logo
Сборник статей

Эволюция экономического образования в истории педагогической науки

Соавтор О.А. Ворожеева

В XXI веке общество испытывает объективную потребность в экономически подготовленной молодежи, молодежи творческой, инициативной, самостоятельной, успешно реализующей свои способности в свободной экономической деятельности и несущей ответственность за ее результаты. Актуальность экономического образования подрастающего поколения сегодня неоспорима.

Анализ истории образования показывает, что его экономический компонент лежал в основе обучения, воспитания и развития уже на самых ранних этапах становления систематического образования [3, с.23]. Слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции и означало «законы экономного ведения домашнего хозяйства». Первоначальные систематические знания об экономном хозяйствовании связаны с именами великих мыслителей древности Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) и Ксенофонта (440–355 гг. до н.э.). Ими рассматривались такие экономические явления, как разделение труда, ремесло и земледелие, товары и правила обмена ими, деньги, их роль и т. д.

В эпоху Средневековья границы экономического образования значительно расширились в связи с развитием науки, производства, товарообмена, расширением географических связей и усложнением структуры социально-экономических отношений. Однако экономическое образование и воспитание молодежи в средние века ещё оставалось фрагментарным.

Индустриальный этап развития общества оказал положительное влияние на развитие системы экономического образования. Появление рыночной экономики с частной собственностью, конкуренцией и свободным ценообразованием актуализировало проблему экономической подготовки работников.

В диссертационном исследовании О.Г. Грохольской указывается, что потребность в экономически образованном работнике зародилась в России после реформы 1861 г. Государством поощрялось распространение общеэкономических и специально-экономических знаний, готовящих к будущей деятельности в коммерческих гимназиях и училищах. Общество было заинтересовано в рабочих, умеющих обслуживать машинную технику, профессионалов в области торговли и финансов [10, с.63]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что система образования в дореволюционной России обеспечивала получение экономических знаний широким кругом населения.

Октябрь 1917 г. положил начало принципиально новому этапу в развитии отечественной школы. В условиях формирования тоталитарного государства и ожесточенной гражданской войны правящие круги связывали со школой свою идеологию, антирелигиозную пропаганду. На развитие педагогической мысли советского периода основное влияние оказывали идеи марксизма-ленинизма.

Проблема экономической подготовки молодежи в 1920–30-е гг. рассматривалась с позиций соединения обучения с производительным трудом, принципа политехнизма и режима экономии. Безусловно, важную роль для становления системы экономического образования данного периода сыграли труды таких учёных, как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и других.

Важнейшие вопросы развития экономического воспитания были затронуты А.С. Макаренко (1888–1939 гг.), детально разработавшим проблему воспитания у учащихся чувства хозяина страны, становления у них сознательности, формирования разумных потребностей и развития экономического мышления воспитанников в ходе общественно полезного и производительного труда.

В 60-е гг. XX века Л.П. Пономаревым и Л.Е. Эпштейном были впервые проведены исследования, непосредственно связанные с экономическим образованием. В рамках данных исследований экономический аспект содержания образования был назван важным фактором развития народного хозяйства и необходимым условием научной организации труда и производства [10, с.193].

Гносеологические аспекты экономического образования и воспитания, их сущность, место в системе общественного сознания, понятийный аппарат определили философы В.А. Демичев, А.В. Дроздов, И.Б. Иткин, В.Д. Попов, А.К. Уледов, В.П. Фофанов и другие.

Ряд ученых-педагогов 1960–70-х гг. (Ю.К. Васильев, М.А. Малышев, Л.П. Мельникова, Л.П. Пономарев, Л.Е. Эпштейн) разрабатывали проблемы актуальности, сущности, путей и средств реализации экономического образования и воспитания в средней школе.

Так, Л.Е. Эпштейн рассмотрел соотношение экономической деятельности и экономического воспитания подрастающего поколения, определил его сущность. По мнению учёного, экономическое воспитание – это составная часть экономической жизни и системы воспитания, включающая в себя планомерное использование экономических условий, отношений, законов, системы научных знаний для формирования экономического мышления, действий и взаимоотношений [14, с.23].

В диссертационном исследовании Л.П. Мельниковой, рассмотревшей проблему экономического воспитания в средней общеобразовательной школе, предпринята попытка выявить роль экономических факторов в вос­пи­та­тельных воздействиях [11].

А.Ф. Аменд, изучая проблему совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе, определил актуальность, сущность, задачи, а также пути и средства реализации экономического воспитания в школе. Ученый трактует сущность экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе как овладение ими экономическими знаниями, умениями и навыками, воплощенными в конкретных экономических качествах: деловитость, бережливость, экономность, расчетливость и другие при условии целенаправленного и систематического воздействия учителей, ученического коллектива и окружающей среды [1, с.21].

Исследования ученых в области экономического образования и воспитания молодежи постепенно расширялись. Примером тому, кроме диссертационных педагогических исследований, может служить проведение межвузовских конференций и семинаров по исследуемой проблеме [7; 8; 9].

На рубеже 1970–80-х гг. П.Р. Атутов [4; 5], Ю.К. Васильев [6], В.А. Поляков [5] и другие ученые посвятили свои исследования проблеме разработки целостной педагогической концепции реализации ведущего принципа советской школы тех лет – соединения обучения с производительным трудом, способствующего развитию основ экономического образования в общеобразовательной школе. Исследователи отмечали, что участие школьников в производительном труде в различных его формах выступает важным фактором формирования человека как всесторонне развитой личности, помогает выработать у школьников такие качества личности, как профессиональная мобильность с глубоким знанием основ наук, творческое отношение к делу, активная жизненная позиция, участие в управлении производством.

В 80-х гг. XX века педагогами-исследователями все шире ставятся и решаются проблемы экономического образования на философском (Г.С. Глейзерман, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, В.Я. Яров), экономическом (Л.И. Абалкин, Л.Н. Пономарев, К.А. Улыбин), социологическом (Л.П. Буева, С.Г. Струмилин), психологическом (Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов) и педагогическом уровнях (А.Ф. Аменд, Ю.К. Бабанский, Ю.К. Васильев, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова и др.).

Н.П. Рябининой, исследовавшей педагогические условия экономического воспитания старшеклассников, была разработана и обоснована модель экономической готовности личности учащегося [13, с.183]. Предложенная модель включала в себя экономические знания, умения и навыки, направленность личности, выражающуюся в наличии у старшеклассников общественно ценных экономических интересов, потребностей, мотивов деятельности. Оперируя понятиями «экономическое воспитание» и «экономическое образование», автор диссертационного исследования рассматривает экономическое воспитание как планомерный и систематический процесс, направленный на формирование у учащихся основ научных экономических знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для сознательного участия в экономических отношениях [13, с.30]. По ее мнению, понятие «экономическое образование» является составной частью экономического воспитания, отражая его образовательный аспект, а основная цель экономического образования состоит в формировании экономических знаний и умений, усвоении основ опыта социально-экономической деятельности [13, с.30–31].

Таким образом, в 1970–80-е гг. теория и практика экономического воспитания и образования пополнилась новыми исследованиями [1; 4; 5; 6; 13], основанными на идее приоритетности экономического воспитания перед экономическим образованием в связи с тем, что первое понятие трактовалось в то время шире последнего. Так, например, А.Ф. Аменд указывал на неразрывную связь экономического воспитания с экономическим образованием, считая его важной составной частью целостной системы экономического воспитания подрастающего поколения. Ученый пишет: «…отождествление этих понятий неправильно, так как экономическое образование, несмотря на всю свою важность, составляет лишь часть экономического воспитания, которая, как известно, не может заменить целое» [2, с.50].

На основании анализа исследований прошлых лет, современного передового педагогического опыта, а также нормативных документов (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации) мы склонны утверждать, что понятие «образование» шире понятия «воспитание». В соответствии с доктриной понятие «образование» в настоящее время помимо понятия «воспитание» включает в себя также понятия «обучение», «развитие» и «здоровьесбережение». Итак, в нашем исследовании мы придерживаемся понятия экономического образования, включающего в себя в качестве составляющих экономическое воспитание и экономическое обучение молодежи.

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет констатировать тот факт, что с конца 1970-х гг. имел место четко сформулированный заказ общества на обеспечение экономической подготовки молодежи. К этому времени система школьного экономического образования получает широкое распространение. Экономическую направленность школьного образования предполагалось осуществлять в процессе изучения основ наук, факультативных занятий, трудового обучения, а также в процессе общественно полезного производительного труда учащихся.

О.Г. Грохольская в своем исследовании отмечает, что общеобразовательная школа середины 1980-х гг. была сориентирована на необходимость экономической подготовки в процессе общего образования и трудового воспитания, которое должно подготовить учащихся как теоретически, так и практически к последующей работе на производстве и сформировать у них умение творчески относиться к делу. При этом общеобразовательной школе в современных условиях был необходим такой труд, цель которого была бы общественно значима, который привел бы к реальному общественно полезному результату, а именно: труд, являющийся созидательным не только для общества, но и для формирующейся личности. Автор делает вывод о присутствии четкой цели в системе экономического образования учащихся в отличие от прошлых лет [10, с.228].

Исследования в области экономической подготовки молодежи значительно активизировались в конце 1980-х гг. в связи с началом реформ и широкой демократизации всех сторон общественной жизни. Ученые неоднократно подчеркивали важность экономического образования подрастающего поколения в современных условиях.

Развитие рыночных отношений в стране обусловило появление реформ в области образования, в том числе в области экономического образования и воспитания. С отказа от старой административно-командной системы образования началось изменение типа и характера образовательной политики, утверждение ее новых оснований. В рамках важнейших направлений школьной реформы 1990-х гг. – гуманизации и демократизации – определен новый этап реформы экономического образования, связанный с разработкой государственного стандарта школьного экономического образования.

Исходя из современной социально-экономической ситуации в России, целью экономического образования в школе является «формирование четких мировоззренческих позиций личности, адаптация ее к экономической реальности и социальному окружению, а также ее экономическая социализация, ее нравственно-духовная цельность» [10, с.272].

Авторы концепции непрерывного социально-экономического образования и воспитания молодежи В.А. Поляков и И.А. Сасова центральной идеей непрерывного экономического образования считают «постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности» [12].

В соответствии с вышеперечисленными положениями учеными формулируются задачи школьного экономического образования, которые можно разделить на три блока: мировоззренческий, адаптационный, аксиологический.

В мировоззренческий включается получение учащимися системы обобщенных знаний о действительности, способов их применения с целью ориентации в окружающей жизни, а также оценки явлений под углом зрения определенного миропонимания.

Адаптационный – получение экономических знаний, умений и навыков, их творческого применения в целях адаптационной деятельности в условиях реальной рыночной действительности.

Аксиологический блок задач предполагает формирование экономического самосознания, готовности участвовать в экономической деятельности, способностей к достойному нравственному выбору в сложных жизненных ситуациях и др.

В заключение отметим, что концепция непрерывного экономического образования предусматривает осуществление данного направления образования на всех этапах школьного образования, начиная с младших классов, и на протяжении всей жизни человека.

Библиографический список

  1. Аменд, А.Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: дис. …канд. пед. наук /А.Ф. Аменд. – Челябинск, 1975. – 229 с.

  2. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: метод. реком. /А.Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – 72 с.

  3. Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: моногр. /А.Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. – 152 с.

  4. Атутов, П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников / П.Р. Атутов. – М.: Педагогика, 1976. – 192 с.

  5. Атутов, П.Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П.Р. Атутов, В.А. Поляков. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

  6. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю.К. Васильев – М.: Педагогика, 1983. – 96 с.

  7. Вопросы теории и практики экономического воспитания: материалы 2-й межвуз. науч. конф. по проблеме экономического воспитания. – Челябинск, 1970. – 173 с.

  8. Вопросы экономического воспитания: материалы межвуз. науч. конф. – Челябинск: ЧГПИ, 1967. – 164 с.

  9. Вопросы экономического образования и воспитания: сб. ст. – Челябинск, 1977. – 1984 с.

  10. Грохольская, О.Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе. 1917–1997 гг.: дис. … д-ра пед. наук / О.Г. Грахольская. – М., 1997. – 322 с.

  11. Мельникова, Л.П. Некоторые экономические вопросы в воспитании учащихся средней общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук / Л.П. Мельникова. – Челябинск, 1967. – 235 с.

  12. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В.А. Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 19–26.

  13. Рябинина, Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: дис. … канд. пед. наук / Н.П. Рябинина. – Челябинск, 1984. – 184 с.

  14. Эпштейн, Л.Е. Вопросы экономического воспитания учащихся в средней школе / Л.Е. Эпштейн // Социально-экономические проблемы народного образования. – М.: Просвещение, 1969. – 154 с.

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.3.

Актуальные проблемы образования и воспитания

подрастающего поколения. – 2003. – Вып.14.