Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
Общеобразовательная школа располагает большими возможностями в осуществлении эффективного экономического воспитания. Целенаправленная работа по экономическому воспитанию учащихся может проводиться как в процессе обучения, так и в разнообразной внеклассной деятельности.
Сообщение экономических знаний в учебном процессе является базой для формирования экономических навыков учащихся в общей системе воспитательной работы школы.
Осуществление экономического образования и воспитания учащихся зависит от многих факторов в организации учебно-воспитательного процесса. Это, прежде всего, экономическая грамотность самого учителя, умеющего отобрать из обширного круга научных знаний по своему профилю главное и акцентировать внимание учащихся на экономических вопросах. Значительную помощь ему может оказать строго продуманная система сообщения школьникам экономических знаний по каждой отдельной учебной дисциплине. Рациональное использование государственных средств, отпускаемых на народное образование, является важным условием организации экономического воспитания. В связи в этим возникает проблема повышения эффективности использования и сохранения основных фондов общеобразовательных школ.
Пятилетка рачительного хозяйствования требует и от работников школ поиска новых решений, умения привить школьникам хозяйственные навыки. Связующим звеном в этом направлении является режим экономии в школе, сущность которого сводится к сохранности школьного здания, оборудования, к экономии учебно-письменных принадлежностей, изготовленных силами учеников, учебно-наглядных пособий. Следовательно, уже в стенах школы учащиеся должны в определенной мере овладеть экономическими знаниями, познать их теоретически и уметь использовать практически в той степени, в какой это возможно, исходя из условий функционирования детского коллектива и его связи с окружающей средой. То есть еще в школе жизнь детей должна быть насыщена настоящей трудовой деятельностью. А познав цену серьезных трудовых усилий, они ощутят истинную стоимость любой вещи, научатся быть бережливыми, будут знать цену книге, тетради, линейке, в классах исчезнут испачканные стены, изрезанные парты и т.д.
Таким образом, целью школы в экономическом воспитании является формирование у школьников экономических знаний, умений и навыков, позволяющих организовать свою будущую деятельность так, чтобы работать наиболее эффективно, достигать в интересах общества наибольших результатов с наименьшими затратами.
Являясь важной частью системы коммунистического воспитания, экономическое воспитание ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать выработке у учащихся экономического мышления и ясного представления о характере экономических закономерностей.
2. Формировать у школьников навыки хозяйствования, бережного отношения к общественной и личной собственности.
3. Подготовить их к общественно полезному труду, раскрыть содержание и характер производительного труда.
Дальнейшее улучшение работы по экономическому образованию и воспитанию в школе может проводиться в следующих направлениях:
1. в ходе изучения предметов школьного цикла факультативных курсов по интересам учащихся;
2. в процессе трудового обучения;
3. во внеклассной и внешкольной работе с учащимися;
4. в процессе общественно полезного труда учащихся;
5. в семье.
Эти направления предусматривают:
– использование на уроках и во внеклассной работе материалов XXVI съезда КПСС, XIX съезда ВЛКСМ, майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, Конституции СССР, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», книг Л.И. Брежнева «Возрождение», «Целина», «Воспоминания» и циркулярного письма Министерства просвещения СССР «О дальнейшем совершенствовании экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ»;
– подбор, материала, составление и решение школьниками экономических задач на уроках математики, физики, химии, обществоведения, истории, географии, трудового воспитания в соответствии с действующими учебными программами;
– овладение политико-экономическими понятиями с целью формирования марксистско-ленинского мировоззрения;
– использование краеведческого материала, а также примеров из жизни школы для усвоения экономических понятий;
– работу над методикой использования цифрового материала, таблиц, диаграмм как средства обучения экономическому анализу;
– обучение учащихся рациональным приемам труда на уроках по различным предметам.
Вопросы экономического образования и воспитания:
тез. докл. VII межвуз. семинара. – Челябинск, 1982.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69