Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
Соавтор А.А. Саламатов
Воспитание – не выдергивание сорняков.
Воспитание – выращивание полезных растений
с таким расчетом, чтобы сорнякам негде было вырасти.
В.А. Сухомлинский
Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось единого мнения о ее необходимости, сопоставимого, например, с мнением о необходимости всеобщей грамотности или всеобщего медицинского обслуживания. То, что это действительно так, подтверждают дискуссии о том, нужно ли и зачем экономическое воспитание детям дошкольного возраста. В стране, строящей цивилизованные рыночные отношения, это по меньшей мере странно. Ведь ни у кого не вызывает сомнения необходимость обучения дошкольников элементарным навыкам письма и счета, так как это является важным условием полноценного развития ребенка в современной школе.
Прагматическая направленность поведения, которая неизбежно формируется в условиях конкуренции и рыночных отношений, пробуждает стремление детей и молодежи к самостоятельному заработку, свободе и независимости. Однако в условиях низкого уровня экономической культуры, дефицита экономической грамотности такой бизнес может привести к «моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте» [4, с. 90]. Как показывают исследования, именно в период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности [1, с. 10].
В России пока недостаточен практический опыт экономического образования, что естественно для страны, живущей в новых социально-экономических условиях всего полтора десятка лет. Однако в большинстве стран экономические дисциплины также не входят в число обязательных для изучения предметов, но в порядке эксперимента преподаются детям разного возраста, вплоть до дошкольного.
В отечественной науке к настоящему времени разработаны теоретические основы, содержание, формы и методы экономического образования (И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг, В.К. Розов, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.), исследуется его взаимосвязь с нравственным и трудовым воспитанием (И.А. Сасова, С.Л. Чернер и др.), в практике работы дошкольных учреждений педагоги довольно успешно осваивают ряд авторских программ по экономике А.Д. Шатовой, Л.М. Клариной, Т.В. Дробышевой и др. Таким образом, несмотря на все трудности, база для формального изучения азов экономики в дошкольных учреждениях у нас создана.
Частые упущения в экономическом воспитании дошкольника неизбежно приводят к дефициту и искажению его ценностных установок и ориентации. Знать и помнить это должны не только воспитатели и методисты системы дошкольного образования, но и родители, ибо только совместными усилиями формального и неформального экономического образования можно заложить крепкий фундамент для развития «современно образованного, нравственного, предприимчивого человека, который сможет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, … обладает чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [3, с.99–100].
Какие же основные особенности экономического воспитания детей дошкольного возраста должен знать каждый взрослый человек, чтобы воплотить в жизнь приведенное выше положение Концепции модернизации российского образования?
Обращаясь к психолого-педагогическим исследованиям, отметим, что для стадии дошкольного детства характерны следующие черты: максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных), минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды [1, с.10–11]. Другими словами, роль комплексного формирования основ познавательного и рационально потребительского отношения к окружающему миру преимущественным образом должна выполнять домашняя образовательная среда. Ведь независимо от того, занимаются с ребенком в дошкольном учреждении вопросами экономического воспитания или нет, маленький член общества черпает некоторые знания из окружающего мира: ребенок участвует в жизни семьи, вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки и т.д.
К сожалению, экономическому воспитанию в семье как основному компоненту экономического образования дошкольника практически не уделяется внимания. Из-за недостаточного количества методических рекомендаций по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста родители часто не знают, как правильно вести себя с ребенком в проблемных ситуациях, которые имеют отношение к «искусству ведения домашнего хозяйства» [4, с.91], непосредственно влияют на формирование социально-нравственных качеств личности ребенка.
Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., необходимым условием и особенностью работы по экономическому воспитанию является его сочетание с трудовым и нравственным воспитанием. Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что они в этом возрасте пока не могут создавать социально значимых ценностей, а лишь потребители того, что для них делают взрослые. Поэтому смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» [Там же].
В связи с этим, на наш взгляд, экономическое воспитание дошкольников должно быть направлено прежде всего на формирование разумных материальных потребностей ребенка, что самым непосредственным образом связано с трудовым и нравственным воспитанием, создавая предпосылки для формирования социально-нравственных качеств личности ребенка.
К сожалению, в настоящее время данное направление ограничивается лишь осуждением голого прагматизма, потребительства молодежи, погони за различными материальными благами. Абсолютно ясно, однако, что проблему не решить одними призывами – разумные материальные потребности формируются на самых ранних стадиях развития личности, и роль педагогического влияния в этом деле трудно переоценить.
Почему же так важно сформировать разумные материальные потребности в дошкольном возрасте для развития экономически образованного, ответственного человека? Потому, утверждает А.С. Белкин, что материальные потребности неотделимы от духовных. Последние намного шире, глубже материальных, процесс их возникновения и формирования сложнее и поэтому гораздо труднее поддается педагогическому управлению. Самое главное: духовные потребности у дошкольников вторичны по отношению к материальным, хотя в дальнейшем начинают доминировать над ними. Таким образом, формирование разумных материальных потребностей – фундамент духовной структуры личности.
Большое внимание формированию разумных материальных потребностей уделяется в дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска, с которыми тесно сотрудничают центр непрерывного экономического образования и факультет дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета, что позволяет апробировать и внедрять многие инновационные формы работы в процессе экономического воспитания дошкольников. Так, например, в практике работы МДОУ № 212, 306, 460 широко применяются специфичные для воспитания дошкольников приемы, разработанные А.С. Белкиным [1], которые в полной мере можно отнести к экономическому воспитанию, еще раз подтверждая его неразрывную связь с другими сторонами воспитания.
Прием «Опережающее предложение»
Не следует ждать, пока у ребенка появится желание получить нечто материальное. Внимательным родителям нетрудно предвидеть, какое желание может возникнуть. Если, скажем, у соседского ребенка появится игрушечный автомобиль, ваш ребенок горящими глазами следит за игрушкой, играет с ней. Естественно, желание стать обладателем такой же игрушки возникнет, можно сказать, неотвратимо. Что делает большинство родителей? Либо ждут, когда ребенок начнет просить, либо вообще не заводят разговоров на эту тему, либо отказывают ребенку, ссылаясь на самые различные причины. В таких случаях желание получить игрушку у ребенка усиливается, может возникнуть конфликт, капризы, упрямство, негативизм. Невольно внимание ребенка переключается не столько на конкретную вещь, сколько на удовлетворение потребности ее иметь. Ребенок может потерять к ней интерес в тот самый момент, когда получит ее, но психологическая доминанта обладания вряд ли быстро исчезнет. А это чревато в дальнейшем потерей чувства меры в удовлетворении личных потребностей.
Прием «Погашение потребности».
Очень многие излишне заботливые родители действуют по принципу «демьяновой ухи», т.е. предоставляют ребенку «блага» (игрушки, вещи, украшения и пр.) в таком количестве, что он перестает их ценить, обращать на них внимание, ломает и даже избегает их. Наступает пресыщение, последствия которого всем известны. Диалектичность воспитания в том и заключается, что здесь нет методов, имеющих только однополюсную направленность. Все зависит от условий, «инструментовки». «Демьянова уха» может стать и эффективным приемом погашения гипертрофированной потребности. В одном юмористическом рассказе ребенку, который постоянно требовал от родителей леденцы, накупили их столько, что пятилетний малыш, объевшись ими, почти год не мог смотреть на сладкое. Разумеется, прием тонкий, опасный, требует точного расчета, но действенный.
Прием «Переключение с погашением»
Суть приема состоит в том, чтобы перевести внимание ребенка (вербально, эмоционально, предметно) с одного объекта материальной потребности на другой, более желательный. Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда ребенок требует явно невозможного, нежелательного, опасного. Этим приемом достаточно часто пользуются родители, но лишь в целях переключения именно внимания, но не погашения потребности. Эффективность приема в таких случаях невысока. Если потребность ребенка остается неутоленной, то его внимание снова вернется к прежнему объекту желания. Следовательно, прием переключения может оказаться эффективным, если он умело сочетается с приемом погашения, описанным выше.
Ведущей формой экономического воспитания дошкольников, безусловно, должна быть игровая деятельность. Причем особая роль в процессе формирования экономического сознания детей принадлежит сюжетно-ролевой игре, в ходе которой ребенок приобщается к социальной жизни детского и взрослого сообщества, получает представления о нравственных нормах и правилах.
В дошкольных образовательных учреждениях Челябинской области накоплен положительный опыт экономического воспитания детей в процессе игровой деятельности. В МДОУ № 282 г. Челябинска реализуется программа «Сообщество». В соответствии с ней с детьми проводится работа по теме «Мы – маленькие бизнесмены». В центре литературы и книги дошкольникам читают сказки, в которых идет речь о монетах; в центре искусства изготавливают копилки; в центре игры знакомят с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми «Банк», «Семья», «Магазин» и т.д. В МДОУ № 403 г. Челябинска проводятся беседы с детьми в игровой форме о деньгах, взаимосвязи вложенного труда и полученной прибыли. В МДОУ № 460 г. Челябинска – викторины экономического содержания для детей старшего дошкольного возраста.
Кроме этого, во многих дошкольных образовательных учреждениях внедряются программно-методические материалы по экономическому воспитанию, разработанные на факультете дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета и в Челябинском педагогическом колледже № 2, в частности программа Л.Н. Галкиной «Экономический детский сад Красной Шапочки». Становясь воспитанниками «экономического детского сада», дети незаметно для себя отправляются в путешествие по стране «Экономика». Красная Шапочка рассказывает дошкольникам об экономике и ее происхождении, о важности ведения домашнего хозяйства по экономическим законам; Фея предлагает поведать о своих желаниях-потребностях и помогает понять, что для их исполнения необходимо трудиться; Филин-профессор посвящает детей в основные детали организации производства; Муха-Цокотуха учит торговать, получать прибыль и т.д.
Подводя итог сказанному, еще раз отметим, что воспитатели и родители должны приложить совместные усилия, чтобы уже в раннем возрасте приобщить ребенка к миру экономических ценностей, правильному взаимодействию с ним, заранее создавая, таким образом, благоприятную почву для «выращивания полезных растений», в соответствии с образным выражением В.А. Сухомлинского, приведенным в эпиграфе.
Библиографический список
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Белкин / – М.: Изд. центр «Академия». – 2000.
Галкина, Л.Н. Занятия по экономике для детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателей дошкольных образоват. учреждений /Л.Н. Галкина / – Челябинск, 1999.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. – 2002. – № 1. – С. 97 – 126.
Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. /И.А. Сасова/ – М., 1989.
Детский сад от А до Я. – № 5 (11). – 2004.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69