logo
Сборник статей

Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников

Соавтор А.А. Саламатов

Воспитание – не выдергивание сорняков.

Воспитание – выращивание полезных растений

с таким расчетом, чтобы сорнякам негде было вырасти.

В.А. Сухомлинский

Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось единого мнения о ее необходимости, сопоставимого, например, с мнением о необ­ходимости всеобщей грамотности или всеобщего медицинского обслу­живания. То, что это действительно так, подтверждают дискуссии о том, нужно ли и зачем экономическое вос­питание детям дошкольного возрас­та. В стране, строящей цивилизован­ные рыночные отношения, это по меньшей мере странно. Ведь ни у ко­го не вызывает сомнения необходи­мость обучения дошкольников элементарным навыкам письма и счета, так как это является важным условием полноценного развития ребенка в со­временной школе.

Прагматическая направленность поведения, которая неизбежно фор­мируется в условиях конкуренции и рыночных отношений, пробуждает стремление детей и молодежи к самостоятельному заработку, свободе и независимости. Однако в условиях низкого уровня экономической куль­туры, дефицита экономической гра­мотности такой бизнес может привес­ти к «моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте» [4, с. 90]. Как показыва­ют исследования, именно в период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психоло­гические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности [1, с. 10].

В России пока недостаточен прак­тический опыт экономического обра­зования, что естественно для страны, живущей в новых социально-эконо­мических условиях всего полтора де­сятка лет. Однако в большинстве стран экономические дисциплины также не входят в число обязательных для изучения предметов, но в поряд­ке эксперимента преподаются детям разного возраста, вплоть до до­школьного.

В отечественной науке к настоя­щему времени разработаны теорети­ческие основы, содержание, формы и методы экономического образования (И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг, В.К. Ро­зов, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.), исследуется его взаимосвязь с нравственным и трудовым воспи­танием (И.А. Сасо­ва, С.Л. Чернер и др.), в практике работы дошколь­ных учреждений педагоги довольно успешно осваи­вают ряд авторских программ по экономике А.Д. Шатовой, Л.М. Клариной, Т.В. Дробышевой и др. Таким образом, несмотря на все трудности, база для формального изучения азов экономики в дошкольных учреж­дениях у нас соз­дана.

Частые упу­щения в экономи­ческом воспита­нии дошкольника неизбежно приво­дят к дефициту и искажению его ценностных уста­новок и ориента­ции. Знать и помнить это должны не только воспитатели и методисты системы дошкольного образования, но и родители, ибо только совместными усилиями формального и неформального экономического образования можно заложить крепкий фундамент для развития «современно образованного, нравственного, предприимчивого человека, который сможет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, … обладает чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [3, с.99–100].

Какие же основные особенности экономического воспитания детей дошкольного возраста должен знать каждый взрослый человек, чтобы воплотить в жизнь приведенное выше положение Концепции модернизации российского образования?

Обращаясь к психолого-педагогическим исследованиям, отметим, что для стадии дошкольного детства характерны следующие черты: максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных), минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды [1, с.10–11]. Другими словами, роль комплексного формирования основ познавательного и рационально потребительского отношения к окружающему миру преимущественным образом должна выполнять домашняя образовательная среда. Ведь независимо от того, занимаются с ребенком в дошкольном учреждении вопросами экономического воспитания или нет, маленький член общества черпает некоторые знания из окружающего мира: ребенок участвует в жизни семьи, вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки и т.д.

К сожалению, экономическому воспитанию в семье как основному компоненту экономического образования дошкольника практически не уделяется внимания. Из-за недостаточного количества методических рекомендаций по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста родители часто не знают, как правильно вести себя с ребенком в проблемных ситуациях, которые имеют отношение к «искусству ведения домашнего хозяйства» [4, с.91], непосредственно влияют на формирование социально-нравственных качеств личности ребенка.

Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., необходимым условием и особенностью работы по экономическому воспитанию является его сочетание с трудовым и нравственным воспитанием. Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что они в этом возрасте пока не могут создавать социально значимых ценностей, а лишь потребители того, что для них делают взрослые. Поэтому смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» [Там же].

В связи с этим, на наш взгляд, экономическое воспитание дошкольников должно быть направлено прежде всего на формирование разумных материальных потребностей ребенка, что самым непосредственным образом связано с трудовым и нравственным воспитанием, создавая предпосылки для формирования социально-нравственных качеств личности ребенка.

К сожалению, в настоящее время данное направление ограничивается лишь осуждением голого прагматизма, потребительства молодежи, погони за различными материальными благами. Абсолютно ясно, однако, что проблему не решить одними призывами – разумные материальные потребности формируются на самых ранних стадиях развития личности, и роль педагогического влияния в этом деле трудно переоценить.

Почему же так важно сформировать разумные материальные потребности в дошкольном возрасте для развития экономически образованного, ответственного человека? Потому, утверждает А.С. Белкин, что материальные потребности неотделимы от духовных. Последние намного шире, глубже материальных, процесс их возникновения и формирования сложнее и поэтому гораздо труднее поддается педагогическому управлению. Самое главное: духовные потребности у дошкольников вторичны по отношению к материальным, хотя в дальнейшем начинают доминировать над ними. Таким образом, формирование разумных материальных потребностей – фундамент духовной структуры личности.

Большое внимание формированию разумных материальных потребностей уделяется в дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска, с которыми тесно сотрудничают центр непрерывного экономического образования и факультет дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета, что позволяет апробировать и внедрять многие инновационные формы работы в процессе экономического воспитания дошкольников. Так, например, в практике работы МДОУ № 212, 306, 460 широко применяются специфичные для воспитания дошкольников приемы, разработанные А.С. Белкиным [1], которые в полной мере можно отнести к экономическому воспитанию, еще раз подтверждая его неразрывную связь с другими сторонами воспитания.

Прием «Опережающее предложение»

Не следует ждать, пока у ребенка появится желание получить нечто материальное. Внимательным родителям нетрудно предвидеть, какое желание может возникнуть. Если, скажем, у соседского ребенка появится игрушечный автомобиль, ваш ребенок горящими глазами следит за игрушкой, играет с ней. Естественно, желание стать обладателем такой же игрушки возникнет, можно сказать, неотвратимо. Что делает большинство родителей? Либо ждут, когда ребенок начнет просить, либо вообще не заводят разговоров на эту тему, либо отказывают ребенку, ссылаясь на самые различные причины. В таких случаях желание получить игрушку у ребенка усиливается, может возникнуть конфликт, капризы, упрямство, негативизм. Невольно внимание ребенка переключается не столько на конкретную вещь, сколько на удовлетворение потребности ее иметь. Ребенок может потерять к ней интерес в тот самый момент, когда получит ее, но психологическая доминанта обладания вряд ли быстро исчезнет. А это чревато в дальнейшем потерей чувства меры в удовлетворении личных потребностей.

Прием «Погашение потребности».

Очень многие излишне заботли­вые родители действуют по принципу «демьяновой ухи», т.е. предоставля­ют ребенку «блага» (игрушки, вещи, украшения и пр.) в таком количестве, что он перестает их ценить, обращать на них внимание, ломает и даже из­бегает их. Наступает пресыщение, по­следствия которого всем известны. Диалектичность воспитания в том и заключается, что здесь нет методов, имеющих только однополюсную направленность. Все зависит от усло­вий, «инструментовки». «Демьянова уха» может стать и эффективным приемом погашения гипертрофиро­ванной потребности. В одном юмористическом рассказе ребенку, который постоянно требовал от родителей ле­денцы, накупили их столько, что пя­тилетний малыш, объевшись ими, почти год не мог смотреть на сладкое. Разумеется, прием тонкий, опасный, требует точного расчета, но действен­ный.

Прием «Переключение с погашением»

Суть приема состоит в том, чтобы перевести внимание ребенка (вербально, эмоционально, предметно) с одного объекта материальной по­требности на другой, более желатель­ный. Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда ребенок требует явно невозможного, нежелательного, опасного. Этим приемом достаточно часто пользуются родители, но лишь в целях переключения именно внима­ния, но не погашения потребности. Эффективность приема в таких случа­ях невысока. Если потребность ребен­ка остается неутоленной, то его внимание снова вернется к прежнему объекту желания. Следовательно, прием переключения может оказать­ся эффективным, если он умело соче­тается с приемом погашения, описан­ным выше.

Ведущей формой экономичес­кого воспитания дошкольников, бе­зусловно, должна быть игровая де­ятельность. Причем особая роль в процессе формирования экономи­ческого сознания детей принадле­жит сюжетно-ролевой игре, в ходе которой ребенок приобщается к со­циальной жизни детского и взросло­го сообщества, получает представ­ления о нравственных нормах и пра­вилах.

В дошкольных образовательных учреждениях Челябинской области накоплен положительный опыт эко­номического воспитания детей в процессе игровой деятельности. В МДОУ № 282 г. Челябинска реализу­ется программа «Сообщество». В соответствии с ней с детьми проводит­ся работа по теме «Мы – маленькие бизнесмены». В центре литературы и книги дошкольникам читают сказки, в которых идет речь о монетах; в центре искусства изготавливают ко­пилки; в центре игры знакомят с ди­дактическими и сюжетно-ролевыми играми «Банк», «Семья», «Магазин» и т.д. В МДОУ № 403 г. Челябинска проводятся беседы с детьми в игро­вой форме о деньгах, взаимосвязи вложенного труда и полученной при­были. В МДОУ № 460 г. Челябин­ска – викторины экономического со­держания для детей старшего до­школьного возраста.

Кроме этого, во многих до­школьных образовательных учреж­дениях внедряются программно-ме­тодические материалы по экономи­ческому воспитанию, разработан­ные на факультете дошкольного об­разования Челябинского государст­венного педагогического универси­тета и в Челябинском педагогичес­ком колледже № 2, в частности про­грамма Л.Н. Галкиной «Экономичес­кий детский сад Красной Шапочки». Становясь воспитанниками «эконо­мического детского сада», дети незаметно для себя отправляются в пу­тешествие по стране «Экономика». Красная Шапочка рассказывает до­школьникам об экономике и ее про­исхождении, о важности ведения домашнего хозяйства по экономиче­ским законам; Фея предлагает пове­дать о своих желаниях-потребнос­тях и помогает понять, что для их исполнения необходимо трудиться; Филин-профессор посвящает детей в основные детали организации производства; Муха-Цокотуха учит торговать, получать прибыль и т.д.

Подводя итог сказанному, еще раз отметим, что воспитатели и роди­тели должны приложить совместные усилия, чтобы уже в раннем возрасте приобщить ребенка к миру экономи­ческих ценностей, правильному взаи­модействию с ним, заранее создавая, таким образом, благоприятную почву для «выращивания полезных расте­ний», в соответствии с образным вы­ражением В.А. Сухомлинского, при­веденным в эпиграфе.

Библиографический список

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной пе­дагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Белкин / – М.: Изд. центр «Ака­демия». – 2000.

  2. Галкина, Л.Н. Занятия по экономике для детей старшего дошкольного возрас­та: пособие для воспитателей дошкольных об­разоват. учреждений /Л.Н. Галкина / – Челябинск, 1999.

  3. Концепция модернизации россий­ского образования на период до 2010 го­да // Директор школы. – 2002. – № 1. – С. 97 – 126.

  4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козло­ва, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

  5. Сасова И.А. Экономическое воспита­ние детей в семье. /И.А. Сасова/ – М., 1989.

Детский сад от А до Я. № 5 (11). 2004.