logo
Сборник статей

Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986–1990 годы и на период до 2000 года подчеркнуто, что необходимо совершенствовать систему народного образо­вания. Повысить качество обучения, идейно-полити­че­ского, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрас­тающего поколения и его подготовки к общественно полез­ному труду.

В тесной взаимосвязи с этими направлениями решаются задачи школы по физическому, патриотическому, интернациональному, правовому и другим видам воспитания. В одном ряду с ними стоит и экономичес­кое образование и воспитание учащихся. Экономическое об­разование рассматривается в партийно-правительственных документах как основа экономического воспитания. Недо­оценка экономического образования, отмечается в Поста­новлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», отрицательно сказывается на сос­тоянии экономического воспитания трудящихся.

Под экономическим образованием мы понимаем процесс и результат усвоения учащимися систематизированных экономических знаний, умений и навыков, формирование умения применять их на практике. Оно неразрывно связано с экономическим воспитанием учащихся и является важной составной частью целостной системы воспитания подрастающего поколения. Нередко экономическое воспитание отождествляется с экономическим образованием учащихся. Такое отождествление неправильно, т.к. экономическое образование при всей своей важности составляет лишь часть экономического воспитания, которое не может, как известно, заменить целое.

Экономическое воспитание в общеобразовательной школе есть, на наш взгляд, систематический, целеустремленный, планомерный, совместно организованный процесс педагоги­ческого и ученического коллективов, родительской общественности, производственной микросреды, предусматривающий подготовку выпускников к экономической деятельности в различных сферах народного хозяйства, их активное участие и ускорении научно-технического прогресса, формировании рачительного хозяина страны. Экономическое воспитание – это педагогический процесс, имеющий сложную структуру и включающий в себя в качестве структурных компонентов:

– экономическое воспитание в процессе преподавания основ наук и факультативных курсов;

– экономическое воспитание в ходе внеклассной и внешко­льной работы с учащимися;

– экономическое воспитание в процессе общественно полезного, производительного труда, технического творчества и сельскохозяйственного опытничества школьников;

– экономическое воспитание в семье.

Оно решающим образом влияет на экономическую подготовку учащихся на протяжении всех лет учебы в школе, которая подразумевает систему организованной деятельности различных институтов, вклю­чая экономическое образование и воспитание и преследуя своей целью формирование экономически подготовленной личности.

Экономическую подготовку можно рассматривать как важнейший механизм взаимосвязей экономического образования и воспитания с трудовым, идейно-политическим, нравствен­ным и другими видами коммунистического воспитания. Она обеспечивает вместе с другими элементами общей системы коммунистического воспитания формирование всесторонне развитой личности с современным экономическим мышлени­ем и сознанием, высоко развитым чувством подлинного хозяина страны, коммунистическим отношением к труду и социалистической собственности, высокой экономической культурой. Бережливость, экономность, экономическая рас­четливость, деловитость, организованность, дисциплинирован­ность, ответственность, коллективизм, социалистическая пред­приимчивость, коммунистическое отношение к труду – вот что должно быть развито в современном человеке.

Общеобразовательные школы в процессе преподавания ос­нов наук, факультативных курсов, трудового и профессио­нального обучения, во внеклассной работе, в процессе обще­ственно полезного, производительного труда на басе школьных мастерских, строительных отрядов, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, ЛТО, промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятий, УПК решают следующие задачи:

– усвоение учащимися содержания экономических поня­тий, категорий, законов развития общественного производ­ства, экономической политики партии и государства в усло­виях ускорения научно-технического прогресса, эко­номических знаний, умений и навыков для расширения по­литехнического и экономического кругозора;

– формирование у учащихся убежденности в преимущест­вах социалистической системы хозяйствования, чувства долга и умения обеспечивать полный успех экономической полити­ки партии и советского государства, выработанной на XXVII съезде KПCС;

– вооружение школьников знанием основ современного про­изводства, конкретной экономики, хозрасчета, коллективного подряда, производительности труда, снижения себестоимос­ти продукции, рентабельности производства и т.д.;

– формирование и укрепление экономического сознания и поведения, экономических интересов, стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности;

– вооружение учащихся знанием экономических основ, научной организации труда, воспитание бережного, сознательного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей природной среде;

- формирование умения соизмерять потребности с экономическими возможностями их удовлетворения;

– воспитание у учащихся чувства долга, непримиримости к расточительству, бесхозяйственности, умения ценить время, рационально его использовать;

– формирование умения жить и трудиться в коллективе, вести поиск наиболее рациональных форм организации сво­его труда, анализировать полученные трудовые ре­зультаты; сознательно относиться к выбору профессии с учетом личных и общественных интересов и быть готовым к высокопроизводительному, эффективному и ка­чественному труду в любой сфере трудовой деятельности;

Эффективность экономического воспитания зависит от оптимального взаимодействия всех звеньев учебно-воспитательного процесса, внеурочной работы, совместной деятельности школы, семьи, общественности. Усилия семьи и школы, всей общественности должны быть направлены на создание таких условий, при которых дети постоянно воспитывали бы в себе уважение к порядку, точности в исполнении поручений эко­номии и бережливости во всех сферах жизни: дома, в школе, на производстве. Действенное, глубоко продуманное эконо­мическое воспитание должно пронизывать деятельность пио­нерских и комсомольских организаций школ. Задача даль­нейшего развития и улучшения работы школы по экономиче­скому воспитанию учащихся выдвигает необходимость уси­ления руководства этим важным участком педагогической деятельности со стороны учителей, воспитателей и руководи­телей школ.

Успех в придании экономической направленности обучению и воспитанию может быть достигнут при условии, если учители, руководители школ сами будут неуклонно повышать уровень своих экономических знаний, иметь четкое представ­ление о внедрении повой системы планирования, экономиче­ского стимулирования и управления производством, хорошо знать опыт работы окружающих школу промышленных, сель­скохозяйственных и других предприятий. Поэтому, как нам представляется, в каждом коллективе следует разработать и проводить в жизнь конкретную программу по ознакомле­нию учителей, учащихся с достижениями науки, передовой практики, технологии производства, опытом внедрения меро­приятий экономической реформы. А это требует широкого развертывания методической работы. Нам видится, что в школьных, районных, городских методических объединениях по всем предметам систематически должны обсуждаться во­просы соединения обучения с экономическим образованием и воспитанием. Руководители школ должны четко сформу­лировать по этому поводу задачи и последовательно доби­ваться их осуществления.

Систематическая работа педагогических коллективов школ, школьного комсомола и пионерии по экономическому воспитанию является определенным вкладом во всенародный поход за экономию и бережливость, успешное, выполнение решений XXVII съезда КПСС, требований «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», XIX Всесоюзной партийной конференции.

Библиографический список

  1. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Политиздат – 1986. – С. 314.

  2. Ленин, В.И. Об экономическом воспитании трудящихся / В.И. Ленин / – М.: Политиздат. – С. 131.