Опыт экономического воспитания школьников
В школах Челябинской области накоплен некоторый опыт организации экономического воспитания учащихся, элементы которого встречаются уже в младших классах. В начальных классах 2-й средней школы г. Коркино, например, учителя проводят беседы о бережливости, удачно используют материалы учебника при чтении статей: «Где мои вещи?», «Всякой вещи – свое место», «Хлеб» и др. Во II и III классах на уроках и во внеурочное время устраиваются беседы на темы: «Берегите вещи», «Наша школа – наш класс», «Хлеб – всему голова», «Богатства Родины множатся трудом людей», «Мы и природа», «Место нашей области в девятой пятилетке страны», «Школьные заботы – дело государственное» и др. С первых дней обучения в этой школе ребенок узнает, что над созданием парты, за которой он сидит, учебника, по которому будет учиться, тетрадей, в которых он пишет, трудилось много людей.
Учительница начальных классов 11-й школы г. Челябинска Н. Романцова обратила внимание на то, что часто ребята, большей частью одни и те же, оставляют в классе шариковые ручки, карандаши и др. Это послужило поводом для того, чтобы поговорить о бережливости и на уроке, и на внеклассных занятиях с детьми, с родителями.
Во многих школах области учителя начальных классов умело прививают детям навыки бережливости, деловитости, правильной экономности.
В 4–5 классах изучается материал по экономике страны. Так, учебный курс экономической географии СССР в VIII классе предусматривает подробное изучение чисто экономических тем: «Структура народного хозяйства СССР», «Основные принципы размещения социалистического производства», «Преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической», «Основная экономическая задача СССР на современном этапе» и др. Опытные учителя пришли к выводу, что эти темы необходимо конкретно связывать со сведениями об окружающем производстве.
Учительница географии 21-й школы г. Челябинска А. Кропотова в 8 классе такие экономические понятия, как специализация и кооперирование рассматривает после экскурсии с учащимися на промышленное предприятие. Используя сведения, полученные во время этой экскурсии, учащиеся начертили схему технологического процесса предприятия и пришли к выводу, что оно имеет узкую специализацию и не может работать без связи с другими предприятиями, иногда насчитывая десятки таких поставщиков и сотни предприятий – потребителей своей продукции. Так пришли к определению понятия «кооперирование».
В курсе обществоведения десятиклассники подробно изучают основы политэкономии социализма. И здесь привлечение учащихся к экономическим расчетам, постановка перед ними практических познавательных задач имеют большое значение. Многие учителя, подобно учительнице Т. Амплеевой (4-я спецшкола-интернат г. Челябинска), при изучении темы «Труд и распределение при социализме», рассказав о том, что такое общественные фонды и что финансируется государством за счет этих фондов; предлагают учащимся произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, за ряд лет и т.д.
Практически почти каждый учебный предмет дает возможность обратить внимание учащихся на вопросы экономики. В частности, при изучении химии с разговора о правильном расходовании реактивов и бережном отношении к оборудованию химического кабинета учитель может перейти к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства, последовательно формируя тем самым у учащихся экономические понятия. Учительница химии 98-й школы г. Челябинска Н. Неретина, знакомя восьмиклассников с получением серной кислоты, предлагает им самостоятельно найти возможности видоизменения технологической схемы, позволяющие увеличить выпуск готовой продукции, сэкономить сырье, а также продумать вопрос об исследовании отходов производства.
Особое место в экономическом образовании занимает трудовое обучение. Здесь, как нигде более, соединяются теория и практика, формируются понятия и закрепляются навыки экономности, бережливости. Когда в столярной мастерской учитель Селезянской школы Еткульского района т. Шаров объясняет учащимся, как следует обрабатывать древесину, какие операции и в какой последовательности применять, он обязательно остановится на том, что значит умело рассчитать размер изделия, какое количество материала пойдет на него, какие сорта древесины используются при этом и т.п. Раскрывая сущность режима экономии на предприятиях, учитель на конкретном примере показывает его необходимость. Ученики сами подсчитывают возможность экономии при рациональном пользовании различными инструментами, экономический эффект от различных рационализаторских предложений.
Решению задач экономического образования служат и самые различные формы и методы внеклассной и внешкольной работы. Вот, например, с такими экономическими понятиями, как рентабельность, экономический эффект, себестоимость, оптовая, отпускная цена готового изделия, ученики 17-й школы г. Челябинска знакомятся в цехах своего шефа – завода дорожных машин имени Колющенко, одного из старейших предприятий города с богатыми революционными и трудовыми традициями. Шефы – старые коммунисты, ветераны-рабочие – участвуют в идейно-политическом воспитании учащихся, часть работников ведет специальные занятия по экономическим вопросам. Освоив определенный минимум экономических сведений, учащиеся сами пробуют рассчитывать и анализировать несложные трудовые процессы, разрабатывают некоторые элементы режима экономии на предприятии и т.д. Такое знакомство с экономическими сведениями помогает учащимся осознать непосредственную пользу знаний в области экономики.
Жизнь показывает, что первый опыт организации экономического воспитания учащихся оправдал себя и требует обобщения и систематизации. Школа может и призвана широко знакомить учащихся с экономическими знаниями, учить их применять эти знания в жизни.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69