logo
Сборник статей

Опыт экономического воспитания школьников

В школах Челябинской области накоплен некоторый опыт организации экономического воспитания учащихся, элементы которого встречаются уже в младших классах. В начальных классах 2-й средней школы г. Коркино, на­пример, учителя проводят беседы о бережливости, удач­но используют материалы учебника при чтении статей: «Где мои вещи?», «Всякой вещи – свое место», «Хлеб» и др. Во II и III классах на уроках и во внеурочное время устраиваются беседы на темы: «Берегите вещи», «Наша школа – наш класс», «Хлеб – всему голова», «Богатства Ро­дины множатся трудом людей», «Мы и природа», «Место нашей области в девятой пятилетке страны», «Школьные заботы – дело государственное» и др. С первых дней обучения в этой школе ребенок узнает, что над созда­нием парты, за которой он сидит, учебника, по которому будет учиться, тетрадей, в которых он пишет, трудилось много людей.

Учительница начальных классов 11-й школы г. Челя­бинска Н. Романцова обратила внимание на то, что часто ребята, большей частью одни и те же, оставляют в клас­се шариковые ручки, карандаши и др. Это послужило поводом для того, чтобы поговорить о бережливости и на уроке, и на внеклассных занятиях с детьми, с ро­дителями.

Во многих школах области учителя начальных клас­сов умело прививают детям навыки бережливости, дело­витости, правильной экономности.

В 4–5 классах изучается материал по экономике страны. Так, учебный курс экономической географии СССР в VIII классе предусматривает подробное изучение чисто экономических тем: «Структура народного хозяй­ства СССР», «Основные принципы размещения социали­стического производства», «Преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической», «Ос­новная экономическая задача СССР на современном эта­пе» и др. Опытные учителя пришли к выводу, что эти темы необходимо конкретно связывать со сведениями об окружающем производстве.

Учительница географии 21-й школы г. Челябинска А. Кропотова в 8 классе такие экономические понятия, как специализация и кооперирование рассматривает пос­ле экскурсии с учащимися на промышленное предприятие. Используя сведения, полученные во время этой экскурсии, учащиеся начертили схему технологического процесса предприятия и пришли к выводу, что оно имеет узкую специализацию и не может работать без связи с другими предприятиями, иногда насчитывая десятки таких постав­щиков и сотни предприятий – потребителей своей продук­ции. Так пришли к определению понятия «кооперирование».

В курсе обществоведения десятиклассники подробно изучают основы политэкономии социализма. И здесь привлечение учащихся к экономическим расчетам, постанов­ка перед ними практических познавательных задач имеют большое значение. Многие учителя, подобно учительнице Т. Амплеевой (4-я спецшкола-интернат г. Челябинска), при изучении темы «Труд и распределение при социа­лизме», рассказав о том, что такое общественные фонды и что финансируется государством за счет этих фондов; предлагают учащимся произвести подсчет, сколько полу­чила его семья из этих фондов в текущем году, за ряд лет и т.д.

Практически почти каждый учебный предмет дает возможность обратить внимание учащихся на вопросы экономики. В частности, при изучении химии с разговора о правильном расходовании реактивов и бережном отно­шении к оборудованию химического кабинета учитель мо­жет перейти к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства, последова­тельно формируя тем самым у учащихся экономические понятия. Учительница химии 98-й школы г. Челябинска Н. Неретина, знакомя восьмиклассников с получением сер­ной кислоты, предлагает им самостоятельно найти воз­можности видоизменения технологической схемы, позво­ляющие увеличить выпуск готовой продукции, сэкономить сырье, а также продумать вопрос об исследовании отхо­дов производства.

Особое место в экономическом образовании занимает трудовое обучение. Здесь, как нигде более, соединяются теория и практика, формируются понятия и закрепляются навыки экономности, бережливости. Когда в столярной мастерской учитель Селезянской школы Еткульского рай­она т. Шаров объясняет учащимся, как следует обраба­тывать древесину, какие операции и в какой последова­тельности применять, он обязательно остановится на том, что значит умело рассчитать размер изделия, какое коли­чество материала пойдет на него, какие сорта древе­сины используются при этом и т.п. Раскрывая сущность режима экономии на предприятиях, учитель на конкрет­ном примере показывает его необходимость. Ученики са­ми подсчитывают возможность экономии при рациональ­ном пользовании различными инструментами, экономиче­ский эффект от различных рационализаторских предло­жений.

Решению задач экономического образования служат и самые различные формы и методы внеклассной и вне­школьной работы. Вот, например, с такими экономически­ми понятиями, как рентабельность, экономический эф­фект, себестоимость, оптовая, отпускная цена готового изделия, ученики 17-й школы г. Челябинска знакомятся в цехах своего шефа – завода дорожных машин имени Колющенко, одного из старейших предприятий города с богатыми революционными и трудовыми традициями. Шефы – старые коммунисты, ветераны-рабочие – участ­вуют в идейно-политическом воспитании учащихся, часть работников ведет специальные занятия по экономическим вопросам. Освоив определенный минимум экономических сведений, учащиеся сами пробуют рассчитывать и анализировать несложные трудовые процессы, разрабатывают некоторые элементы режима экономии на предприятии и т.д. Такое знакомство с экономическими сведениями помогает учащимся осознать непосредственную пользу знаний в области экономики.

Жизнь показывает, что первый опыт организации экономического воспитания учащихся оправдал себя и требует обобщения и систематизации. Школа может и призвана широко знакомить учащихся с экономическими знаниями, учить их применять эти знания в жизни.