Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
Соавторы Н.К. Окунева, А.А. Саламатов, П.С. Яковлев
Экономическое воспитание неразрывно связано с трудовым, является его естественным дополнением и продолжением. Но было бы наивным полагать, что при этом можно ограничиться только поучениями. Опыт свидетельствует, что истинную ценность для человека имеет лишь то, во что вложен его собственный труд.
Больше того, как справедливо замечает Н.П. Рябинина: «Человек познает экономические законы, понятия и категории в трудовой деятельности. Эффективное экономическое воспитание возможно лишь в процессе труда, или же оно становится формальным, превращается в передачу и усвоение определенной суммы знаний».
Хотя задача экономического воспитания школьников носит комплексный характер, наибольшими возможностями для этого располагает образовательная область «Технология». Тем не менее, приходится констатировать, что они реализуются пока еще далеко не полностью. На наш взгляд, это происходит, прежде всего, потому, что вопросы экономического воспитания недостаточно представлены в самих программах по технологии, где они по существу ограничены изучением домашней экономики семейного предпринимательства. У учащихся не формируется сколько-нибудь целостного представления о рыночной экономике, экономических аспектах производства и сбыта продукции, возможностях экономии природных ресурсов, общественного труда, снижения себестоимости товаров и т.д. Объективности ради, следует сказать, что эту работу по своей инициативе проводят отдельные учителя технологии. Но при этом они сталкиваются со значительными трудностями из-за отсутствия необходимой подготовки, а также соответствующих пособий и методических разработок.
На факультете технологии и предпринимательства (ФТиП) Челябинского госпедуниверситета экономическому образованию будущего учителя отводится важное место. Оно имеет преемственный характер и включает теоретическую и практическую подготовку студентов к этой работе с учащимися.
Изучение экономической теории строится на основе феномена «включенности» обучаемых в жизнь общества (по Т. Териковой). Их приучают смотреть на разбираемые проблемы как бы «изнутри» – с позиции людей, занимающих определенное социальное положение, а не пассивных наблюдателей.
Получаемые студентами экономические знания используются при изучении технологических дисциплин (оптимальный выбор материалов, способов изготовления изделий, возможности сбережения труда и пр.). Наряду с этим они включаются в деятельность хозрасчетных участков, организованных на базе учебных лабораторий и мастерских. Их привлекают к производственному планированию, подготовке технико-экономической документации, оформлению договорных отношений с заказчиком, которым является администрация вуза. Студенты изготовляют и ремонтируют оборудование для учебных аудиторий, музеев и выставок, бытовых объектов территории университетского городка, шьют модную одежду, трудятся на агробиостанции и т.д. Поскольку вся эта работа направлена на улучшение условий для их учебы и быта, а также стимулируется морально и материально, она выполняется, как правило, охотно и качественно. При этом не только реально осуществляются получаемые ими технико-технологические и экономические знания и умения, но и формируется необходимая учителю активная жизненная позиция.
На старших курсах особое внимание уделяется обучению студентов бизнес-планированию – от поиска перспективных идей до их практической реализации в предпринимательской деятельности.
Серьезное внимание уделяется экономической стороне подготовки студентов к педагогической практике. Они готовят методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по экономике, консультации для учителей и беседы с родителями. Лучшие из этих разработок ложатся в основу дипломных проектов, выносятся на научно-практические конференции, представляются на конкурсы студенческих грантов.
Однако проведенный в последнее время анализ состояния экономического образования студентов ФТиПа показал необходимость осовременивания содержания курса семейной экономики, а также дополнение программы обзором состояния и перспектив экономического развития своего региона.
Школа и производство. – 2004. – № 2. – С. 10.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69