Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
Соавтор Н.П. Рябинина
Переход народного хозяйства страны к рыночной экономике неизбежно повлечет за собой изменение различных социальных структур и их содержания. Не избежит этого и система народного образования, в задачи которой будет входить подготовка молодежи к труду в условиях изменившихся экономических отношений. Переход народного хозяйства к рынку предполагает преобразование отношений собственности, демонополизацию производства, формирование рыночной инфраструктуры, свободного ценообразования. Эти и другие процессы в экономике требуют преломления общественного сознания большинства населения. В этих условиях усиливается роль экономической пропаганды, экономического воспитания: люди должны понимать сущность экономических преобразований, их социальные последствия.
Резко повышается роль экономической подготовки молодежи как одного из условий успешного выполнения ею профессиональных функций. Органам народного образования необходимо привести процесс обучения в соответствие с новыми требованиями общества и его экономики. Наибольшие изменения должны коснуться системы экономического образования и воспитания. Во-первых, потому что условия рынка, с одной стороны, усиливают необходимость экономического образования и воспитания, с другой – создают объективные условия для формирования в общественном сознании экономических представлений и понятий, усиливают ценность экономически значимых качеств личности. Во-вторых, именно экономическая наука и экономические дисциплины в школе в первую очередь должны отразить изменения в экономической и социальной сферах общества, которые будут вызваны переходом к рынку.
Уже сейчас просматривается ряд задач, решение которых может способствовать осуществлению экономического воспитания в новых условиях. На наш взгляд, первоочередными становятся задачи теоретического плана, а именно, уточнение основных понятий и терминов экономического воспитания, их коррекция, дополнение новым содержанием, отражающим характер развития экономических отношений в обществе. К таким понятиям необходимо отнести понятие экономической культуры, экономического мышления, экономического поведения, экономических качеств личности. Вероятно, и само понятие экономического воспитания подвергнется корректировке.
Преобразования в экономике и политике нашей страны требуют соответствующих преобразований в сознании и поведении людей, формирования у будущих выпускников школы чувства хозяина. Выделяется целый комплекс качеств, обеспечивающих чувство хозяина. Они должны, на наш взгляд, характеризовать работника и как активного участника любого производства, рачительного хозяина государственного, общественного, личного достояния, и как разумного потребителя произведенных материальных благ и природных богатств. В новых экономических условиях возникает необходимость усилить нравственную направленность экономического воспитания: чувство хозяина, рачительность, деловитость, предприимчивость должны быть сформированы у молодежи, но так, чтобы эти качества не граничили с качествами-антиподами – скаредностью, стяжательством, рвачеством. Человек должен уметь соизмерять свой труд с его вознаграждением, работать честно, добросовестно.
Другой задачей науки в области экономического воспитания является пересмотр содержания экономического образования молодежи. Экономические знания должны отразить новые экономические явления в жизни общества, те экономические понятия, термины, которые входят в употребление, например, приватизация, инновации, маркетинг, дивиденды, брокер, бартерные сделки и другие, характеризующие реформы банковского дела, развитие прямых международных контактов и другие изменения в экономических связях и отношениях. Больше внимания необходимо уделять формированию экономических умений, особенно умений экономического анализа, счета и расчета. Это требует насыщения методики уроков познавательно-практическими заданиями, исследовательскими заданиями социологического характера, анализом статистического материала. Умения экономического счета, анализа должны приобретаться не только на уроках математики, географии, но и в трудовой деятельности учащихся. Опыт творческой экономической деятельности школьники могут получить в школьных мастерских, УПК, школьных кооперативах, арендных бригадах и других трудовых объединениях.
Соответственно, должны появиться неизбежные изменения в процессе обучения в школе, в частности, на первый план выходят изменения содержания школьных дисциплин, связанных прямо или косвенно с экономикой, прежде всего математики; обществоведения, основ государства и права, экономической географии, трудового обучения, информатики и вычислительной техники.
В учебном процессе не нужно обходить острые углы, а вести с учениками откровенный разговор, раскрывать противоречия, недостатки, трудности, возникающие в хозяйственной практике, разъяснять происхождение негативных явлений в экономике, природу управленческих ошибок, рассказывать о путях преодоления кризисных явлений в экономике.
Для того чтобы в дальнейшем будущие рабочие, крестьяне, инженеры и техники еще на школьной скамье получили представление об экономике как о непрерывно развивающемся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, прежде является целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, экономическим содержанием по принципу «от простого к сложному» для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории.
Необходимо создать для учащихся 5–7 классов кружки, где бы они знакомились, с азами конкретной экономики, в 8–9 классах – факультатив «Основы экономических знаний», а в 10–11 классах включить в учебный план на два учебных года самостоятельную дисциплину «Экономика нашего государства». Факультативно можно предложить старшеклассникам такие курсы, как «Мировая экономика», «Основы банковского дела», «Основы маркетинга» и подобные.
С помощью экономической учёбы можно существенно раздвинуть границы экономических интересов и познавательных возможностей школьников, привлекая их внимание к хозяйственной жизни региона, школы, семьи, глобальным и самым насущным заботам страны, к актуальным явлениям вопросам мирового экономического развития. Экономизация школьного образования должна вестись, на наш взгляд, столь же широко и энергично, как и его компьютеризация; решение этой задачи должно стать важным вкладом школы в ускорение социально-экономического прогресса.
Исключительно важно было бы создать в различных регионах страны школы с экономическим уклоном, которые служили бы экспериментальной базой для лучшей отработки системы экономической подготовки подрастающего поколения к жизни, труду, к высокоэффективной экономической деятельности в народном хозяйстве страны. Следовало бы ввести постоянные рубрики «Экономика в школе», «Семейная экономика» и подобные в журналах и газетах, издаваемых для школьников, учителей, родителей. Эти рубрики могут сыграть большую роль – организаторскую, методическую, координационную – в деле экономического воспитания подрастающего поколения.
С этой задачей тесно связана и следующая – издание учебно-методической литературы, учебников и учебных пособий, книг для чтения для школьников и методических рекомендаций для учителей, справочной литературы, экономических словарей для учащихся всех типов учебных заведений.
Изменение учебного процесса в школе и профессионально-технических училищах невозможно без серьезной и целенаправленной работы по переподготовке учительских кадров. Именно школьный учитель должен уметь грамотно ответить на вопросы учеников об изменениях народного хозяйства. Институты усовершенствования учителей, педагогические институты должны развернуть курсы лекций и практических занятий по экономике для учителей общественных наук, географии, трудового обучения, преподавателей всех дисциплин по специальности «Экономика народного хозяйства СССР», объясняя механизмы перехода народного хозяйства к рыночной экономике, а также новые явления в экономической жизни общества.
Для расширения научно-исследовательской работы по проблемам экономического образования и воспитания учащейся молодежи и координации деятельности всех учреждений, занимающихся решением этих проблем, целесообразно создать в системе Государственного комитета по народному образованию и АПН СССР научно-исследовательский центр на базе одного из педагогических вузов страны или НИИ ЛПН СССР.
Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи:
тез. докл. науч. семинара. – Челябинск, 1990.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69