logo
Сборник статей

Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»

Соавтор И.А. Сасова

В зависимости от опыта учителя, а также с учетом местных условий и возможностей урок на одну и ту же тему может быть организован и проведен по-разному. Важно только, чтобы при этом были выполнены основные требования к усвоению конкретного материала и достигнута поставленная цель.

Следует помнить, что в курсе «Основы производства. Выбор профессии» школьники встречаются со значительным количеством экономических понятий. Поэтому, готовясь к урокам, учителю следует проанализировать, какие понятия для подростков являются новыми и ранее не изучались в школе; какие знакомы им из печати, радио- и телепередач или из встреч с передовиками производства и др.; какие изучались в основах наук, использовались в трудовом обучении и общественно полезном, производительном труде. В зависимости от того, насколько знакомо экономическое понятие школьникам, учитель разрабатывает методику его формирования.

При изучении понятий, наиболее сложных для восприятия, можно использовать рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией диафильмов, диапозитивов, фрагментов кино­фильмов, таблиц и схем. Для усвоения экономических понятий, уже знакомых школьникам, целесообразно приме­нить метод беседы. Овладение этой группой экономических понятий наиболее успешно происходит в процессе выполне­ния практических занятий и решения задач производственного содержания. Экономические понятия, изучавшиеся школьни­ками в общеобразовательных предметах ранее, должны ши­роко применяться для анализа, сравнения, обобщения в практической деятельности учащихся.

Ниже для сравнения приведены схемы двух уроков на одну и ту же тему: «Организация труда на предприятии».

Цель: ознакомить учащихся с формами организации и оплаты труда на предприятии, путями повышения произ­водительности труда; формировать познавательную и тру­довую активность; развивать умение анализировать процесс и результаты трудовой деятельности каждого работающего и коллектива в целом.

Оснащение занятия. Диапозитивы «Бригадный хозяйствен­ный расчет в строительстве», диафильм «Техническое совершенствование производства и производительность труда».

План занятия

Вариант 1.

1. Беседа с учащимися о бригадных формах организации труда. В ходе беседы должны быть освещены особенности бригадной формы организации труда: добровольность объ­единения в бригаду, общая заинтересованность и ответ­ственность за результаты труда, товарищеская взаимопомощь, взаимозаменяемость и взаимоконтроль. Материал по бригад­ным формам организации труда необходимо связать с трудовой деятельностью учащихся. С этой целью школьникам предлагается рассказать о формах организации их произ­водительного труда (на занятиях трудового обучения, во внеурочное время, в лагерях труда и отдыха, трудовых объединениях и др.).

2. Самостоятельное ознакомление учащихся с оплатой труда при коллективных формах его организации (с. 47 учебного пособия). Беседа с учащимися по этому материалу. В ходе беседы школьники должны прийти к выводу о необходимости распределения заработанных бригадой средств с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Им предлагается рассказать о распределении заработанных средств в процессе производительного труда. Закрепление знаний учащихся по данному разделу рекомендуется проводить по следующим вопросам: в чем сущность социалистического распределения по труду? Почему в оплате труда недопустима уравниловка? В чем преимущества в оплате труда в бригадах по единому наряду? Как распределяется коллективный заработок между членами бригады?

3. Беседа с учащимися о сущности понятия «производительность труда». Учащиеся уже знакомы с понятием, поэтому учитель подчеркивает, что производительность труда выражается в количестве продукции, произведенной работником в единицу времени, или в затрате рабочего времени на изготовление единицы продукции. Используя фрагменты диафильма «Техническое совершенствование производства и производительность труда», учитель раскрывает пути повышения производительности труда. Затем предлагает учащимся ответить на вопросы: в чем вы видите резервы повышения производительности труда и качества продукции на предприятии? Что нужно сделать, чтобы привести их в действие? Какие вы видите пути снижения трудоемкости продукции, изготовленной на базовом предприятии (в процессе вашего производительного труда)?

4. Беседа с учащимися об организации рабочего места. Проводится с привлечением знаний, полученных учащимися в процессе трудового обучения в V– VII классах. Анализ (совместно с учащимися) эргономических характеристик отдельных образцов изделий, инструментов, приспособлений. Определение их соответствия росту, физическим возможно­стям учащихся.

Вариант 2. (Занятие проводят на базовом предприятии).

Подготовка занятия. Предварительно всех учащихся разби­вают на группы по 3–5 человек. Каждая группа получает индивидуальное задание (одно из тех, что представлены далее в таблице). По окончании занятия на предприятии все группы представляют краткие письменные отчеты по теме задания. Такая форма проведения занятия позволяет вовлечь всех учащихся класса в активную работу, способ­ствует показу практической необходимости экономических знаний.

Задания и вопросы:

1. Коллективные формы ор­ганизации труда на пред­приятии. Их преимущества.

2. Основные принципы хо­зяйственного расчета на предприятии.

3. Оплата труда рабочих на предприятии.

  1. Основные мероприятия по повышению производи­тельности труда и их эф­фективность.

  2. Конкретные и наиболее характерные приемы рабо­ты передовиков производ­ства, повышающие произво­дительность труда.

6. Организация рабочих мест передовиков произ­водства. Использование приспособлений для повы­шения производительности и качества труда.

Форма записи отчета.

Запись рассказа представителя предприятия. Выводы о возможности использования ос­новных принципов бригадных форм в производительном тру­де школьников.

Запись рассказа бригадира хоз­расчетной бригады. Выводы о преимуществах хозрасчета в повышении производительно­сти труда и воспитании хозяй­ского отношения к материаль­ным ценностям.

Запись форм учета личного вклада каждого рабочего в результат общего труда. Способ определения КТУ и обсуждение вклада каждого работника. Отражение роста производи­тельности труда в цехе, участ­ке, у конкретного рабочего. Описание путей повышения производительности труда, запись беседы с передовиками труда. На основании чего они добиваются повышения произ­водительности труда? Какие приемы работы передовиков производства можно использо­вать в производительном труде учащихся?

Запись наблюдений за работой передовиков и новаторов тру­да. Характеристика состоя­ния их рабочего места. Эконо­мический анализ роли органи­зации рабочего места в повы­шении производительности труда.

При проведении занятия по данному варианту учителю необходимо ознакомиться с организацией труда на конкрет­ном предприятии, определить маршрут движения учащихся на предприятии, выяснить круг лиц, с которыми будут встречаться учащиеся во время занятия.

Особое внимание надо обратить на подготовку всех участников проведения занятия; отметить, на какие вопросы они должны ответить подробно, о чем рассказать учащимся, что показать. Оправдывает себя заранее подготовленный краткий перечень вопросов, которые должен осветить каждый производственник во время занятия со школьниками. Это исключает дублирование, делает занятие более целенаправленным, позволяет учащимся собрать материал для выполнения заданий.

План проведения занятия

  1. Сообщение представителя администрации базового предприятия о преимуществах бригадных форм организации труда.

  2. Рассказ бригадира комплексной бригады (на рабочем месте бригады) об организации коллективного труда.

  3. Ознакомление учащихся с формами учета работы каж­дого члена бригады и определением КТУ.

  4. Беседа представителя предприятия о путях повышения производительности труда на предприятии.

  5. Рассказ передовика производства о роли научной орга­низации рабочего места для повышения производительности труда (на конкретном рабочем месте).

  6. Проводимый учащимися анализ условий труда на конкретном рабочем месте. Определение путей совершен­ствования организации данного рабочего места.

  7. Заключение учителя. Краткое подведение итогов заня­тия, напоминание о формах отчета, сообщение домашнего задания.

Если проанализировать приведенные выше варианты заня­тий, то нетрудно заметить, что в первом из них для овладения школьниками экономическими знаниями приме­няются многие методы обучения: рассказ-объяснение, фронтальная беседа, работа над учебным пособием и др. Данный план проведения урока предполагает, что процесс получения и закрепления экономических знаний будет осу­ществляться как единое целое.

В варианте 2 предусматривается разнообразная активная познавательная деятельность учащихся, направленная на получение и закрепление экономических знаний в реальном промышленном производстве. Такой вариант урока помогает учащимся уяснить практическую необходимость экономиче­ских знаний, позволяет им осуществить целенаправленное наблюдение за использованием экономических знаний в трудовой деятельности рабочих. Оформление результатов наблюдений и бесед во время урока на производстве делает необходимым анализ конкретных производственных ситуаций, приучает школьников видеть зависимость и взаимосвязь трудовых и экономических знаний и умений.

Школа и производство. – 1988. – № 7.