Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
Соавтор А.Я. Камалетдинова
Отвечая насущным требованиям общества и личности необходимости знания основ экономики, формирования экономического мышления и культуры, Центр экономической подготовки молодежи Института общего среднего образования Российской академии образования и Челябинского государственного педагогического университета ведет исследовательскую работу в ряде школ г. Челябинска по определению объема учебного материала, уровня подачи и усвоения учащимися научных понятий, а главное, влиянию учебной дисциплины «Экономика» на развитие индивида. На практике в российских школах сейчас сформировалось два подхода к организации и становлению экономического образования.
Приверженцы первого считают, что в школах надо давать «экономику» как науку в полном объеме, но в несколько усеченном варианте. Ими используются, как правило, облегченные университетские учебные программы экономических специальностей, порой учебники и учебные пособия С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи. К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, Самуэльсона и др., рекомендованные для изучения школьникам, тоже взяты из библиотеки студента. В школах по предложенным программам работают преподаватели высшей школы, потому что для массовой общеобразовательной школы не подготовлены еще преподаватели экономики.
В использовании высококвалифицированных научных кадров высшей профессиональной школы есть свои особенности: налицо повсеместное незнание возрастных особенностей учащихся («экономика» для тринадцатилетних – шестнадцатилетних должна отличаться от экономической науки для студентов), способов их мышления, уровней развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, ценностных ориентации, интереса к познавательной деятельности.
При таком подходе школьникам к изучению наряду с «Основами экономических знаний» предлагаются: «Макроэкономика», «Микроэкономика». «Мировая экономика», «Инфляция и экономический рост», «Национальный доход и его составляющие», «Основы бухгалтерского учета», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга». Среди поражающих своей исключительностью, а главное острой «необходимостью» для рядового школьника курсы: «Статистика народонаселения», «Рынок ценных бумаг», «Банковское дело Англии», «Статистика», «Банки и банковское дело» и другие. При этом выпускники школ обнаруживают неспособность на практике применить полученные обширные экономические знания, ориентироваться в банковских вкладах, защитить себя как потребителя, представлять интересы собственника. Не каждому молодому специалисту, окончившему экономический факультет вуза, повезет прослушать перечисленные курсы в полном объеме. Учащегося общеобразовательной школы, который может в будущем не специализироваться на «экономике» и не избрать ее в качестве профессии, мы нагружаем таким объемом информации, в перспективе возможно невостребованной.
Обращает на себя внимание еще один аспект такого подхода. Углубленное изучение основ экономических знаний дается в специализирующихся на экономике лицеях и гимназии. Предполагается, что у учащихся подобных образовательных учреждений сформирована экономическая грамотность, на определенном уровне развития – экономическое мышление и культура. По умению оперировать экономическими понятиями он должен превосходить первокурсника, следовательно, выпускник экономического общеобразовательного учреждения имеет право претендовать на зачисление на основе конкурсных экзаменов на I, а возможно, и на II курс. Пока в России такой прецедент не отмечается.
Провозглашенный тезис «непрерывности и преемственности» образования в данном примере пробуксовывает. Имеющие хорошую экономическую подготовку учащиеся колледжа «Наука», гимназии № 63, школы № 109 поступают на 1 курс экономического факультета Челябинского государственного университета или Челябинского государственного технического университета на общих основаниях или с небольшими льготами и по второму кругу повторяют изучение тех же разделов «Экономики», теряя на глазах изумленных преподавателей высшей школы интерес к изучению «любимой экономики», снижая показатели познавательной деятельности.
В городе Челябинске в 1997–1998 учебном году планируется в плане подтверждения тезиса непрерывности и преемственности экономического образования провести работу на базе Челябинского государственного экономического колледжа, двух общеобразовательных школ и Челябинского государственного технического университета по претворению «Концепции непрерывного экономического образования» в жизнь. Учащиеся общеобразовательных школ, обучающиеся на экономическом отделении (где наряду со школьными учителями работают преподаватели колледжа по согласованным общим учебным программам), после успешного завершения обучения поступают без вступительных экзаменов на третий курс колледжа. Закончив отлично колледж, по направлениям продолжают обучение на третьем курсе Технического университета. Такое специализированное экономическое образование необходимо и целесообразно, можно только приветствовать такой опыт.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что не все учащиеся экономических отделений общеобразовательных школ станут в будущем экономистами. Среди учеников автора данных тезисов, занимающихся изучением экономики, будущие хореографы, хирурги, дизайнеры по интерьеру, музыканты, инженеры-программисты, желающие получить экономические знания в том объеме, который поможет им ориентироваться в финансовых сложностях «взрослой» жизни, опосредованно поможет в профессиональном росте, т.е. будет иметь прикладной характер.
Думается такой подход приемлем и жизненен, если устранить перегруз ученика, обеспечить непрерывность приобретения экономических знаний преемственностью разных ступеней обучения, учесть возрастные особенности, мотивацию и интерес школьника.
Другой подход к экономическому образованию имеет под собой серьезное теоретическое обоснование: экономическое образование для всех школьников как средство социализации личности.
В литературе сложились представления об «образе» человека.
«Человек ощущающий» – индивид рассматривается как система знаний, перерабатывающая информацию. В этом представлении включено наглядно-образное мышление, задействована память.
Интенсивно объединять в себе единство четырех «образов человека»: ощущающего, запрограммированного, деятельностного и потребителя.
Можно предположить, что критериями становления личности являются:
наличие смысла жизни, проявляющееся на практике как осознание жизненной концепции и мотивирование любого поступка и действия. «Смысл – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления» [4, с.72]. Смысл раскрывается в отношении индивида к жизненным потребностям:
жизненные ценности, которыми руководствуется человек (духовные, культурные, нравственные, материальные);
мотивация деятельности, причем мотив как выражение потребностей индивида, в своем развитии доходящих до высшего уровня самореализации;
приоритетность интеллектуальных интересов над другими;
позитивное развитие эмоционально-волевой сферы индивида через переживание, чувствование, совершенствование чувств и личностных качеств.
Учитывая вышеизложенное, экономическое образование должно обеспечивать развитие социальных аспектов личности, особо выделяя в социализации нравственные, духовные и интеллектуальные стороны. В определении сущности экономического образования как средства социализации личности центральное место принадлежит отбору учебного материала по принципу раскрытия социальных ролей, которые предстоят в жизни.
Из выделенных нами в учебном предмете «Экономика» в процессе практической работы наиболее существенными кажутся следующие социальные роли: собственника, потребителя, предпринимателя, менеджера, агента финансового рынка, гражданина.
Социальная роль «собственника» включает в себя знание форм собственности, правовую обеспеченность разных ее видов, организационно-правовые формы, личностные качества собственника и т.д. Надо иметь в виду, что и само понятие «собственник» в умах учащихся должно развиваться от начального представления о собственности как о вещи, принадлежащей индивиду на правах распоряжения, представления, характерного для начальной ступени общеобразовательной школы. На этой ступени воспитываются чувства ответственности за частную собственность, уважения и неприкосновенности к собственности муниципальной, федеральной и людей, тебя окружающих.
В среднем звене закладывается отношение к собственности, активно работающей на обеспечение нормального уровня жизни. Собственность не «сундуки, полные злата», а дело, вещи, приносящие доход. Наконец, в старших классах собственность рассматривается на более высоком уровне – как бизнес, приносящий удовольствие, обеспечивающий нормальный уровень жизни не только собственнику, но и всем, вовлеченным в дело.
Понятие «собственность» в общеобразовательной школе воспринимается учащимися не как категория экономическая, а скорее как правовая: самый большой интерес вызывает раздел темы «Пользование, распоряжение, владение». Подростков интересует, каким видом собственности и на каких основаниях они обладают сейчас, на что они могут предъявить права. Становится открытием, что учащиеся – собственники «нематериальных благ», что они на правах пользования и владения являются собственниками квартир, в которых проживают с родителями. Особый интерес вызвала «интеллектуальная собственность»: разработка компьютерных программ, написание книг, новое технологическое решение, идея, формула (ноу-хау) и способы ее защиты. Радостно было видеть, что учащиеся 9 класса экономического отделения лицея № 11 поняли, что они обладатели самого ценного и необходимого в современном мире своего интеллектуального потенциала. В изучении раздела «Собственность» мы передавали не только необходимые теоретические знания, но и воспитывали не «хозяина вещей», а «собственника идей».
Социальная роль «потребителя» требует особо внимательного изучения тем «Потребители», «Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит». Предыдущими десятилетиями в российском народе сформировалась пассивная потребительская психология: нежелание взять ответственность на себя, найти выход из создавшегося трудного, например, финансового положения, ожидание манны небесной от государства и общества. Изменилась содержательная наполненность понятия: «потребитель» сегодняшнего дня – это получатель товаров и услуг, знающий свои права и обязанности, умеющий их отстаивать.
Потребитель – это еще и индивид, предъявляющий требования к качеству товаров и услуг, а значит формирующий рынок товаров и услуг, влияющий на дизайн и качество товара, определяющий в какой-то степени эстетический вкус и во многом приоритетность развития материальной и нематериальной сфер.
В четырех общеобразовательных школах г. Челябинска в результате проведенного исследования были выявлены основные направления потребительской политики пятнадцатилетних подростков. 37–38 % опрошенных направили бы средства на сиюминутное потребление: еду, одежду, украшения, развлечения, отдых, мопеды, велосипеды, плееры и другие собственные нужды. В общеобразовательных школах потратили бы деньги на приобретение книг в среднем 7,6 % учащихся, на оплату обучения в престижных школах – 3,8 % . В образовательных учреждениях лицейского типа 23,5 % респондентов потратили бы имеющиеся в их распоряжении средства на образование в престижных школах США, Англии, России; столько же на приобретение компьютера и оплату своего отдыха.
Роль «предпринимателя» особенно важна для усвоения всеми учащимися общеобразовательных школ, хотя мы делаем скидку на то, что не все откроют дело, дадут работу окружающим их людям, но каждый должен обладать знаниями организации, планирования дела для себя. Каждый включен в производство на разных ступенях его организации.
При проведении в старших классах имитационной игры «Факторные и товарные рынки» только одна четверть учащихся пришла к исходу игры с прибылью, проявив на практике «предприимчивость» как одно из предпринимательских качеств. Однако дальнейшее отслеживание влияния экономических знаний на развитие организационно-деловых качеств учащихся выявило отсутствие мотивированного объяснения участниками игры успеха проявления предпринимательских качеств.
Среди значимых деловых качеств, по мнению успешных игроков, влияющих на успех дела, учащиеся назвали: исполнительность, трудолюбие, ответственность, организованность, несущих на себе все-таки пассивную окраску. К средне значимым деловым качествам отнесены были инициативность и самостоятельность; к малозначимым – творческий подход и предприимчивость. Можно констатировать, что у слушателей экономического отделения лицея, ориентированных, казалось бы, на успех и лидерство на уровне осознанной мотивации поступка и деятельности, не развита активная самостоятельная позиция.
82 % участников игры девятых и десятых классов наиболее значимыми назвали качества, более характеризующие пассивную позицию: старательность, исполнительность, организованность, трудолюбие, ответственность. 58 % опрошенных отметили в качестве значимых работоспособность, добросовестность. 47 % респондентов среди деловых качеств назвали самостоятельность, оперативность, предприимчивость, аккуратность; 29 % – дисциплинированность, усидчивость, творческий подход к делу.
Спустя четыре месяца этим же учащимся в процессе изучения тем «Предприятия и предпринимательская деятельность» было предложено назвать качества «идеального предпринимателя». Среди отмеченных можно выделить следующие: ответственность, уверенность в себе, своих силах, умение оценивать и прогнозировать ситуацию, организаторские способности, решительность, работоспособность и другие. Однако привели в недоумение высказывания, несущие на себе воспитывающее влияние среды: «предприниматель должен быть «наглым», «хитрым», «уметь «разбираться» с конкурентами», «иногда нужно забыть какие-то нравственные нормы». Проделанный анализ подтверждает выдвинутое предположение, что усвоение основ экономических знаний невозможно без формирования нравственных ценностей и что целесообразнее строить изложение темы «Предпринимательство», «Конкуренция» в свете освоения социальной роли «предприниматель».
По окончании учебного года старшеклассники накануне летних каникул решили протестировать себя по методике, предложенной Управлением малого бизнеса США на предмет выявления качеств, способствующих будущей успешной предпринимательской карьере. На основании тестирования было уточнено наблюдение над учащимися, в самом начале года победившими в игре «Факторные и товарные рынки». Троим из них был выдан ответ, что они скорее всего обладают качествами, необходимыми для создания и ведения собственного дела. Троим другим, прошлым победителям игры, было предложено подумать о поиске партнера, который компенсирует слабые стороны и недочеты претендентов. Причем около половины ребят в течение обучения в 10 классе подготовили бизнес-планы и защитили их на школьных и городских смотрах, они же во время летних каникул пошли на экономическую практику к профессорам экономики в два университета, к специалистам на телевидение, в драматический театр и банк. Места практики были выбраны с учетом интересов учащихся и работой над будущими бизнес-планами, которые им предстоит выполнить во время обучения в 11 классе и защитить на выпускных экзаменах. Среди будущих тем бизнес-планов «создание мусороперерабатывающего завода», что очень актуально дня города Челябинска и нашей области; организация молодежного «Мультивидения»; изучение шоу-бизнеса; работа над практическим руководством начинающему агенту финансового рынка по работе с банками и другие.
В конце учебного года учащимся старших классов челябинских школ было предложено ответить на вопрос «Хотели бы они работать во время каникул?» и «Какую бы деятельность они выбрали?». 82,4 % респондентов хотели бы работать, 11,2 % – категорически отказались работать, мотивируя свое решение тем, что они дети, 9,32 % – затруднились ответить на этот вопрос. Самыми привлекательными для молодежи сферами оказались: торговля (24,7 % – работа в киосках по продаже газет, кассет, работа на мини-рынках фасовщиками, «резальщиками» масла, подсобными рабочими) и обслуживание (25 % – автообслуживание, уход за маленькими детьми, репетиторство, перевод с иностранного языка). 21 % подростков согласны зарабатывать деньги любым способом, «хорошо бы не очень грязным»: «собирать плату за места на мини-рынках контролером», «ничего не делать, а только подписывать бумаги», среди способов вызывает опасение следующее: «очень просто, буду рэкетировать отца».
Во время изучения темы «Предпринимательство и предприниматели» в плане будущей профессиональной ориентации учащимся был задан вопрос «Какую работу они бы выбрали: высокооплачиваемую, престижную, отвечающую их интересам и способностям?». В среднем 72,1 % респондентов выбрали работу высокооплачиваемую, 68,8 % – отвечающую интересам и способностям и 30,6 % – престижную. Однако показателен и интересен факт изменения ценностных ориентаций в течение года с 10 по 11 класс. Если в 10 классе учащиеся на первое место при выборе будущей профессии выдвигали соответствие интересам и способностям (82,3 %), а затем высокую оплату будущего труда (52,9 %), то в выпускном классе приоритеты изменились. На первое место выдвигается высокооплачиваемость (81,8 %); соответствие способностям и интересам уступает позиции (61,5 %); престижность будущей профессии привлекает только 28,4 % выпускников.
Старшее поколение может поделиться с подрастающим своим гражданским опытом: законопослушнее российского населения на выборах и при голосовании на различных съездах и конференциях не было никого в мире. При таком понимании «законопослушности» только российский гражданин ставил себе задачу обмануть государство. Сегодня мы пожинаем плоды такого понимания «гражданин»: честью считается уйти от налогообложения, любыми нечестными способами снизить ставку налогооблагаемой базы. Задача школы: сформировать психологию гражданина сегодняшнего дня, понимающего, что от его вклада зависит формирование бюджетов разных уровней, а следовательно, развитие социальных программ и содержание социальной сферы.
При изучении темы «Налоги. Налоговое законодательство» особое внимание было уделено практическим занятиям по изучению и заполнению декларации о доходах, изучению особенностей налогооблажения физических лиц. Было выполнено несколько интересных реферативных работ по предложенным изменениям в налоговом кодексе, по предлагаемой к внедрению в жизнь декларации о расходах.
Социальная роль «менеджера», то есть управленца, предполагает не только приобретение и развитие организаторских качеств, формирование лидерского начала, умение коллективно работать, способность к совместной деятельности, но и умение подчиняться, признавать свои просчеты, уметь анализировать промахи, прогнозировать будущий результат. Этому во многом способствуют компьютерные игры «МЭМ», «МЭКОМ».
При моделировании экономической ситуации на предприятиях в заданных условиях спада или экономического роста учащиеся должны уметь прогнозировать, предвидеть на три – четыре хода вперед, анализировать конкретную ситуацию. Практика выявила неспособность учащихся проигрывать, терпеть поражение, они оказываются в подавленном, депрессивном состоянии, в панике начинают искать виновных в их просчете или экстренной авторитетной помощи. Нами была поставлена задача в игре, а не на практике, рисковать, возможно, проигрывать, но главное уметь обращать просчеты себе на пользу, извлекать выгоду из самых проигрышных ситуаций. В результате формируются личностные и поведенческие особенности настоящего управленца, организующего предприятие, дело, самого себя.
И наконец, очень интересная роль «агента финансового рынка», умеющего просчитывать простой и сложный процент, делающего выбор между различными видами вкладов, не боящегося рынка ценных бумаг. Под влиянием изучения тем «Финансовый рынок», «Банки и банковское дело» должно меняться отношение к деньгам не как к символу богатства, значимости, власти, а средству, обеспечивающему нормальный уровень жизни.
Благодаря заместителям управляющего банка В.М. Соловьевой и А.В.Стихину второй год учащиеся старших классов лицея № 11 практическую часть изучаемого курса по финансам проходят в офисе и операционном зале челябинского филиала «СБС – АГРО». Ведущие специалисты банка знакомят учащихся с современным банковским оборудованием, миром пластиковых карточек, технологией открытия и закрытия банковских счетов, расчетом простых и сложных процентов по вкладам. В конце занятий учащиеся могут на практике использовать пластиковую карточку преподавателя и осуществить ряд операций: открыть и закрыть вклад, снять средства через банкомат, заполнить платежки и необходимые документы на открытие счета, просчитать проценты по рублевым и валютным вкладам, увидеть прибыльность того или иного вида депозита.
Проведенное исследование показало, что в школах, где не преподается экономика, экономические понятия формируются на обывательском, порою искаженном, совсем не научном уровне. 66,6 % опрошенных шестиклассников считают «банк» – «хранилищем», «складом», «сейфом», «копилкой», то есть местом, где хранятся большие суммы денег. 80,9 % семиклассников дают верное определение «банка». 15,78 % выпускников общеобразовательных школ на бытовом уровне не могут объяснить, в чем заключаются функции банка. 47,3 % учащихся считают, что главная функция – это «хранение» денет (неслучайно 66,6 % учащихся среднего звена в банке видят «копилку» больших сумм денег). 26,3 % видят функцию банка в преумножении капитала частных лиц; 15,78 % – в выдаче кредитов, ссуд частным лицам; 5,26 % – в относительной защите сбережений вкладчиков от инфляции. Можно увидеть личностно ориентированный подход учащихся к явлениям экономики, о которых у них не сформировано научное знание. 10,52 % респондентов считают функцией банка проведение финансовых операций между юридическими и физическими лицами; вложение капиталов, спонсорство; работу с валютой.
Мы не можем не принимать во внимание, что у опрошенных социальное окружение сформировало негативное отношение к финансовым институтам, не подкрепленное научным знанием: «банки воруют деньги» (5,26 %); «крутят деньги» (15,78 %); «функции банков не очень хорошие» (5,26 %). На вопрос «Почему люди хранят деньги в банках?» последовал распространенный для среднего звена, не знакомого с учебной дисциплиной «Экономика», ответ: «Потому что глупые, банкам доверять нельзя».
68,4 % потенциальных будущих клиентов банка, выпускников общеобразовательных школ не могут назвать ни одного признака надежности банка. Остальные считают, что надежность банка «обеспечивается омоновцами», «хорошей сигнализацией»; «крупными финансовыми средствами», видимо, подразумевается величина уставного капитала; «большим количеством кредитов и инвестиций»; «длительным периодом стабильного функционирования»; «отсутствием плохой информации» о деятельности; к сожалению такие мнения высказывают только 5,26 % опрошенных. Причем часто высказываются прямопротивовположные мнения: «государственный – значит надежный», «государственный не значит хороший». Затруднилась назвать банковские операции одна пятая часть опрошенных. Наиболее известны индивидам следующие операции: перевод денег (47,36 %); кредиты (26,31 %); преумножение капитала (21,05 %).
В экономических классах общеобразовательных школ картина несколько лучше: выпускники среди признаков надежности банков на первое место поставили ликвидность (100 %); реально устанавливаемые проценты по вкладам (70 %); стабильность (80 %), хотя это определение как категория не совсем конкретное и не может объективно охарактеризовать надежность банка, а в нашем случае, что под этим определением понимают учащиеся. В высказываниях учеников десятых классов надежностью банка является стабильность и умеренность процентов по вкладам (73,33 %); долгосрочность «история банка» функционирования (66,6 %); ликвидность (46,66 %). В это же время вызывают недоумение 53,3 % респондентов, сказавших, что о надежности банка свидетельствуют «большие проценты по вкладам», «огромный офис и много филиалов» (13,33 %); уют (6,66 %); «чистое и красивое многоэтажное здание» (6,66 %); реклама (20 %). А это свидетельствует о том, что теоретические знания, полученные на уроках экономики, были не закреплены, не легли в основу экономических представлений, не сформировали научные понятия, не стали убеждениями и позицией.
В одиннадцатых классах 20 %, прослушавших курс «экономических знаний», показали неустойчивость, несформированность научных понятий: «выдача кредитных денег» воспринимается учащимися как «пластиковые карточки». Можно сделать вывод, что научное понятие, данное только на теоретическом уровне и не подкрепленное эмпирически, не проведенное через деятельность, причем реальную, не становится знанием и не способствует экономической подготовке личности к будущей профессиональной деятельности, не закладывает основ экономического мышления, не является средством развития социальных аспектов личности.
В целях воспитания и подготовки цивилизованного и грамотного будущего клиента, формирования рынка потребителей банковских услуг акционерным коммерческим банком «СБС – АГРО» под руководством заместителя управляющего А.В. Стихина ведется большая работа по информированию подрастающего поколения о возможностях банка, разрабатывается практическое пособие для молодого клиента банка, с тем чтобы с этим пособием могли ознакомиться все школьники г. Челябинска. В данном случае в вопросе экономического образования населения объединились общеобразовательные школы и банк «СБС – АГРО».
Следующим социальным аспектом развития личности является активное участие в историко-эволюционном процессе. Для этого учащиеся уже на школьной скамье должны ощутить свою позицию, свое участие в жизни. Это можно обеспечить включением в жизнь школы, района, города, страны, через ролевые игры. Задача экономического образования – дать стране личность, удовлетворяющую свои потребности и работающую на престиж родины.
Библиографический список
1. Психология: слов. / под общ. ред. В.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 496 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1996 – 46с.
3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, – 1993. – 608 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.– М.: Мысль, 1991.– 299 с.
Экономическое образование: теория и практика. –
Челябинск, 1997. – Вып.1.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69