logo
Сборник статей

Экономическое воспитание в общеобразовательной школе

Общеобразовательная школа располагает большими возможностями в осуществлении эффективного экономического воспитания. Целенаправленная работа по экономическому воспитанию учащихся может проводиться как в процессе обучения, так и в разнообразной внеклассной деятельности.

Сообщение экономических знаний в учебном процессе является базой для формирования экономических навыков учащихся в общей системе воспитательной работы школы.

Осуществление экономического образования и воспитания учащихся зависит от многих факторов в организации учебно-воспитательного процесса. Это, прежде всего, экономическая грамотность самого учителя, умеющего отобрать из обширного круга научных знаний по своему профилю главное и акцентировать внимание учащихся на экономических вопросах. Зна­чительную помощь ему может оказать строго продуманная система сообщения школьникам экономических знаний по каждой отдельной учебной дисциплине. Рациональное использование государственных средств, от­пускаемых на народное образование, является важным усло­вием организации экономического воспитания. В связи в этим возникает проблема повышения эффективности использования и сохранения основных фондов общеобразова­тельных школ.

Пятилетка рачительного хозяйствования требует и от работников школ поиска новых решений, умения привить школь­никам хозяйственные навыки. Связующим звеном в этом направлении является режим экономии в школе, сущность которого сводится к сохранности школьного здания, оборудования, к экономии учебно-письменных принадлежностей, изготовленных силами учеников, учебно-наглядных пособий. Следовательно, уже в стенах школы учащиеся должны в определенной мере овладеть экономическими знаниями, по­знать их теоретически и уметь использовать практически в той степени, в какой это возможно, исходя из условий функционирования детского коллектива и его связи с окружающей средой. То есть еще в школе жизнь детей должна быть насыщена настоящей трудовой деятельностью. А познав цену серьезных трудовых усилий, они ощутят истинную стоимость любой вещи, научатся быть бережливыми, будут знать цену книге, тетради, линейке, в классах исчезнут испачканные стены, изрезанные парты и т.д.

Таким образом, целью школы в экономическом воспита­нии является формирование у школьников экономических знаний, умений и навыков, позволяющих организовать свою будущую деятельность так, чтобы работать наиболее эффектив­но, достигать в интересах общества наибольших результатов с наименьшими затратами.

Являясь важной частью системы коммунистического воспитания, экономическое воспитание ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать выработке у учащихся экономического мышления и ясного представления о характере экономических закономерностей.

2. Формировать у школьников навыки хозяйствования, бережного отношения к общественной и личной собственности.

3. Подготовить их к общественно полезному труду, раскрыть содержание и характер производительного труда.

Дальнейшее улучшение работы по экономическому образованию и воспитанию в школе может проводиться в следующих направлениях:

1. в ходе изучения предметов школьного цикла факультативных курсов по интересам учащихся;

2. в процессе трудового обучения;

3. во внеклассной и внешкольной работе с учащимися;

4. в процессе общественно полезного труда учащихся;

5. в семье.

Эти направления предусматривают:

– использование на уроках и во внеклассной работе материалов XXVI съезда КПСС, XIX съезда ВЛКСМ, майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, Конституции СССР, постанов­лений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», «О дальней­шем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», «О дальнейшем улучшении идеологической, по­литико-воспитательной работы», книг Л.И. Брежнева «Воз­рождение», «Целина», «Воспоминания» и циркулярного пись­ма Министерства просвещения СССР «О дальнейшем совер­шенствовании экономического образования и воспитания уча­щихся общеобразовательных школ»;

– подбор, материала, составление и решение школьника­ми экономических задач на уроках математики, физики, хи­мии, обществоведения, истории, географии, трудового воспи­тания в соответствии с действующими учебными программа­ми;

– овладение политико-экономическими понятиями с целью формирования марксистско-ленинского мировоззрения;

– использование краеведческого материала, а также примеров из жизни школы для усвоения экономических понятий;

– работу над методикой использования цифрового материала, таблиц, диаграмм как средства обучения экономичес­кому анализу;

– обучение учащихся рациональным приемам труда на уроках по различным предметам.

Вопросы экономического образования и воспитания:

тез. докл. VII межвуз. семи­нара. – Челя­бинск, 1982.