Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986–1990 годы и на период до 2000 года подчеркнуто, что необходимо совершенствовать систему народного образования. Повысить качество обучения, идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения и его подготовки к общественно полезному труду.
В тесной взаимосвязи с этими направлениями решаются задачи школы по физическому, патриотическому, интернациональному, правовому и другим видам воспитания. В одном ряду с ними стоит и экономическое образование и воспитание учащихся. Экономическое образование рассматривается в партийно-правительственных документах как основа экономического воспитания. Недооценка экономического образования, отмечается в Постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», отрицательно сказывается на состоянии экономического воспитания трудящихся.
Под экономическим образованием мы понимаем процесс и результат усвоения учащимися систематизированных экономических знаний, умений и навыков, формирование умения применять их на практике. Оно неразрывно связано с экономическим воспитанием учащихся и является важной составной частью целостной системы воспитания подрастающего поколения. Нередко экономическое воспитание отождествляется с экономическим образованием учащихся. Такое отождествление неправильно, т.к. экономическое образование при всей своей важности составляет лишь часть экономического воспитания, которое не может, как известно, заменить целое.
Экономическое воспитание в общеобразовательной школе есть, на наш взгляд, систематический, целеустремленный, планомерный, совместно организованный процесс педагогического и ученического коллективов, родительской общественности, производственной микросреды, предусматривающий подготовку выпускников к экономической деятельности в различных сферах народного хозяйства, их активное участие и ускорении научно-технического прогресса, формировании рачительного хозяина страны. Экономическое воспитание – это педагогический процесс, имеющий сложную структуру и включающий в себя в качестве структурных компонентов:
– экономическое воспитание в процессе преподавания основ наук и факультативных курсов;
– экономическое воспитание в ходе внеклассной и внешкольной работы с учащимися;
– экономическое воспитание в процессе общественно полезного, производительного труда, технического творчества и сельскохозяйственного опытничества школьников;
– экономическое воспитание в семье.
Оно решающим образом влияет на экономическую подготовку учащихся на протяжении всех лет учебы в школе, которая подразумевает систему организованной деятельности различных институтов, включая экономическое образование и воспитание и преследуя своей целью формирование экономически подготовленной личности.
Экономическую подготовку можно рассматривать как важнейший механизм взаимосвязей экономического образования и воспитания с трудовым, идейно-политическим, нравственным и другими видами коммунистического воспитания. Она обеспечивает вместе с другими элементами общей системы коммунистического воспитания формирование всесторонне развитой личности с современным экономическим мышлением и сознанием, высоко развитым чувством подлинного хозяина страны, коммунистическим отношением к труду и социалистической собственности, высокой экономической культурой. Бережливость, экономность, экономическая расчетливость, деловитость, организованность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм, социалистическая предприимчивость, коммунистическое отношение к труду – вот что должно быть развито в современном человеке.
Общеобразовательные школы в процессе преподавания основ наук, факультативных курсов, трудового и профессионального обучения, во внеклассной работе, в процессе общественно полезного, производительного труда на басе школьных мастерских, строительных отрядов, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, ЛТО, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, УПК решают следующие задачи:
– усвоение учащимися содержания экономических понятий, категорий, законов развития общественного производства, экономической политики партии и государства в условиях ускорения научно-технического прогресса, экономических знаний, умений и навыков для расширения политехнического и экономического кругозора;
– формирование у учащихся убежденности в преимуществах социалистической системы хозяйствования, чувства долга и умения обеспечивать полный успех экономической политики партии и советского государства, выработанной на XXVII съезде KПCС;
– вооружение школьников знанием основ современного производства, конкретной экономики, хозрасчета, коллективного подряда, производительности труда, снижения себестоимости продукции, рентабельности производства и т.д.;
– формирование и укрепление экономического сознания и поведения, экономических интересов, стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности;
– вооружение учащихся знанием экономических основ, научной организации труда, воспитание бережного, сознательного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей природной среде;
- формирование умения соизмерять потребности с экономическими возможностями их удовлетворения;
– воспитание у учащихся чувства долга, непримиримости к расточительству, бесхозяйственности, умения ценить время, рационально его использовать;
– формирование умения жить и трудиться в коллективе, вести поиск наиболее рациональных форм организации своего труда, анализировать полученные трудовые результаты; сознательно относиться к выбору профессии с учетом личных и общественных интересов и быть готовым к высокопроизводительному, эффективному и качественному труду в любой сфере трудовой деятельности;
воспитание таких экономических качеств личности, как бережливость, экономность, экономическая расчетливость, деловитость, организованность, дисциплинированность, коллективизм, ответственность, коммунистическое отношение к труду, социалистическая предприимчивость;
воспитание у учащихся высокой экономической культуры, современного экономического мышления, чувства хозяина страны как важнейшего результата работы школы по экономическому образованию и воспитанию школьников.
Эффективность экономического воспитания зависит от оптимального взаимодействия всех звеньев учебно-воспитательного процесса, внеурочной работы, совместной деятельности школы, семьи, общественности. Усилия семьи и школы, всей общественности должны быть направлены на создание таких условий, при которых дети постоянно воспитывали бы в себе уважение к порядку, точности в исполнении поручений экономии и бережливости во всех сферах жизни: дома, в школе, на производстве. Действенное, глубоко продуманное экономическое воспитание должно пронизывать деятельность пионерских и комсомольских организаций школ. Задача дальнейшего развития и улучшения работы школы по экономическому воспитанию учащихся выдвигает необходимость усиления руководства этим важным участком педагогической деятельности со стороны учителей, воспитателей и руководителей школ.
Успех в придании экономической направленности обучению и воспитанию может быть достигнут при условии, если учители, руководители школ сами будут неуклонно повышать уровень своих экономических знаний, иметь четкое представление о внедрении повой системы планирования, экономического стимулирования и управления производством, хорошо знать опыт работы окружающих школу промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий. Поэтому, как нам представляется, в каждом коллективе следует разработать и проводить в жизнь конкретную программу по ознакомлению учителей, учащихся с достижениями науки, передовой практики, технологии производства, опытом внедрения мероприятий экономической реформы. А это требует широкого развертывания методической работы. Нам видится, что в школьных, районных, городских методических объединениях по всем предметам систематически должны обсуждаться вопросы соединения обучения с экономическим образованием и воспитанием. Руководители школ должны четко сформулировать по этому поводу задачи и последовательно добиваться их осуществления.
Систематическая работа педагогических коллективов школ, школьного комсомола и пионерии по экономическому воспитанию является определенным вкладом во всенародный поход за экономию и бережливость, успешное, выполнение решений XXVII съезда КПСС, требований «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», XIX Всесоюзной партийной конференции.
Библиографический список
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Политиздат – 1986. – С. 314.
Ленин, В.И. Об экономическом воспитании трудящихся / В.И. Ленин / – М.: Политиздат. – С. 131.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69