предприятия о преимуществах бригадных форм организации труда.
Рассказ бригадира комплексной бригады (на рабочем месте бригады) об организации коллективного труда.
Ознакомление учащихся с формами учета работы каждого члена бригады и определением КТУ.
Беседа представителя предприятия о путях повышения производительности труда на предприятии.
Рассказ передовика производства о роли научной организации рабочего места для повышения производительности труда (на конкретном рабочем месте).
Проводимый учащимися анализ условий труда на конкретном рабочем месте. Определение путей совершенствования организации данного рабочего места.
Заключение учителя. Краткое подведение итогов занятия, напоминание о формах отчета, сообщение домашнего задания.
Если проанализировать приведенные выше варианты занятий, то нетрудно заметить, что в первом из них для овладения школьниками экономическими знаниями применяются многие методы обучения: рассказ-объяснение, фронтальная беседа, работа над учебным пособием и др. Данный план проведения урока предполагает, что процесс получения и закрепления экономических знаний будет осуществляться как единое целое.
В варианте 2 предусматривается разнообразная активная познавательная деятельность учащихся, направленная на получение и закрепление экономических знаний в реальном промышленном производстве. Такой вариант урока помогает учащимся уяснить практическую необходимость экономических знаний, позволяет им осуществить целенаправленное наблюдение за использованием экономических знаний в трудовой деятельности рабочих. Оформление результатов наблюдений и бесед во время урока на производстве делает необходимым анализ конкретных производственных ситуаций, приучает школьников видеть зависимость и взаимосвязь трудовых и экономических знаний и умений.
Школа и производство. – 1988. – № 7.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69