Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
Соавтор О.А. Ворожеева
Начавшиеся в России в конце 80–х гг. социально-экономические и политические преобразования обусловили необходимость существенных изменений содержания образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. школа (в широком смысле слова) должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности [6]. В ней также утверждается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед российским образованием сегодня стоит задача экономической подготовки для всех членов современного общества, особенно молодежи. Мы согласны с мнением С.В. Раскиной о том, что экономическая грамотность населения, особенно молодежи, является показателем достигнутого уровня цивилизованности общества, потенциалом для его дальнейшего развития [9, с.3].
Эффективность экономического образования подрастающего поколения напрямую связана с уровнем экономической грамотности и воспитанности учителей. Мы убеждены в том, что овладение педагогами системой экономических знаний, умений и навыков является залогом дальнейшего развития российской экономики, а следовательно, залогом роста благосостояния и культуры нашего народа, всестороннего, гармоничного развития человека [1, с.22–23].
Таким образом, особую актуальность на сегодняшний день приобретает проблема экономического образования педагогических кадров. Данное положение находит свое отражение в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Федеральной программе развития образования в России на 2000–2002 гг. и других нормативных документах. Так, одной из стратегических задач Программы развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Челябинской области является «повышение культуры экономической деятельности на территории Челябинской области на основе роста качества образования выпускников вузов области» [8, с.8].
Мы также солидарны с мнением Л.Е. Эпштейна в том, что педагог как член общества является участником экономической жизни данного общества, поскольку субъектом экономической деятельности является каждый человек, независимо от профессии [11, с.12]. Из этого следует, что учитель должен отвечать требованиям, предъявляемым обществом как к его педагогической подготовке, так и к подготовке экономической.
Диапазон актуальных проблем экономического образования молодежи, в том числе и проблем подготовки будущих учителей, изучаемых педагогической наукой, характеризуется широким понятийным рядом: «экономическая культура», «экономические знания, умения, навыки», «экономическая деятельность», «экономическое мышление», «экономическое сознание», «экономические интересы», «экономические убеждения», «экономическое поведение», «экономические потребности», «экономическое воспитание, обучение, развитие» и т.д. [2, с.17]. Однако для успешного осуществления экономического образования будущих учителей прежде всего необходимо пояснение понятий «экономическое воспитание» и «экономическое образование».
Данная необходимость обуславливается многоаспектностью вышеперечисленных понятий, приведшей к наличию различных подходов к их толкованию в педагогической науке. Так, Н.Я. Клепач, В.Д. Попов и Л.Е. Эпштейн в работе «Экономическое воспитание масс: организация и эффективность» (1979) рассматривают экономическое воспитание как систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования экономических знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное – экономического образа мышления и деятельности [5, с.19].
Десятилетием позже, в 1988 г., А.Ф. Аменд трактует экономическое воспитание как систематический, целеустремленный совместный процесс педагогического и ученического коллективов, родительской общественности, направленный на формирование у учащихся экономического стиля мышления, знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, на воспитание бережливости, экономности, экономической расчетливости, деловитости, организованности, ответственности, дисциплинированности, коллективизма, предприимчивости [1, с.50–51].
С точки зрения Н.П. Рябининой (1984), экономическое воспитание представляет собой «планомерный и систематический процесс, направленный на формирование у учащихся основ научных экономических знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для сознательного участия в экономических отношениях» [10, с.30].
Ученые Ю.А. Соколов и В.А. Тешкин (1986) в статье «Основные направления и пути совершенствования экономического воспитания в вузах» [3] трактуют экономическое воспитание как целенаправленное формирование у молодежи экономического мышления и экономической культуры, а на этой основе – выработку таких норм поведения и практических действий, которые необходимы для эффективного развития общественного производства.
Исследования в области экономического образования молодежи значительно активизировались в конце 1980–х – начале 1990–х гг. в связи с развитием рыночных отношений в нашей стране. Особенно актуальной стала проблема экономической подготовки будущих учителей в связи с возникшим дефицитом соответствующих педагогических кадров.
Исходя из современной социально-экономической ситуации в России, целью экономического образования является «формирование четких мировоззренческих позиций личности, адаптация ее к экономической реальности и социальному окружению, а также ее экономическая социализация, ее нравственно-духовная цельность» [4, с.272].
Авторы концепции непрерывного социально-экономического образования и воспитания молодежи В.А. Поляков и И.А. Сасова центральной идеей непрерывного экономического образования считают «постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности» [7]. Отсюда следует вывод о необходимости экономического образования будущих учителей.
Учеными сегодня рассматриваются различные аспекты экономической подготовки будущих учителей. Так, например, И.Н. Аленченковым, Ш.Н. Файзуллаевым изучены общие вопросы подготовки учителей к экономическому образованию и воспитанию школьников. Т.Н. Пильщикова, в свою очередь, рассмотрела процесс формирования экономического мышления студентов педвузов. Н.П. Рябининой описана теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению эколого-экономического образования. А.А. Сысоева заострила внимание на проблеме формирования экономической культуры студентов педвузов. С.В. Раскина, И.Г. Рябова указали на необходимость подготовки будущих учителей к осуществлению экономического образования и воспитания младших школьников.
Таким образом, анализ передового педагогического опыта позволяет нам сделать вывод о том, что проблема экономического образования будущих учителей в педагогической теории и практике изучается. Подготовка экономически грамотного учителя, обладающего современным экономическим мышлением, способного подготовить молодое поколение к профессиональному самоопределению и самореализации личности в рыночных отношениях, – проблема наиболее актуальная на настоящий момент.
Библиографический список
Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников: метод. реком. / А.Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ, 1988. – 72 с.
Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: моногр. / А.Ф. Аменд. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. – 152 с.
Вопросы экономического образования и воспитания: тез. VIII межвуз. семинара. – Челябинск: ЧГПИ, 1986.
Грохольская, О. Г. Становление и развитие экономического образования в российской общеобразовательной школе. 1917–1997 гг.: дис. … д-ра пед. наук / О.Г. Грохольская – М., 1997. – 322 с.
Клепач, Н.Я. и др. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность / Н.Я. Клепач. – М.: Экономика, 1979. – 224 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нар. образование. – 2002. – № 4. – С. 254–269.
Поляков, В. А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В.А. Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 19–26.
Программа развития высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в Челябинской области на 2000–2005 годы. – Челябинск: ЧГПУ, 2000. – 21 с.
Раскина, С.В. Управление подготовкой будущих учителей к осуществлению экономического образования младших школьников: дис. … канд. пед. наук / С.В. Раскина. – Челябинск, 2001. – 186 с.
Рябинина, Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: дис.…канд. пед. наук / Н.П. Рябинина. – Челябинск, 1984. – 184 с.
Эпштейн, Л.Е. Вопросы экономического воспитания учащихся в средней школе / Л.Е. Эпштейн // Социально-экономические проблемы народного образования. – М.: Просвещение, 1969. – 154 с.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69